Ольга Тимофеева
Программа профилактики школьной дезадаптации «Я готов к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вид программы и ее актуальность
Актуальность.
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент для детей 6-7 лет. От того как он будет учиться, легко ему будет или трудно, зависит его желание познавать новое в дальнейшем.
Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безоблачному и успешному вхождению в учебную деятельность. Часто, не сформированный в дошкольный период интерес к познанию нового, плохая усидчивость, неумение контролировать внимание могут стать причиной плохой успеваемости или даже привести к психологическим проблемам в общении с учителем и одноклассниками.
Темочки:
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным обеспечением преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и психологическое сопровождение преемственности на этапе «детский сад – начальная школа».
Первым качественным этапом развития ребенка выступает дошкольное учреждение. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств ребенка, что полностью соответствует современным запросам подрастающего поколения, общества и государства. Принципиальное отличие нововведений в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящего с ней в процессе обучения изменения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний, определена стандартом как главная ценность обучения. Важно не просто передать знания ребенку, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.
Деятельностный подход - концептуальная основа нового стандарта. Ребенок должен овладевать универсальными учебными действиями: личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными, а также овладевать целевыми ориентирами для успешного обучения в школе.
Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики возможных достижений на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок должен овладеть способностью к обучению и саморазвитию. А для этого необходимо сформировать мотивацию к обучению и познанию, развивать познавательную деятельность, должны быть развиты предпосылки для формирования учебной деятельности. Ребенку необходимо овладеть навыками самостоятельности и умением адекватно оценивать свою работу. Все эти обязательные требования, предъявляемые к дошкольникам, служат для успешного перехода его на следующую ступень образования и развития.
Данная коррекционная программа направлена на работу с детьми 6-7 лет, показавшими низкий уровень предпосылок учебной деятельности при проведении первичного диагностического исследования.
2. Описание участников программы
Целевая группа: воспитанники подготовительной группы ДОУ, показавшие по результатам первичной диагностики готовности к школе недостаточный уровень сформированности эмоционально-волевого и мотивационного компонента психологической готовности к обучению.
Программа может быть реализована со всеми детьми 6-7 лет, вне зависимости от результатов диагностики. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек.
3. Описание целей и задач программы
Цель программы : подготовка детей 6-7 лет к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
• Развитие логического мышления и памяти;
• Развитие словарного запаса, расширение кругозора;
• Развитие мыслительных процессов, навыков анализа, синтеза и обобщения;
• Развитие мелкой моторики, способности к согласованному взаимодействию;
• Развитие воображения, творческих способностей у детей;
• Формирование способности управления своим поведением, развитие произвольного внимания, способности быстрого его переключения;
• Развитие навыков саморегуляции, способности снимать мышечное и эмоциональное напряжение.
3. Структура и содержание программы
Программа занятий включает два раздела. В первом разделе (занятия с первого по четвертое) представлено содержание работы, направленное на развитие групповой сплоченности и формирование положительного эмоционального отношения участников друг к другу, повышение самооценки и снятие психоэмоционального напряжения. Игры и упражнения, включенные в первый раздел, способствуют формированию у детей ценностного отношения к понятию «дружба», позволяют совершенствовать коммуникативные навыки.
Во втором разделе раскрыто содержание работы по формированию у детей познавательной активности и эмоционально-волевого компонентов психологической готовности к школе. Деление программы на два раздела условно, т. к. игры и упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и сплочение детского коллектива включены во все занятия программы.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из трёх частей. Первая часть направлена на сплочение группы, создание положительного эмоционального фона и настрой на совместную деятельность. По содержанию – это ритуалы приветствия, которые ведущий выбирает, руководствуясь содержанием занятия.
Вторая часть – основная. По содержанию – это чтение «лесных» сказок, которые позволяют решать дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. После чтения и обсуждения сказки дети играют в школу. Игры и упражнения, которые дошкольники выполняют во время импровизированного урока и перемены, направлены на развитие волевой регуляции и самоконтроля, зрительно-моторной координации, внимания, расширение кругозора.
Третья, завершающая, часть занятия направлена на поддержание общего положительного фона занятия. По содержанию – это получение обратной связи от детей о проведенном занятии и традиционный ритуал прощания.
Эта схема, повторяющаяся в течение всего цикла занятий, через сквозные моменты игровых тем и приемов, формирует ожидания, способствующие организации, дисциплинированности детей на занятиях.
Темы занятий могут изменяться, может меняться их очередность, время на каждую тему, в зависимости от индивидуальных особенностей, как участников, так и ведущего группы. В предлагаемой программе подразумевается широкий простор для творчества психолога при составлении заданий.
Реализация программы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом.
Учебно-тематический план
№ занятия Цели и задачи Содержание Кол-во часов
1. -Сплочение группы, расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, координации движений;
-Развитие произвольной сферы
-Подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Снежный ком».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
3. Игра «Когда это бывает?»
4. Игра «Какой фигуры не стало?»
5. Игра «Слушай хлопок».
6. Дыхательное упражнение.
7. Рисованите графического узора под диктовку.
8. Пальчиковая гимнастика «Разминка»
9. Прощание «Круг друзей»
30 минут
2. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, координации движений;
-Развитие произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте познакомимся».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
3. Игра «Кто где живет?»
4. Игра «Раз-себе, два-другому»
5. Дыхательное упражнение
6. Игра «Что изменилось»
7. Рисование графического узора под диктовку
8. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
8. Упражнение в рабочей тетради
9. Прощание «Круг друзей» 30 минут
3. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, координации движений;
-Развитие произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте познакомимся».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
3. Игра «Четвертый лишний»
4. Игра «Будь внимателен»
5. Дыхательное упражнение
6. Рисование графического узора под диктовку.
7. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
8. Упражнение в рабочей тетради «Дорисуй»
9. Прощание «Круг друзей» 30 минут
4. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, координации движений;
-Развитие произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
3. Игра «Стираем и сушим белье»
4. Игра «Цветные ладошки»
5. Дыхательное упражнение
6. Рисование графического узора под диктовку.
7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
8. Упражнение в рабочей тетради «Посчитай и запиши»
9. Прощание «Круг друзей»
30 минут
5. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие слуховой памяти, внимания, математических представлений, ориентировки на листе бумаги, логического мышления, координации движений;
-Развитие произвольной сферы, подготовка руки к письму.
1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
3. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
4. Игра «Слушай хлопок»
5. Дыхательное упражнение
6. Рисование графического узора под диктовку.
7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
8. Упражнение в рабочей тетради
9. Прощание «Круг друзей» 30 минут
6. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие осязательной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, координации движений;
-Развитие произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
3. Упражнение на развитие осязательной памяти.
4. Игра «Говори наоборот»
5. Игра «Четыре стихии»
6. Дыхательное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку.
8. Пальчиковая гимнастика «Замок»
9. Упражнение в рабочей тетради «Путаница»
10. Прощание «Круг друзей» 30 минут
7. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления, учить составлять описательные рассказы по серии сюжетных картинок;
-Развитие координации движений, произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
3. Игра «Времена года»
4. Игра «Веселые спортсмены»
5. Энергетическое упражнение «Точки мозга»
6. Рисование графического узора под диктовку.
7. Пальчиковая гимнастика «Замок»
8. Упражнение в рабочей тетради «Времена года»
9. Прощание «Круг друзей»
30 минут
8. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие ассоциативной памяти, внимания, логического мышления, формирование умения называть ряд предметов обобщающим словом, развитие воображения;
-Ориентировка на листе бумаги,
Развитие координации движений, произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
3. Игра «Мир вокруг нас»
4. Игра «Любимое животное»
5. Энергетическое упражнение «Точки мозга»
6. Рисование графического узора под диктовку.
7. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
8. Упражнение в рабочей тетради «Улитка»
9. Прощание «Круг друзей»
30 минут
9. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, координации движений;
-Развитие произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.
3. Игра «Третий лишний»
4. Игра «Слушай хлопок»
5. Упражнение «Художники»
6. Рисование графического узора под диктовку.
7. Пальчиковая гимнастика «Комарик»
8. Упражнение в рабочей тетради «Сравни и заполни»
9. Прощание «Круг друзей»
30 минут
10. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительно- логической памяти, внимания, формирование умения классифицировать предметы по определенному признаку, развитие воображения, координации движений; произвольной сферы,
-Подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.
3. Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
4. Упражнение «Назови одним словом»
5. Игры «Позы»
6. Дыхательное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку
8. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
9. Прощание «Круг друзей» 30 минут
11. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительной и ассоциативной памяти, слухового внимания, логического мышления;
-Развитие воображения, координации движений, произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие. «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие зрительной ассоциативной памяти
3. Игра «Подбери слово»
4. Игра «Назови три предмета белого, синего, красного цвета»
5. Игра «Слушай хлопки»
6. Дыхательное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку
8. Пальчиковая гимнастика «Руки в сторону»
9. Упражнение в рабочей тетради «Пиктограммы»
10. Прощание «Круг друзей»
30 минут
12. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие слуховой и тактильной памяти, внимания, логического мышления, координации движений, произвольной сферы;
- Подготовка руки к письму. 1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение на развитие слуховой памяти
3. Игра «Назови профессии»
4. Игра «Угадай, что спрятано»
5. Игра «Будь внимателен»
6. Дыхатетльное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку.
8. Пальчиковая гимнастика «Руки в сторону»
9. Упражнение в рабочей тетради «Заштриховать предметы по образцу»
10. Прощание «Круг друзей»
30 минут
13. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие слуховой памяти, речи, внимания, логического и вербального мышления, воображения, координации движений;
-Развитие произвольной сферы, подготовка руки к письму. 1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение «Запомни фразы»
3. Игра «Что из чего делают?»
4. Игра «Определения»
5. Игра «Канон»
6. Дыхательное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку
8. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
9. Упражнение в рабочей тетради «Дорисуй фигуру»
10. Прощание «Круг друзей»
30 минут
14. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие зрительно- логической памяти, речи, внимания, логического и вербального мышления, ориентировка в пространстве,
развитие произвольной сферы;
-Подготовка руки к письму. 1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
2. Упражнение «Пары фигурок»
3. Игра «Цветок, дерево, фрукты»
4. Игра «Правая, левая»
5. Игра «Тропинка»
6. Дыхательное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку
8. Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь»
9. Упражнение в рабочей тетради «Соедини точки»
10. Прощание «Круг друзей» 30 минут
15. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие слухового внимания, логического мышления, ориентировка в пространстве,
развитие произвольной сферы;
-Подготовка руки к письму. 1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
2. Игра «Запретное число»
3. Игра «Закончи предложение»
4. Игра «Сколько в слове слогов?»
5. Игра «Бип»
6. Дыхательное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку.
8. Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь»
9. Упражнение в рабочей тетради «Заштриховать предметы по образцу»
10. Прощание «Круг друзей» 30 минут
16. -Расширение кругозора, обогащение словаря;
-Развитие воображения, понятийного мышления, ориентировка в пространстве;
-Развитие произвольной сферы, самоконтроля, подготовка руки к письму. 1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
2. Игра «На что это похоже?»
3. Игра «Закончи предложение»
4. Игра «Что к чему подходит»
5. Игра «Запомни свое место»
6. Дыхательное упражнение
7. Рисование графического узора под диктовку
8. Прощание «Круг друзей» 30 минут
Цикл занятий рассчитан на четыре месяца (16 занятий).
Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме.
Продолжительность каждого занятия не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Форма проведения: групповая. Только в группе, во взаимодействии и общении друг с другом, дети естественно и непринуждённо социализируются. В условиях групповых занятий им легче усвоить навыки саморегуляции действий и поведения, приобрести уверенность в своих силах, умение сотрудничать с другими.
9. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Для эффективной реализации психолого-педагогической программы «Я готов к школе!» необходимо создание следующих условий:
Кадровые условия
Занятия проводит педагог-психолог, или педагог-психолог совместно с воспитателем или социальным педагогом.
Специалист, который осуществляет реализацию профилактической программы, должен обладать следующими качествами:
знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
знать общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста;
владеть различными формами и методами работы с дошкольниками;
быть искренним, эмоционально открытым, артистичным;
обладать профессиональными навыками и уметь оценивать групповое взаимодействие.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы :
библиотека с подборкой литературы соответствующей проблематики;
методический кабинет;
ресурсы Интернет.
Требования к материально-технической обеспеченности учреждения.
Программу отличает техническая простота проведения, минимум дополнительных атрибутов. Для проведения занятий необходимо просторное помещение (групповая комната). В помещении должны быть столы для индивидуальной работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр.
Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания до начала занятий, так как работа в мало освещенном и душном помещении значительно снижает внимание и повышает утомляемость.
Перечень материалов, необходимых для реализации программы : рабочая тетрадь в крупную клетку для каждого ребенка, простой карандаш, цветные карандаши, колокольчик, диагностические и демонстрационные материалы, раздаточный материал.
Технические средства:
магнитофон с аудиозаписями для музыкального сопровождения упражнений;
принтер для тиражирования раздаточных материалов, бланков с заданиями, диагностических методик.
10. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в течение учебного года. В ее реализации можно выделить несколько этапов:
I. Подготовительный этап. Сроки реализации: сентябрь-октябрь. На этом этапе проводится диагностическое обследование детей 6-7 лет с целью определения сформированности предпосылок учебной деятельности и выявление возможных факторов риска при переходе к систематическому обучению в школе. По результатам проведенного обследования разрабатываются рекомендации педагогам и родителям по обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку. Осуществляется формирование родительского запроса на получение психолого-педагогической помощи в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Данный запрос формируется через проведение анкетирования родителей, проведение индивидуальных консультаций и групповых родительских встреч. На этом же этапе формируется группа детей для участия в профилактических занятиях, составляется график проведения встреч.
II. Основной этап. Сроки реализации основного этапа с ноября по март (могут варьироваться в зависимости от количества занятий). На этом этапе происходит практическая реализация цикла профилактических занятий с детьми. В ходе проведения встреч с диагностической целью проводится наблюдение за поведением и психоэмоциональным состоянием воспитанников. Продолжается консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями.
III. Итоговый этап. Сроки реализации: апрель-май. Оценивается эффективность профилактической программы по результатам диагностики психологической готовности детей к школе, отзывам педагогов и родителей, анализу посещаемости занятий.
11. Ожидаемые результаты
развитие у детей положительной мотивации к обучению в школе;
развитие произвольности и самоконтроля деятельности и поведения;
формирование адекватной положительной самооценки;
развитие эмоциональных и коммуникативных навыков, необходимых для психологической готовности к школе.
12. Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные критерии
При определении результативности профилактической работы использовались оценки, основанные на принципе обратной связи, а также методы динамического наблюдения, субъективной внешней экспертной оценки.
Критерий оценки Показатели Методы выявления
Формирование мотивационной готовности к школе - сформировано положительное отношение детей к школе и учебной деятельности;
- интерес детей к разным видам заданий, перерастающий в познавательный мотив деятельности.
Наблюдение
«Ознакомительная беседа» Венгер А. Л.
Методика «Персонификация мотивов» (М. Р. Гинзбург)
Проективная методика «Рисунок школы»
Развитие произвольности поведения и психических процессов - ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
- соблюдение детьми игровых правил, социальных норм поведения;
- умение внимательно слушать взрослого и выполнять его требования.
Наблюдение
Экспертные оценки педагогов и родителей
Развитие коммуникативных умений - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- сопереживает неудачам и радуется успехам других;
- старается разрешать конфликты. Наблюдение
Экспертные оценки педагогов и родителей
Формирование адекватной самооценки - ребенок уверен в своих силах;
- положительно относится к себе и к другим;
- обладает чувством собственного достоинства. Наблюдение
Методика «Лесенка»
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - сформированность компонентов психологической готовности к школе. Программа психолого-педагогической оценки готовности ребёнка к началу школьного обучения (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго).
Количественные критерии
Улучшение показателей психологической готовности к школе по сравнению с данными первичной диагностики: увеличение количества детей готовых к обучению в школе; преобладание в структуре мотивов учебного, социального и позиционного мотивов.
13. Сведения о практической апробации программы на базе ОУ
Психолого-педагогическая программа «Я готов к школе!» впервые была апробирована на базе МБДОУ «Детский сад № 83 «Улыбка» города Смоленска с 03.02.2020 года по 12.04.2021 года. По результатам апробации в программу были внесены изменения, дополнения. Далее программа успешно реализовывалась в данной образовательной организации с детьми подготовительных групп в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах. Об эффективности внедрения программы свидетельствуют результаты диагностики готовности к обучению в школе детей подготовительных групп.
Результаты психологической готовности к школе
Уровни 2020-2021 уч. г. (4) 2021-2022 уч. г. (24)
начало года конец года начало года конец года
Высокий 0 2 (50%) 3 (13%) 11 (46%)
Средний 3 (75%) 2 (50%) 17(71%) 13 (54%)
Низкий 1 (25%) 0 4 (16%) 0
По результатам диагностики на конец учебного года сохраняется небольшой процент детей с низким уровнем готовности к школе. Это связано с тем, что в общеразвивающих группах ДОУ совместно с детьми с нормативным развитием обучаются дети с ОВЗ (ЗПР, ТНР, которые, несмотря на положительную динамику, не могут достичь среднего уровня готовности.
Результаты мотивационной готовности к школе
(приведены данные обследования тех детей, которые регулярно посещали занятия по программе)
уровни 2020-2021 (4) 2021-2022 (24)
очень высокий 0 3 (12%)
высокий 2 (50%) 15 (63%)
нормальный 2 (50%) 4 (17%)
сниженный 0 2 (8%)
низкий 0 0
Анализируя результаты диагностики, можно сделать следующий вывод: развивающие занятия с детьми, которые проводились в течение учебного года, способствовали формированию психологической готовности детей к обучению в школе. Для большинства детей характерно положительное отношение к школе и учению, они умеют планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, развита зрительно-моторная координация, сформирована адекватная самооценка.