Марина Семиченкова
Программа «Подготовка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Основной целью подготовки к обучению является развитие знаний, умений, навыков, способностей, интересов у детей посещающих детский сад.
Актуальность
Курс позволяет осуществлять безболезненный переход от детского сада к школьному обучению, снизить риск тревожности и возникновения трудностей в обучении.
Социальная значимость Удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей дошкольного возраста.
цель обучения Создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей. Подготовка детей к обучению на начальной ступени образования,
Публикация «Программа „Подготовка к школе“» размещена в разделах
Задачи обучения
Формирование психологической готовности к школьному обучению (познавательное и ЭМОЦИОНаЛЬНО-ВОЛеВОе развитие).
Формирование социального статуса - школьник“ внутренней позиции по отношению к школьному обучению.
Развитие образного, вербально-логического мышления и других познавательных процессов.
Формирование кругозора, творческого воображения, развитие любознательности, расширение словарного запаса.
Формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Развитие мелкой моторики руки,
Организация сотрудничества детей, родителей и преподователя. Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
Возраст детей 5-6 лет
Сроки реализации программы 1 год
Формы и режим занятий
Основной формой работы развивающего курса являются групповые занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, позволяющей оптимально спланировать и донести до детей содержание учебного материала, сформировать навыки и умения, развить их способности, Занятия проводятся 2 раза в неделю с сентября по май месяц. Время одного занятия 30 мин (основание СаНПиН).
Режим организованной образовательной деятельности С сентября по май нагрузка 2 занятия в неделю (38 учебных недель)
Структура программы
Данная программа состоит из 2 разделов - математика
-обучение слоговому чтению и развитие речи
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
-групповые (слова на букву, и т. д.)
-индивидуальные (работа в тетрадях)
Математика
Главная цель курса: всестороннее развитие ребенка, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности,
Основные задачи курса:
1) формирование МОТИВЩИИ учения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления)
З) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
4) Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструкторских способностей.
5) Увеличение объема мышления и памяти
6) Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения
7) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками
8) Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняясь заданным правилам и алгоритмам)
9) Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
В данной программе реализованы следующие дидактические принципы:
1) Весь материал вводится на основе принципа деятельности, т. е. не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного сравнения, анализа, выявления существенных признаков.
2) Одним из механизмов достижения этих целей является принцип минимакса, сформировавшийся на основе идей В. С. Выготского, А. Н. Леоньтьева, Л. В. Ванкова и др. Использование этого принципа позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровень обязательных результатов обучения. Не замедляя развитее других учащихся. Таким образом, решается вопрос уровневой дифференциации дошкольной подготовки каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.
З) Принцип комфортности обеспечивающий нормальное психологическое состояние ребенка
10) Пальчиковая гимнастика
К концу обучения по курсу должно быть достигнуто дальнейшее продвижение детей в развитии мышления, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений, овладение основными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны :
Знать цифры: 0,1,2, З, 4, 5, 6, 7, 8, 9; уметь считать до и обратно, от 6 до, от 7 до 2 и т. д. ;
•уметь называть последующее и предыдущее число относительно любого числа в пределах первого десятка; знать знаки: -е, уметь сравнивать числа первого десятка; суметь соотносить цифру и число предметов; уметь сравнивать две группы предметов; уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; знать название фигур: треугольник, квадрат, круг; суметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме; суметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между».
суметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
1 Выявление математических представлений.
2 Свойства предметов. Цвет, форма, размер, назначение. з Свойства предметов. Признаки сходства и различия.
4 Свойства предметов. Закрепление. Понятие таблицы, строки и столбцы.
5 Объединение предметов в группы по общему свойству.
6 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
7 Отношение: часть — целое.
8 Представление о действии сложения (на наглядном материале). 9 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа 10 Пространственные отношения. Закрепление.
11 Удаление части из целого.
12 Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
13 Пространственные отношения: между, посередине.
14 Взаимосвязь между целым и частью.
15 Представление: один, много.
16 Число 1 и цифра 1.
17 Пространственные отношения: внутри, снаружи.
18 Число 2 и цифра 2. Пара,
19 Представление о точке и линии.
20 Представление об отрезке и луче.
21 Число З и цифраЗ.
22 Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.
23 Представление о ломаной линии и многоугольнике.
2.-4 число 4 и цифра 4,
25 Представление об углах и видах углов.
26 Представление о числовом отрезке.
27 Число 5 и цифра 5.
28 Пространственные отношения: впереди, сзади,
29 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. зо Обозначение отношений: больше — меньше, 31 Обозначение отношений: больше — меньше.
32 Взаимосвязь части и целого. Закрепление.
33 Временные отношения: раньше, позже.
34 Числа 1 — 5. Образование, написание, состав.
35 Число 6. Цифра 6.
36 Пространственные отношения: длиннее, короче.
Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).
38 Зависимость результата сравнения от величины мерки.
39 Число 7 и цифра 7.
40 Числа от 1 до 7, Решение примеров.
41 Пространственные отношения: тяжелее, легче.
42 Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).
43 Число 8 и цифра 8.
44 Представления об объёме (вместимости).
45 Сравнение объёма. Зависимость результата сравнения от величины мерки,
46 Число 9 и цифра 9,
47 Представления о площади, Сравнение площади. Измерение площади.
48 Число О и цифра 0. Число 10 и цифра 10.
49 Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
50 Знакомство с пространственными фигурами — шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
Обучение слоговому чтению и развитию речи
Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение, составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).
л Лексическая и грамматическая работа:
обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи; употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений, л Развитие связной речи:
ответы на вопросы, участие в диалоге;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
л Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных и согласных звуков;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
л Обучение звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - соотнесение букв и звуков.
л Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет ДОШКОЛЬНИКаМ успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Ожидаемый результат и способы проверки
К концу обучения по развивающему курсу должно быть достигнуто дальнейшее продвижение детей в развитии речи, мышления, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений, овладение основными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны :
’ Уметь чётко произносить все звуки речи; суметь интонационно выделять звук в словах; суметь выделять заданный звук в потоке речи; гуметь определять место звука в слове; суметь произносить слова по слогам; суметь составлять предложения из —5 слов; суметь называть в предложении только 1—е слово, только 2—е слово и т. д. ; суметь составлять несколько предложений о предмете; еуметь наизусть читать любимые стихотворения; ’Правильно держать в руке карандаш; зуметь раскрашивать цветными карандашами; ознать основные правила штриховки; суметь штриховать карандашами; гуметь писать наклонные и прямые линии. Способами проверки являются тестирование.
Календарно-тематическое планирование занятий
тема сентябрь
1 звук и буква А
2 Звук и буква О
з Звук и буква У
4 Звук и буква Ы
октябрь
5 звук и буква Э программное содержание
Познакомить с буквой и А.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов. Игра. Пальчиковая гимнастика. Познакомить с буквой и звуком О.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика Познакомить с буквой и звуком У,
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов. Игра. Пальчиковая гимнастика Познакомить с буквой и звуком Ы.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов. Игра. Пальчиковая гимнастика
Познакомить с буквой и звуком Э.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
6 Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материал
7 Звук и буква Л, чтение слогов Познакомить с буквой и звуком Л.
Дать качественную хар-ку данному звуку,
Учить выделять звук из слов.
Игра, Пальчиковая гимнастика
8 Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение
Познакомить с буквой и звуком М.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов. Игра. Пальчиковая гимнастика ноябрь
9 Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком Н.
качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
10 звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения
Познакомить с буквой и Н.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
11 Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов
12 Буква Я, чтение слогов, слов, предложений
Познакомить с буквой и звуком Я.
дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра, Пальчиковая гимнастика декабрь
13 Буква Ю, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком Ю.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
14 Буква Е, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком Е.
Дать качественную хар-ку данному звуку, Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
15 Буква Е, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком Ё.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
16Буква И, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком И.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика январь
17 Закрепление пройденного материала
18 Звуки Г-К, ГЬ- КЬ, буквы Г,К, чтение слогов, составление и условная запись предложения
Г,К,
10 звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения
Познакомить с буквой и Н.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
11 Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов
12 Буква Я, чтение слогов, слов, предложений
Познакомить с буквой и звуком Я.
дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра, Пальчиковая гимнастика декабрь
13 Буква Ю, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком Ю.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
14 Буква Е, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком Е.
Дать качественную хар-ку данному звуку, Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
15 Буква Е, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком Ё.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
16Буква И, чтение слогов, чтение слов
Познакомить с буквой и звуком И.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика январь
17 Закрепление пройденного материала
18 Звуки Г-К, ГЬ- КЬ, буквы Г,К, чтение слогов, составление и условная запись предложения
Г,К,
19 Звуки Д —дь, т-ТЬ, буквы д,Т, чтение слогов, предложений
Познакомить с буквой и звуком ДТ.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
20 Звуки В— ВЬ,ф —ФЬ, буквы В,Ф, чтение слогов, предложений
Познакомить с буквой и звуком В,Ф.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастик
февраль
21 Звуки З —3, С —СЬ, буквы З,С, чтение слогов, слов
Познакомить с буквой и звуком З,С.
дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
22 звуки Б -БЬ, П-ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов, предложений
Познакомить с буквой и звуком Б,П.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра, Пальчиковая гимнастика
23 Звуки Х- Хь, буква Х, чтение слогов, слов, предложений
Познакомить с буквой и звуком Х. Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
23 Звуки и буквы Ж — Ш, чтение слогов, слов
Познакомить с буквой и звуком Ж,Ш.
Дать качественную хар-ку данному звуку.
Учить выделять звук из слов,
Игра, Пальчиковая гимнастика
24 Звуки и буквы Ч — Щ, чтение слогов, предложений
Ч,Щ.
март
25 Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворных текстов
Познакомить с буквой и звуком Ц.
Дать качественную хар-ку данному звуку. Учить выделять звук из слов.
Игра. Пальчиковая гимнастика
26 Звук и буква Й, чтение слов, стихотворных текстов
27 Буква Ь чтение слов, стихотворных текстов
28 Буква Ъ чтение слов, стихотворных текстов
апрель
29 Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений зо Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений
31 Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение стихотворений
32 Закрепление пройденного материала
33 Закрепление пройденного материала
Май
34 Закрепление пройденного материала
35 Закрепление пройденного материала
36 Закрепление пройденного материала
37 Закрепление пройденного материала
38 Закрепление пройденного материала
Литература
1. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз-ступенька, два — ступенька» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Издание 3-е, дополненное и переработанное, Москва, Ювента, 2008.
2. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз-ступенька, два— ступенька» Математика для детей 5-6 лет. Часть 1, Ювента, 2008. З. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз-ступенька, два— ступенька» Математика для детей 6-7 лет. Часть 2, Ювента, 2008.
4. Е. В. Колесншова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московскот института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007г
5. Е. В. Колесникова. «Развитие звукобуквенной) анализа у детей у детей 5-6 лет»
6. УМ. Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ Творческий центр. Москва 201 Ог
7. Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий авт. -сост. ЕВ. Минкина, Е. А. Семятина. — Волгоград : Учитель, 2011.