Кущенко Наталья
Программа по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних «Твой правильный выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «Твой правильный выбор» имеет социально-профилактическую направленность - профилактика употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) несовершеннолетними - и предназначена для работы с детьми-подростками в возрасте от 12 до 18 лет. Данная программа является модифицированной, при разработке которой за основу взята программа кандидата медицинских наук А. В. Соловова «Навыки жизни». Программа скорректирована и адаптирована к конкретным условиям реализации. Внесены изменения по объёму материала, отбору тем, порядку их изучения и распределению часов.
Публикация «Программа по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних „Твой правильный выбор“» размещена в разделах
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом.
Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления ПАВ среди подростков на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острою необходимость организации решительного и активного противодействия. Федеральный закон от 8 января 1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) устанавливает приоритетность мер по профилактике ПАВ и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Ситуация обострилась с появлением новых, доступных и дешевых наркотиков, распространение которых происходит через интернет.
Особую актуальность проблема профилактики употребления ПАВ принимает среди воспитанников детских домов, интернатов, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (далее – СРЦдН). Особенности подростков, оставшихся без попечения родителей, имеют отягощающие факторы становления личности, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, и обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по профилактике вовлечения в употребление ПАВ.
Как правило, в СРЦдН поступают социально дезадаптированные дети из неблагополучных асоциальных семей с травмированной психикой и поведенческими отклонениями, многие из которых уже имеют опыт знакомства с ПАВ. Такие несовершеннолетние составляют потенциальную «группу риска». Также «факторами риска» употребления ПАВ являются и следующие индивидуальные особенности воспитанников: невысокие интеллектуальные способности, повышенная возбудимость нервной системы, эмоциональная нестабильность, агрессивность, эмоционально-волевая неустойчивость, бедная мотивационная сфера, неадекватная самооценка, иждивенческая позиция. Важно учитывать, что у поступающих в СРЦ несовершеннолетних наблюдаются поверхностность, поспешность, нервозность контактов и неумение общаться.
Поэтому актуальность данной социально-профилактической программы заключается в том, что она предполагает не только обсуждение вредности и печальных последствий употребления ПАВ, а прежде всего формирование культуры здоровья (понимания ценности здоровья и здорового образа жизни) и помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения с взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.
Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм, способствующих не только формированию негативного отношения к ПАВ и потребности в ЗОЖ, но и способствующих усилению у воспитанников «защитных факторов» против употребления ПАВ : формирование умений и навыков противостоять негативному давлению окружающей среды, справляться со стрессовыми ситуациями, конструктивно общаться.
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты профилактики употребления ПАВ :
1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности (характер, эмоционально-волевая сфера, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ.
3. Социальный компонент – формирование жизненных навыков (навыков общения, навыков владения собой, помощь в социальной адаптации подростка.
Цели и задачи программы :
Цель: формирование у воспитанников негативного отношения к употреблению ПАВ через воспитание позитивной мотивации к ЗОЖ, развитие социальных навыков и повышение психологической устойчивости.
Задачи:
1) предоставить воспитанникам объективную информацию о последствиях употребления ПАВ;
2) способствовать формированию у подростков негативного отношения к ПАВ и их употреблению;
3) способствовать формированию потребности в ЗОЖ;
4) развивать социальную и личную компетентность (обучение навыкам эффективного общения, навыкам владения собой, навыкам принятия решений, навыкам сопротивления социальному давлению).
Отличительной особенностью данной программы является практическая часть, в которой применяются такие формы и методы, как тренинг, сюжетно-ролевая и деловая игра, эксперимент (демонстрация опытов, показ и обсуждение видеороликов, видеофильмов и мультфильмов, анкетирование, тестирование, конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, стенгазет, агитлистовок, мини-сочинений).
Достижение цели программы осуществляется через сочетание принципов:
1. Гуманизма - утверждения норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребёнку, исключение принуждения и насилия над личностью;
2. Возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям подростков;
3. Научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии и медицины;
4. Практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;
5. Позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.
6. Принцип "запретной информации" (детям не сообщаются сведения, способные побуждать интерес к тем или иным аспектам наркотизма).
Программа состоит из трех основных этапов: диагностирующего, деятельностного (практического) и обобщающего (аналитического).
Первый этап, диагностирующий, предполагает проведение первичной диагностики по выявлению у воспитанников уровня осведомленности по данному направлению (согласно алгоритму, приложение 2, составление картотеки индивидуального учета подростков «группы риска».
Второй этап, деятельностный, предполагает непосредственно реализацию занятий и мероприятий плана. Первичная профилактика ведется со всеми детьми. Вторичная профилактика – индивидуальная работа (карта индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним «группы риска») и мероприятия по плану взаимодействия с субъектами системы профилактики (КДН, наркологический диспансер и др.)
Третий этап, аналитический, предполагает мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.
Формы и методы работы
Цель и задачи программы определили комплекс форм и методов, позволивших определить логику работы и достичь искомых результатов.
• Анкетирование, тестирование, социальный опрос.
• Лекция, беседа, дискуссии.
• Тренинги и упражнения тренингового характера.
• Мозговой штурм, решение ситуационных задач.
• Ролевая и деловая игра.
• Рефлексия опыта, полученного на занятиях.
• Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, агитлистовок, мини-сочинений.
• Просмотр презентаций, социальных роликов, художественных и документальных видеофильмов с последующим их обсуждением.
• Демонстрация опытов (эксперимент).
• Проведение акций, посвященных ЗОЖ, Международным дням борьбы с наркоманией и отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом и др.
• Спортивно-оздоровительные мероприятия.
• Родительский лекторий.
• Консультирование.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы :
• помещение (должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться);
• конспекты занятий и материалы к ним;
• ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровые носители информации;
• презентации, видеоматериалы;
• картотека тренинговых упражнений и игр;
• оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности;
• диагностические методики.
Для усиления профилактической деятельности также необходимо взаимодействие с другими объектами профилактики : привлечение медицинских работников (медперсонал Центра, сотрудники ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер» и Белгородского центра профилактики и борьбы со СПИДом); психологов Учреждения; специалистов по спорту (учителя физической культуры); родителей.
Реализация программы : 6 месяцев, 24 недели, 2 раза в неделю (48 часов, длительность занятия – 2 академических часа по 45 мин. (90 мин.) с перерывом 15 минут.
Общие сведения об учебной группе:
• возраст детей от 12 до 18 лет (девочки и мальчики);
• вид учебной группы: группа с переменным составом;
• количество обучающихся до 15 детей (в соответствии с санитарным минимумом).
Построение конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учётом возрастной группы детей. Имеет следующую структуру: организационный момент, основная часть, заключительная часть и рефлексия занятия.
Рабочая программа состоит из 3-х разделов:
1. Развитие социальной и личной компетентности.
2. Информационно-просветительский блок.
3. Стиль жизни - здоровье.
Содержание программы
№ Разделы, темы программы Цель занятия
1. Развитие социальной и личной компетентности
Обучение навыкам эффективного общения, навыкам принятия решений, умениям противостоять давлению сверстников через «проигрывание» различных жизненных ситуаций и тренинговых упражнений.
1.1 Вводное занятие Знакомство с целями и задачами программы. Установление правил поведения воспитанников в учебной группе. Входное анкетирование и тестирование.
1.2 Мое общение
Способствовать формированию навыков повседневного общения, навыков ведения диалога, способности выслушивать других.
1.3 Каким ты выглядишь в глазах других?
Формирование у подростков стремления к конструктивному взаимодействию с людьми. Сформировать убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.
1.4 Жизнь по собственному выбору Формирование самосознания подростка, личностный рост.
1.5 Как отстоять свою точку зрения?
Умение сказать «нет» Научить подростков отстаивать свою точку зрения. Обучение навыкам сопротивления давлению со стороны кого-либо. Отработка навыка уверенного отказа.
1.6 Конфликты и компромиссы.
Стресс в жизни человека Обучение навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях. Научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
1.7 Нет, значит, нет!
Формирование у подростков навыков отказа от употребления ПАВ, навыков критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах. Формирование убеждения в том, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому.
1.8 Вместе – лучше? Сформировать у воспитанников стремление видеть биологическую основу различий в поведении людей; дать представление о различных социальных ролях мужчин и женщин; создать позитивный образ собственного мужского или женского будущего.
2. Информационно-просветительский блок
Дать воспитанникам научно обоснованную информацию о влиянии ПАВ на организм человека, способствовать формированию негативного отношения к употреблению ПАВ и потребности в ЗОЖ.
2.1 Вредные привычки ПАВ ЗОЖ
Показать, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности. Сформировать знания о ПАВ, о причинах и последствиях их употребления, о ЗОЖ, формировать потребность в ЗОЖ.
2.2 Сквернословие
Способствовать формированию негативного отношения к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений.
2.3 Что содержится в табачном дыме? Последствия курения
Познакомить воспитанников с составом табачного дыма, с его влиянием на организм человека, особенно подростка. Способствовать формированию осознанного негативного отношения к курению.
2.4 Нет табачному дыму!
Способствовать формированию осознанного негативного отношения к курению.
2.5 Курительные смеси
Дать подросткам объективную научную информацию о курительных смесях, об их влиянии на человека. Способствовать формированию осознанного негативного отношения к курению.
2.6 Правда об алкоголизме.
Выработка негативного отношения к употреблению алкоголя.
2.7 Дети в пивной клетке. Безвредны ли пиво и энергетики?
Влияние алкоголя на организм растущего подростка.
2.8 Что такое наркотики?
Способствовать формированию у подростков отрицательного отношения к первой пробе любого наркотика.
2. 9 Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь.
Опасность синтетических наркотиков
Разъяснение опасности возможного приобщения к наркотикам, опасности синтетических наркотиков.
2.10 Токсические вещества
Способствовать формированию умения распознавать токсические вещества, умения сказать «нет» на предложение «что-то попробовать».
2.11 Что такое ВИЧ?
Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ, и др. инфекционными заболеваниями.
2.12 Да здравствует жизнь!
(тренинг)
Формирование устойчивой информации к сохранению здоровья.
3. Стиль жизни-здоровье!
Пропаганда ЗОЖ.
3.1 Фото акция «Живи ярко!» Пропаганда ЗОЖ.
3.2 Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт!» Пропаганда ЗОЖ.
3.3 Эстафета «Здоровым быть модно!» Формировать потребность в ЗОЖ.
3.4 Интерактивное занятие «Мой правильный выбор!» Обобщение полученных знаний.
Учебно-тематический план
№ п/п Название разделов, тем Всего
часов Количество часов,
в том числе Формы аттестации/
контроля
теория практика
1. Развитие социальной и личной компетентности
16 6 10 Анкетирование
Тестирование Тренинг
1.1 Вводное занятие 1 1 -
1.2 Мое общение
3 1 2
1.3 Каким ты выглядишь в глазах других? 2 1 1
1.4 Жизнь по собственному выбору 2 1 1
1.5 Как отстоять свою точку зрения?
Умение сказать «нет» 2 1 1
1.6 Конфликты и компромиссы.
Стресс в жизни человека 2 1 1
1.7 Нет, значит, нет!
2 - 2
1.8 Вместе – лучше? 2 - 2
2. Информационно-просветительский блок
24 9 15 Опрос
Тестирование
Мини-сочинение
2.1 Вредные привычки
ПАВ
ЗОЖ 2 1 1
2.2 Сквернословие 2 1 1
2.3 Что содержится в табачном дыме? Последствия курения 2 1 1
2.4 Нет табачному дыму! 2 - 2
2.5 Курительные смеси 2 1 1
2.6 Правда об алкоголизме. 2 1 1
2.7 Дети в пивной клетке. Безвредны ли пиво и энергетики? 2 - 2
2.8 Что такое наркотики? 2 1 1
2. 9 Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь.
Опасность синтетических наркотиков 2 1 1
2.10 Токсические вещества 2 1 1
2.11 Что такое ВИЧ?
Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний 2 1 1
2.12 Да здравствует жизнь!
(тренинг) 2 - 2
3. Стиль жизни-здоровье!
8 - 8 Интерактивная игра
3.1 Фото акция «Живи ярко!» 2 - 2
3.2 Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт!» 2 - 2
3.3 Эстафета «Здоровым быть модно!» 2 - 2
3.4 Интерактивное занятие «Мой правильный выбор!» 2 - 2
Итого: 48 15 33
Формы оценки результативности обучения
1. Текущий контроль: в течение всего учебного года.
Форма контроля: теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (опрос, тестирование, анкетирование, написание мини-сочинений) и анализа проделанной работы. В ходе реализации программы контроль и оценка результатов освоения осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения воспитанниками индивидуальных заданий.
2. Итоговая аттестация: в конце учебного года.
Форма контроля: интерактивное занятие.
Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы
Предлагается два способа отслеживания эффективности.
1. Отслеживание эффективности всей программы в целом.
Критерии:
1.1. Появление у подростков устойчивых интересов.
1.2. Повышение успеваемости.
1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете.
1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска».
1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска».
2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, сочинения, наблюдение, социометрия.
Планируемые результаты программы :
1. Формирование мотивации к ведению ЗОЖ.
2. Повышения уровня информированности о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения;
б) конструктивного общения между собой и с взрослыми;
в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать «Нет».
4. Повышение уровня социальной адаптации.
Воспитанник должен знать:
- вредное влияние ПАВ на организм человека;
- причины зависимости и последствия употребления ПАВ;
- болезни, связанные с применением ПАВ;
- безопасные способы противостояния;
- факторы ЗОЖ.
Воспитанник должен уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- вести активный ЗОЖ.
Совместная педагогическая деятельность семьи и СРЦдН:
- тематические родительские часы, лекторий (в течение года);
- индивидуальное консультирование;
- привлечение родителей для участия в спортивных мероприятиях (в течение года).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: проектор, экран, компьютер, мультимедийные (цифровые) носители информации.
Дидактический материал:
1. Наличие наглядного материала (буклеты, памятки, листовки, плакаты, выставочные стенды);
2. Наличие демонстрационного материала (оборудование для проведения опытов);
3. Картотека тренинговых игр и упражнений;
4. Литература по методике преподавания.
Экранно-звуковые пособия:
1. Социальные видеоролики, видеофильмы, мультфильмы, соответствующие содержанию обучения.
2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
3. Презентации по темам занятий (авторские).
Список используемой литературы:
1. Соловов А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет - М. : 2000.
2. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программы формирования здорового жизненного стиля - М. : 2000.
3. Журавлева О. В., Зуева С. П., Нижегородова М. Н. Программа «Путешествие во времени». Методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков. - М. : 2000.
4. «Работающие программы», выпуск 1. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. – М. : 2000.
5. «Работающие программы», выпуск 6. Без секрета всему свету… – М. : 2000.
6. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
7. Формирование жизненных навыков» : программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н. А. Паршутин, Т. П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.
8. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога--- М. ,1997
9. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа формирования эдорового жизненного стиля. // Работающие программы. Выпуск 5. М., 2000.
10. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л. М. Щипицыной и Е. И. Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.
Интернет-ресурсы:
1.https://www.narkopomosh.ru
2.https://librschmoy.su/publ/iz_opyta_raboty_bibliotekarja/raznoe/navyki_zhizni_programma_rannej_profilaktiki_khimicheskoj_zavisimosti_dlja_detej_9_12_let/55-1-0-754
Приложение:
1. Календарно-тематический план.
2. Алгоритм работы с семьями и детьми по профилактике употребления ПАВ.
3. План календарно-тематических мероприятий.
4. Диагностический материал.