Землянская Марина Викторовна
Программа проекта «Земля — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Формулировка проблемной ситуации (актуальность)
5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, которым 2017год в России объявлен годом экологии.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Публикация «Программа проекта „Земля — наш дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме. Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:
познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной
деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);
эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания
окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов
для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формирования нравственных качеств ребенка (создание условий каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков
рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
экологизации различных видов деятельности ребенка (условия самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т. п.) [4].
Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных
учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе,
поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность делает его физически более крепким и здоровым.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
2. Цели и задачи проекта
Цель - формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает задачи:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
3. Проектные продукты, которые подготовлены в результате выполнения проекта
Презентация, аналитические отчеты, методические материалы.
4. Участники проекта
1. Дети старшей и подготовительной группы по 20 человек.
2. Музыкальный руководитель.
3. Воспитатели 4 человека.
4. Помощники воспитателей 4 человека.
5. Родители.
5. Компетенции, формируемые в результате выполнения проекта
• способность к коммуникации, работе в команде,
• способность к выявлению и продуктивному разрешению конфликтов,
• способность к самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем,
• способность планировать, организовывать и реализовывать деятельность,
• способность усвоения ребенком важнейших нравственных категорий, понятий, соответствующих общечеловеческим ценностям и нормам.
6. Структура и содержание проекта
Ориентировочная карта действий по реализации проекта " Земля — наш дом» :
Сроки Содержание работы Действия участников Результат этапа
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.09.-
-8.09. Выбор темы. Выявляют проблему и определяют цель проекта. Разрабатывают концепцию проекта. Замысел, идея, образ проектного продукта.
ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ
10.09-
- 15.09.
Выбор оптимального варианта решения проблемы.
Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.
Постановка задач и обсуждение критериев оценки результатов.
Определение способа представления результата.
Распределение ролей в команде. Выдвигают идеи решения проблемы, формулируют задачи.
Определяют и уточняют источники информации.
Выбирают оптимальный вариант.
Осуществляют описание продукта проектирования.
Разрабатывают технологию его изготовления.
Распределяют обязанности.
План-график выполнения задач проекта с указанием ответственных
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ
15.09.-20.09
21.09.-
- 20.10.
21.10.-27.10.
23.10
28.10
29.10.-14.11.
9.11
15.11-15.12
16.12.-30.12.
10.01-1.02.
1.02.- 28.02.
1.03
2.03.-
30.04
2.05.-30.05 Анкетирование
1. Оборудование в группе экологического центра, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.
2. На территории дошкольного учреждения создать опытный участок, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опыты, исследовательскую
деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
3. Акция: «Уборка мусора. "
4. Экологический эксперимент: «Превращение воды»
5. "Как животные готовятся к зиме»
6. Проект : «Братья наши меньшие»
7. Викторина «Природа вокруг нас».
8. Проект : "Помощь зимующим птицам»
9. Акция: «Игрушку на ёлку сделаем сами»
10. Эксперимент: «Витамины на подоконнике»
11. Акция: «Огород на окне»
12. Тематическое занятие «Птицы на крыльях весну принесли».
13. Экскурсии по экологической тропе, наблюдения за растениями.
14. Выставка детских рисунков «Живи, Земля!»
15. Изучение экологических знаков, правил поведение в природе.
16. Экологический праздник:
14. Акция: «Весёлая клумба».
Заполнение анкет и проведение начальных диагностик родителей и детей.
Воспитатели с детьми и родителями собирают необходимую литературу, пособия, природные материалы.
Выбор места для опытного участка, разбивка клумб и грядок. Перекапывание земли (взрослые).
Уборка мелкого мусора на территории ДОУ.
Просмотр и обсуждение презентации. Беседа о наблюдениях детей на данную тему.
Сбор материалов о том, как и чем можно кормить птиц, создание картотеки зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц (с помощью родителей). Просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов о птицах.
Прослушивание записей с птичьими голосами.
Создание ёлочных игрушек из бросовых материалов (с привлечением родителей).
Выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального.
Посев семян на рассаду (томаты, цветочные). Уход за всходами, отслеживание результатов по календарю природы.
Работа в календарях природы.
Рисование рисунков и плакатов с привлечением родителей.
Просмотр презентаций.
Подготовка действующих лиц, заучивание стихов, изготовление атрибутов.
Высадка рассады на клумбу и в огород. Уход. Отслеживание результатов. Рисование деревьев, цветов. Приложения из анкет.
Экологический центр
Опытный участок, «экологическая тропа».
Фотоматериалы.
Выставка рисунков.
Создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
написание рассказов о домашних любимцах, рекомендации по уходу за животными.
Методические материалы.
Кормушки для птиц, памятки «Покормите птиц зимой», фоторепортаж.
Выставка детских рисунков «Зимующие птицы»
Ёлочные украшения. Фоторепортаж.
Методические материалы.
Фоторепортаж.
Методические материалы.
Фоторепортаж.
Методические материалы.
Методические материалы.
Фоторепортаж.
Методические материалы.
Фоторепортаж.
ЭТАП ЗАЩИТЫ
10.06.-20.06. Объяснение полученных результатов.
Подготовка и оформление доклада.
Коллективная защита проекта. Готовят доклад, презентацию.
Защищают проект.
Публичное выступление, защита проекта.
ЭТАП ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.
Оценка результатов, выявление новых проблем. Осуществляют коллективный анализ результатов проекта и самооценку.
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Фиксирование уровня освоения компонентов компетенций.
Итоговые диагностики.
Презентация проекта.
Результатом этого проекта стало следующее : вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта
Программы
1. Ашиков В. И. Семицветик : программа и рук. по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошк. возраста / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М. : Рос. пед. агентство, 1997. - 132 с.
2. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников / Николаева С. Н. - М. : Новая школа, 1993. - 15 с.
3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
4. Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа" : блок занятий "Я и природа" / Рыжова Н. А. - М. : ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
Книги
5. Зотов В. В. Лесная мозаика : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Зотов В. В. ; рис. В. Храмова. - М. : Просвещение, 1993. - 237 с.
6. Виноградова H. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виногpадова H. Ф., Куликова Т. А. - М. : Просвещение, 1993. - 127 с.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Николаева С. Н. - М. : Академия, 2002. - 336 с.
8. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Волчкова В. Н., Степанова Н. В. - Воронеж : Учитель, 2004. - 131 с.
9. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе : метод. матеpиал для pаботы с pодителями в дошк. учpеждениях / Николаева С. Н. - М. : Новая школа, 1993. - 64 с.
Статьи
10. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
11. Зеленкова О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
12. Курашова В. Методика экологического воспитания средствами фольклора / Курашова В. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 108-111.
13. Магурина М. И. "Знатоки природы" : квн : подготовительная к школе группа / Магурина М. И. // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 69-72.
14. Бодракова Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
15. Серебрякова Т. А. Системный подход к изучению уровня сформированности ценностного отношения к природе на начальном этапе непрерывного экологического образования / Серебрякова, Т. А. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №2. - С. 39 - 42.
8. Материально-техническое обеспечение проекта
Учебно-лабораторное оборудование. Программные средства. Технические и электронные средства
Мультимедийные средства.