Нестеренко Марина
Программа работы кружка для детей с ОВЗ «Чудо-тесто» с использованием соленого теста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многие другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.
Публикация «Программа работы кружка для детей с ОВЗ „Чудо-тесто“ с использованием соленого теста» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности.
Актуальность Программа «Чудо-тесто», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми с ограниченными возможностями и их родителями основными приёмами обработки соленого теста и вовлечение их в творческий процесс. Программа адаптирована к задачам творческой реабилитации в условиях реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями. Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации, социальной интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Социализация ребенка с ОВЗ невозможна без развития коммуникаций, творческая реабилитация выступает здесь эффективным методом развития коммуникаций, расширения социальных связей, социальной адаптации и оптимизации процесса социальной интеграции ребёнка с ограниченными возможностями. Реабилитационные занятия по данной программе создают благоприятные условия для профессионального самоопределения, развития познавательной активности ребенка и его творческой самореализации. Программа призвана познакомить детей, имеющих ограниченные возможности, с декоративно-прикладным искусством, способствует социализации и повышению самооценки ребенка.
Содержание программы реализует задачу социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, регламентированную Государственным стандартом социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждением социального обслуживания Московской области.
Для реализации программы социально-реабилитационной направленности «Чудо-тесто» предусмотрена очная форма обучения.
Срок освоения программы рассчитан на один реабилитационный курс ребёнка. Занятия проводятся по 40 минут. Время меняется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и с учётом диагноза заболевания. Процесс обучения рассчитан на 4-7 занятий. Возраст детей от 3 до 18 лет. Специалист имеет право вносить изменения и дополнения в содержание индивидуальной программы реабилитационных мероприятий ребёнка.
Освоение содержания программы происходит через следующие виды:
• Мастер – классы
• Индивидуальные консультации
• Групповые консультации
• Групповые, индивидуальные занятия.
Значение данной работы для развития ребенка
Тестопластика :
• - способствует развитию познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• - стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления;
• - активизирует мыслительные процессы: в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• - способствует развитию речи: отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте навыков планирования своей работы;
• - имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;
• - способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• - развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• - совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• - служит стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Цель программы : Разностороннее комплексное развитие и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему самоопределению.
Задачи:
Развивающие:
1. Познакомить учащихся с материалами и инструментами, используемыми при работе с соленым тестом, оборудованием рабочего места, основами безопасного поведения во время работы. 2. Познакомить с различными приёмами работы с соленым тестом.
3. Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
4. Развивать мелкую моторику рук, глазомера в процессе освоения различных технологических приёмов.
5. Развивать логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, память, внимание, устную речь.
6. Развивать речевые и коммуникативные качества.
Коррекционные:
Формировать умение 1. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).
2. Формировать умение предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения).
3. Формировать умение контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
4. Формировать умение работать в коллективе.
Воспитательные:
1. Формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию.
2. Воспитывать аккуратность, целеустремлённость; развивать художественно-эстетический вкус.
3. Воспитывать желание ребёнка доводить работу до конца и выполнять самостоятельно.
4. Воспитывать чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы работы. Обучение построено по принципу: от простого к сложному. В основном при проведении занятий применяются объяснительно-иллюстративный, наглядный метод и сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с получателями услуг. Практические занятия различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся работать не только по образцу, но и создавать свой вариант изделий, всячески развивая фантазию и воображение.
Для расширения кругозора и развития эстетического вкуса проводятся беседы, выставки.
Для установления благоприятного психологического климата в коллективе работа проводится под музыку, а для стимуляции интереса к ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки работ.
Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. Перед практическими работами проводится инструктаж по правилам безопасности труда.
Методы:
• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
• Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
• Практический
Формы:
- Индивидуальные
- Групповые.
Материально-техническое обеспечение:
- соленое тесто или мука, соль, растительное масло, вода, миска для замешивания теста, мерная ложка или кружка;
- стеки или пластиковые ножи;
- доски для раскатывания теста;
- скалки или пластиковые бутылочки с водой;
- деревянная палочка для обработки краев;
- зубочистки, карандаш;
- декоративные пуговицы;
- подручные средства (вилка, расческа, ложка и т. п.)
- бросовый материал;
- формочки, шаблоны;
- кисти;
- краска гуашевая;
- фольга или пергаментная бумага.
Содержание программы реабилитации
Вводное занятие.
• Ознакомление детей с планом работы.
• Организация рабочего места.
• Инструктаж по ТБ
• Инструменты и материалы.
• Материалы для лепки. Инструменты и приспособления. Правила поведения на занятиях, техника безопасности труда.
• Беседа «История возникновения лепки из солёного теста». Как появилась идея и первые изделия.
• Разновидности изделий из теста (украшения, сувениры, различные фигурки).
Виды работ с тестом :
Готовим тесто.
• Теоретические сведения: состав теста, классический рецепт теста,способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста.
• Вымешивание теста. Цветное тесто : полезные советы по окрашиванию.
• Хранение теста.
Практика:
• замешивание теста, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм.
Техника лепки.
• Теоретические сведения: техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.
Практика:
• определение количества нужного теста для изделия, распределение окрашенного теста для отдельных деталей. Освоение 5 простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и лепка элементов. Создание фактуры. Сушка.
Лепка изделий.
Теоретические сведения:
просмотр образцов и иллюстраций, образец готового изделия, подбор инструментов, определение количества теста.
Практика:
лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов, освоение различных способов скрепления деталей.
Комбинирование изделий.
Теоретические сведения: повторение различных приёмов изготовления отдельных деталей, просмотр картин и сложных работ из теста, изготовленных из плоских и объёмных деталей. Знакомство с композицией. Сочетание цветовой гаммы в картине, подбор фона, драпировки и рамки.
Практика:
выбор иллюстрации для картины, изготовление шаблонов, подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.
Хранение и восстановление изделий.
Теоретические сведения:
условия хранения изделий из теста, температура воздуха, необходимая для хранения. Уход за изделиями. Причины повреждения и способы их устранения.
Практика:
ремонт и восстановление повреждённых изделий.
Заключительное занятие.
Итоговая выставка. Подведение итогов за период заезда. Рекомендации.
Календарно-тематическое планирование
(Возраст 3 – 7 лет)
ТЕМА ЦЕЛЬ
1. Вводное занятие «Королева Мука в гости позвала»
Познакомить детей с историей
и особенностями
тестопластики, с названиями и
назначением инструментов и
приспособлений. Вызвать
интерес к лепке из соленого
теста.
2. «Испекли мы с бабушкой вкусные оладушки».
Совершенствовать технику
лепки округлых форм
круговыми движениями
ладоней. Показать
приёмы изменения формы для
передачи формы :
(сплющивание, вытягивание,
сдавливание)
3. «Вкусное печенье».
Познакомить детей с приёмами
лепки: сплющивание в диск и
полусферу.
4. «Выпекали мы в печи
пироги и калачи».
Познакомить детей с основным
способами и приемами лепки
хлебобулочных изделий из
солённого теста : калачей,
хлебов, караваев, батонов и т. д.
Развивать самостоятельность и
активность при выборе
способов оформления изделий
(украшение пирогов косами,
сетками, жгутами, и т. д.) .
5. «Витаминки с грядки»
(лепка овощей и фруктов)
Продолжать знакомить детей со
свойствами соленного теста.
Закреплять умение передавать в
лепке характерные особенности
овощей и фруктов (форма,
размер, цвет) ; использовать
знакомые приемы и способы
лепки: оттягивание,
сглаживание, прищипывание.
6. «Корзинка с грибами».
Создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста : раскатывание, сплющивание, лепка пальцами.
Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
7. «Бусы и браслеты»
Закрепить умение применять
знакомые приемы лепки
(раскатывание валиков,
скатывание шариков,
нанизывание их на палочку,
соединение деталей).
Побуждать к самостоятельному
поиску способов декорирования
украшений.
8. «Насекомые. Улитка»
Совершенствовать технику
раскатывания небольших
комков соленого теста
продольными движениями
ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины).
9. «Праздник круглый
год. Смайлики. То грустно, то смешно.»
Лепить из соленного теста рожицы с разной мимикой (грустно, весело, удивление). Продолжать находить приемы изменения формы (сплющивание, вытягивание, сдавливание, развивать воображение, фантазию.
10. «Подарок маме».
Предложить детям сделать
руками. Вызвать интерес к
лепке из соленого теста.
Упражнять в умении
раскатывать соленое тесто
разными приемами (круговыми,
прямыми и т. д.)
11. Подготовка и
проведение выставки.
Предложить детям организовать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников.
Воспитывать дружелюбие, желание помочь друг другу.
(Возраст 8 – 12 лет)
ТЕМА ЦЕЛЬ
1. Вводное занятие «Королева Мука в гости позвала».
Познакомить детей с историей
и особенностями
тестопластики, с названиями и
назначением инструментов и
приспособлений. Вызвать
интерес к лепке из соленого
теста. Лепка на свободную тему.
2. «Медведи на льдине»
Совершенствовать умение
свободно варьировать разные
приемы лепки для создания
выразительного образа.
Развивать чувство формы,
пропорций, мелкую моторику.
3. «Рамка для
фотографии».
Упражнять в сочетании
различных видов оформления,
развитие фантазии и
воображения.
4. «Букет в вазе».
Упражнять в умении лепить цветы из соленого теста (ромашки).
Продолжить знакомить детей со
способами присоединения
деталей к основе.
5. Панно «Чаепитие».
Продолжать упражнять детей раскатывать пласты теста скалкой, вырезать стекой по шаблону, выравнивая края палочкой либо стекой.
6. «Сердечки».
Продолжать упражнять детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить
шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста.
7. Панно «Цветы». Продолжать упражнять в умении лепить цветы из соленого теста. Последовательно соединять детали, делать мелкие налепы.
8. «Красивый кулон» Выполнение поделки по образцу. Закрепить основные формы для создания кулона, правильно подобрать форму и цветовую гамму.
9. «Мышка на сыре» Совершенствовать умение
свободно варьировать разные
приемы лепки для создания
выразительного образа.
Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику
10. Коллективная работа «Веселые инопланетяне» Уметь правильно расположить детали на плоскости, применять основные методы создания композиции.
11. Подготовка и
проведение выставки.
Предложить детям организовать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников.
Воспитывать дружелюбие, желание помочь друг другу.
(Возраст 13 – 18 лет)
ТЕМА ЦЕЛЬ
1. Вводное занятие «Королева Мука в гости позвала».
Познакомить детей с историей
и особенностями
тестопластики, с названиями и
назначением инструментов и
приспособлений. Вызвать
интерес к лепке из соленого
теста. Лепка на свободную тему.
2. «Корзинка с фруктами» Изготовление корзинки с фруктами. Познакомить с основными формами корзин, со способами переплетения жгутов. Упражнять в правильном расположении деталей на плоскости, применении основных методов создания композиции.
3. «Совушка – сова»
Учить детей лепить птиц от овала;
Уметь делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев;
Использовать стеку Частичный показ способов выполнения;
4. «Кот Матроскин»
Продолжать упражнять лепить фигурку животного (с вытянутыми лапками);
Передавать движение скрещиванием и поднятием лап,;
Раскрашивать бесцветное тесто.
5. «Что на дне морском?»
Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы;
Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб, делать надрезы, налепы;
Показать разные способы лепки водорослей: скручиванием, раскатыванием с прорисовкой, использование трафарета;
Делать ракушки, используя расческу.
6. «Лев»
Упражнять в использовании в работе трафарет, лепке фигурки животного;
Закреплять способ изготовления объема с помощью чеснокодавилки.
7. «Ангелок»
Закреплять умение лепить фигурку человека, соблюдая соотношение частей;
Лепить конусовидную форму, скреплять части водой;
Создавать сюжетную композицию; придавать выразительность образа дополнительными деталями (искусственные волосы и др.)
8. «Подсвечник»
Закреплять умение делать подставку под свечку, составляя композицию из округлых форм;
Делать основу, соответственно размеру свечи.
9. «Рог изобилия»
Совершенствовать навыки лепки округлых и овальных форм,
Делить конусовидную форму на равные части, составлять композицию.
10. «Цветы» Совершенствовать навыки изготовления цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики;
Совершенствовать навыки в составлении композиции.
11. Подготовка и
проведение выставки.
Предложить детям организовать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников.
Воспитывать дружелюбие, желание помочь друг другу.
Методическая литература
1. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика.
2. Подласый И. П. курс лекций по коррекционной педагогике. – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3. Силаева К. Соленое тесто. Украшения. Сувениры. – М. 2005.
4. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. Москва. Изд. Дом МСП. 2006.
5. Рубцова Е. С. Лепим из соленого теста. – Ростов н/ Д: Владис: М., 2009.
6. Романовская А. Л. Поделки из соленого теста / А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. – М. : АСТ; Мн. : Харвест, 2007.
7. Ханова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
8. Хоменко В. А. Соленое тесто. Шаг за шагом. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007.
9. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих. – М. 2005.
10. Чибрикова О. В. Азбука соленого теста. М. : Эксмо, 2010.