Зоя Николаева
Программа «Повышение компьютерной грамотности педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Информатизация образования является одним из приоритетных на-правлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.
Темочки:
Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения Л. Л. Босова, Н. Д. Угринович, О. Б. Воронковой, Б. Скиннера, Н. Краудера, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной др.
Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.
Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пе-ресмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
Ключевым понятием является термин «компетентностный подход», который противопоставлен "знаниевому" (трансляции готового знания) и является одним из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс и акцентировать внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ - компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.
Цель и задачи программы
Цель программы : повысить общий уровень профессионального мастерства педагогов посредством формирования ИКТ - компетентности.
Задачами программы :
1. Выявление базового уровня ИКТ - компетентности педагогов.
2. Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
3. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.
В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:
На I этапе - базовая подготовка (ИКТ-грамотность)
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических воз-можностях ИКТ;
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидак-тических материалов средствами Microsoft Office;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
На II этапе - общая подготовка (ИКТ-умелость)
овладение методическими приемами использования ИКТ в образо-вательном процессе;
овладение приемами организации дистанционного повышения ква-лификации и послекурсовой поддержки педагога;
овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.
На III этапе – полная ИКТ- компетентность
овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с ис-пользованием ИКТ;
овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
участие в формировании сетевых педагогических сообществ.
Содержание деятельности
На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:
• анкетирование педагогов (приложение 1)
• представление занятий «Как научить любить и беречь природу», ««Интерактивный тест «Больше, меньше или равно» в переделах пяти» и др., разработанных с помощью MS Power Point, для детей дошкольного возраста (Горячев В. В., Волкова Т. О., Горина К. И. «Информатика в играх и задачах», Горячев А. В. «Информатика и ИКТ»)
• занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Publisher, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Форматирование текста», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Использование анимации в PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Создание буклетов в Publisher», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker» (Л. Л. Босова «Информатика», Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»)
• практическая работа в сети Интернет (Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ», О. Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы»)
• индивидуальные и групповые консультации по вопросам;
Формы и методы контроля
Литература
1. Горностаева А. М., Серова Н. П. Информатика. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование / Волгоград: Учитель, 2008. – 189 с. ;
2. Горячев В. В., Волкова Т. О., Горина К. И. Учебник «Информатика в играх и задачах» в 4-м классе, 1 и 2 части. – М: «Баланс», 2008;
3. Горячев В. В., Волкова Т. О., Горина К. И. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: «Баланс», 2002, 144 с.