Анна Афанасьева
Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по развитию памяти
Занятие 1
1. «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.
Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
2. «У оленя дом большой»
Публикация «Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Психолог проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленяСкрещивают руки над головой,
Дом большой изображая крышу.
Он глядит в свое окошко:Руки перед лицом изображают окно.
Заяц по лесу бежит,Производят движение руками, как при беге.
В дверь к нему стучит. Кулаком имитируют стук в дверь.
Стук, стук. Большим пальцем через плечо показывают, что сзади
охотник.
Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай!Дети вытягивают руки вперед.
Лапу подавай!
Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
3. «Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
1) Огонь;
2) Дом, молоко;
3) Конь, гриб, игла.
4) Петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) Крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
8) Гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1-3.
5. «Улыбка»
Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем расслабляет мышцы лица. Повторить 6-8 раз.
Занятие 2
1. «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.
Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки - переворачивает. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.
2. «У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Упражнение то же, что и упражнение 2.2. «У оленя дом большой». Выполнять 4—5 раз с постепенным увеличением темпа проговаривания текста.
3. «Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.
1) доска;
2) окно, дым;
3) урна, кувшин, карандаш;
4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.
5. «Встречаемся и прощаемся с улыбкой»
Цель: усиление положительного эмоционального переживания.
Описание задания. Психолог: «Сейчас мы поиграем в такую игру. На моем лице будет появляться улыбка. Как только ты увидишь мою улыбку, должен тоже ответить мне улыбкой. Наши улыбки встретятся. Если на моем лице нет улыбки, ты тоже не должен улыбаться». Игра проводится 6—8 раз.
Занятие 3
1. «Что изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.
Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.
Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.
2. «Запомни и покажи»
Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.
Описание задания. В течение 5 с показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.
3. «Спрячь игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: три игрушки.
Описание задания. Психолог просит ребенка спрятать три игрушки в своем кабинете. При этом ставит ребенку условие, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, все упражнения.
5. «От улыбки станет всем светлей.»
Цель: усиление положительных эмоциональных переживаний, поднятие настроения.
Описание задания. Исполнить песню «От улыбки станет всем светлей.»
Занятие 4
1. «Что изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени.
Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты, другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на картинке переставлены и находятся в другом порядке.
Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов в течение 1 мин. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили свое местонахождение, сказать, где они находились на первой картинке.
2. «Купим мы, бабушка.»
Цель: обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов.
Описание задания. Психолог разучивает с ребенком текст, сопровождая его движениями.
Купим мы, бабушка, себе курочку.
Купим мы, бабушка, себе курочку.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе уточку,
Купим мы, бабушка, себе уточку.
Уточка – та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе индюшонка,
Купим мы, бабушка, себе индюшонка
Индюшонок – шалды-балды.
Уточка – та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе коровенку,
Купим мы, бабушка, себе коровенку.
Коровенка – му-у-му-у.
Индюшонок – шалды-балды.
Уточка – та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе собачонку,
Купим мы, бабушка себе собачонку.
Собачонка – гав-гав.
Коровенка – му-у-му-у.
Индюшонок – шалды-балды.
Уточка – та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе кисоньку,
Купим мы, бабушка, себе кисоньку.
Кисонька – мяу-мяу.
Собачонка – гав-гав.
Коровенка – му-у-му-у.
Индюшонок – шалды-балды.
Уточка – та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок»,
Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок».
«Жигуленок» - би-би.
Кисонька – мяу-мяу.
Собачонка – гав-гав.
Кровенка – му-у-му-у.
Индюшонок – шалды-балды.
Уточка – та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.
Делают змеевидное движение рукой.
Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.
Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.
Делают змеевидное движение рукой.
Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.
Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.
Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.
Делают змеевидное движение рукой.
Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки
Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.
Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.
Делают змеевидное движение рукой.
Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки
Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.
Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.
Делают змеевидное движение рукой.
Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки
Имитируют руками управление автомобилем.
Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.
Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.
Делают змеевидное движение рукой.
Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки
3. «Найди игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал:спрятанные на прошлом занятии три игрушки.
Описание задания. Ребенок должен вспомнить и найти игрушки, которые спрятал на прошлом занятии (2.13) в кабинете психолога.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 1—4.
5. «Тряпичная кукла»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Описание задания. Ребенок лежит на диване. Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не можешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю ее. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю ее, и она тоже падает на диван». И т. д.