Алевтина Саражина
Программа «Разноцветные ладошки» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №11 «Капелька»
П Р О Г Р А М М А
«Разноцветные ладошки»
(для детей от 2 до 3 лет)
Разработал:
Саражина А. А.
воспитатель
г. Протвино Московской область
Содержание
1. Пояснительная записка …3
2. Тематический план…. 5
3. Содержание программы…. 8
4. Методическое обеспечение….…9
5. Литература….…. 10
Приложение 11
1. Пояснительная записка
Темочки:
Программа рассчитана на один учебный год (с октября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю, по пятницам. Всего 31 занятие в год.
Концепция программы
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки.
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Целью занятий является развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: рисование ладошками и по трафарету.
Задачи:
- развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости;
- учить видеть мир в живых красках;
- развивать речь, фантазию;
- побуждать детей к творчеству.
Методы обучения: наглядные, словесные и практические:
– наблюдения с детьми;
– обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
– объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
– показ способов действия;
– упражнения;
– игровые приемы;
– совместный анализ выполненной работы.
Ожидаемые результаты:
- развивается мелкая моторика, которая влияет не только на умение ребенка использовать свои руки, но и способствует развитию речи;
- улучшается состояние организма в целом;
- ребенок знает, что такое цвет, различает основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый);
- ребенок умеет строить «причинно-следственные» связи.
Итогами детской деятельности служат выставки детских работ, подарки родителям к праздникам.
Условия работы
• Занятия проводятся 1 раз в неделю в пятницу, в первой половине дня. Продолжительность занятия 15-20 минут;
• Занятия проводятся в соответствии с данной программой и согласно годовому плану.
2. Тематический план
Месяц Неделя Тема занятия Задачи
Октябрь
1
2
3
«Осеннее дерево»
«Запасливый ежик»
«Заюшкин огород» (морковка)
Рисование пальчиками и ладошками
Рисование ладошками. Трафарет
Рисование ладошками. Трафарет.
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
«Медвежонок с ягодами»
«Снегири прилетели»
«Сорока-Белобока»
«Домик для лисички»
Трафарет. Пластилин
Трафарет. Нитки. Рисование ладошками
Трафарет. Салфетки.
Трафарет. Ладошки
Декабрь
1.
2.
3.
4.
«Варежки для малышей»
«Сапожок для подарков»
«Дед мороз»
«Новогодняя елка». Коллективная работа
Трафарет. Веревки.
Трафарет. Вата.
Рисование ладошками
Рисование ладошками. Конфетти.
Январь
1.
2.
3.
4.
«Ангелочки»
«Паровозик из Ромашково»
«Гуси-лебеди»
«Моя лошадка»
Рисование ладошками.
Рисование ладошками. Коллективная работа.
Рисование ладошками.
Трафарет. Нитки.
Февраль
1.
2.
3.
4.
«Зубастый крокодил»
«Краб»
«Кораблики». Открытка для папы и дедушки.
«Веселые осьминожки»
Рисование ладошками
Рисование ладошками
Трафарет. Ладошки.
Рисование ладошками.
Март
1
2
3
4
«Разноцветные улитки»
«Кактусы»
«Пчелки»
«Гусеница»
Рисование ладошками.
Рисование ладошками
Рисование ладошками
Рисование ладошками
Апрель
1
2
3
4
«Дракончик»
«Ракеты»
«В Африке». Коллективная работа
«Весенний букет»
Рисование ладошками.
Трафарет. Ладошки. Фольга.
Трафарет. Ладошки
Трафарет. Ладошки
Май
1.
2.
3.
4.
«Бабочки»
«Божьи коровки»
«Подсолнух»
Коллективная итоговая работа
Рисование ладошками
Трафарет. Рисование пальчиками
Рисование пальчиками и ладошками
Ладошки, трафареты, бросовый материал.
3. Содержание программы
Программа включает в себя рисование ладошками и по трафарету на определенные темы. Тематика занятий определяется временем года, праздниками.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Вот и получилась коллективная работа «Аквариум». Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.
Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
С помощью ладошек, можно нарисовать целую семью осьминожек разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.
А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.
Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.
Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.
Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.
Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольники или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.
По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.
4. Методическое обеспечение
В течение года один раз в неделю проводятся занятия «Разноцветные ладошки». Главным методом проведения занятий является игра. Воспитатель обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, создает необходимый эмоциональный настрой.
Даже для детей 2-3 лет рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Для рисования пальчиками, желательно использовать большой лист бумаги.
Ход работы:
- ребенок намазывает губкой свою ладошку и оставляет отпечаток на листе бумаги;
- ребенок с помощью воспитателя дорисовывает детали, для того, чтобы получился предмет, хорошо известный ребенку.
Выбираем краски для рисования
Важнейший критерий выбора красок для рисования пальцами – безопасность. Маленькие дети все любят пробовать на вкус, поэтому при их производстве используют только пищевые красители. По этой же причине в краски добавляют соль, чтобы у ребенка не возникало желания попробовать их еще раз.
Есть более безопасный способ – сделать краски для пальчикового рисования самостоятельно. Для этого необходимы: мука, соль, растительное масло и красители (сок моркови, свеклы, петрушки). Из перечисленных ингредиентов готовится «основа», консистенции густой сметаны, которую разлить по баночкам и добавить краситель.
Для оформления детских работ используются методы декорирования нитками (хвост и грива у лошадки, веревки (соединяем варежки, фольга (украшаем ракеты, салфетки (для сороки-белобоки, вата (украшение новогодней елки, снеговика)
5. Литература
1. И. А Лыкова – Изобразительная деятельность в детском саду (ранний возраст) М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
2. Е. А. Янушко – Рисование с детьми раннего возраста. Мозаика-Синтез, 2006.
3. О. Г. Жукова – Планирование и конспекты занятий по изодеятельности, для детей раннего возраста. Айрис дидактика, 2008.
Приложение