Елена Дорошенко
Программа по ПДД для дошкольников в младшей-средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Головатовки.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет нашу работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Публикация «Программа по ПДД для дошкольников в младшей-средней группе,» размещена в разделах
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первыми кто может помочь обществу изменить статистику ДТП должен стать воспитатель детского сада совместно с родителями. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Главная задача воспитателей и родителей доступно рассказать правила детям, используя наиболее эффективные и современные методы и формы обучения. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Данная программа – это способ показать на практике систему деятельности воспитателя, родителей, сотрудников ГАИ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии.
Количество ДТП по вине самих детей в текущем году увеличилось на 40%.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. В текущем году составил более 20%.
Поэтому мы посчитали, необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.
Основные направления работы по программе :
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде села;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Цель программы :
Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.
Задачи:
• Формировать у детей основы безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения)
• Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение - потребностью человека.
• Формировать у дошкольников культуру поведения на улице и в транспорте тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения.
• Знакомить с понятиями: «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади», «по ходу движения», правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов: «быстро», «медленно», «поворачивает», «останавливается».
• Обеспечить консультативной помощью родителей по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Принципы организации образовательного процесса:
• Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
• Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
• Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
• Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
• Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
• Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
• Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Срок реализации программы : 3 года.
Раздел 2
Тематическое перспективное планирование занятий по ПДД
Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.
Диагностика проводится 2 раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май)
Перспективный план работы
по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в младшей-средняя группе.
Задачи:
• Совершенствовать знания детей о сигналах светофора;
• Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой, красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди, мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
• Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
• Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
• Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
• Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
• Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
• Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
• Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
• Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
• Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
дата Тема Оборудование Предварительная работа
сентябрь 1-станция– «На светофоре красный свет» Эмблема команды, макет дороги, макет светофора. Беседы по картинам, оформление уголка «Пусть горит зеленый свет». Игра «Бегущий светофор»
октябрь Уважайте светофор. Картинки и игрушки транспорта, макет светофора. Чтение детской литературы, прогулка «Перекрёсток», дид. игра «Дорожные знаки».
ноябрь Помни правила ГАИ. Это правила твои. Дорожные знаки (макеты). Дид. игра «Дорожные знаки», встреча с сотрудником ГАИ.
декабрь 2-станция «Зажёгся жёлтый». Мы – пешеходы Дорожные знаки: пешеходный переход, подземные переход. Обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, кукольный театр «Знай правила движения.»
январь Транспорт нашего села. Большие игрушки транспорта, дорожные знаки. Прогулка-экскурсия на улицу, игра «Угадай-ка», аппликация «Мой любимый автомобиль».
февраль 3-станция «Свет зелёный». Вместе весело шагать по пешеходам. Автомобиль (игрушка, светофор (макет,пешеходная дорожка. Прогулка к пешеходной дорожке, отгадывание загадок, работа на макете. Игра «Умелый пешеход»
март
На улицах наших машины, машины… Жезл регулировщика, пешеходная дорожка, игрушки-машины, строительный материал, конверты с заданиями. Просмотр слайдов «Машины на улицах нашего села», игры с машинами, чтение худ. произведений, рассматривание сюжетных иллюстраций.
апрель Красный, жёлтый, зелёный. Путешествие в страну Знакографию.
Дорожные знаки, пешеходный переход, макет светофора, демонстрационный материал «Транспорт» Чтение худ литературы,игра «Дорожные знаки»,выступление школьного отряда ЮИД «Светофорчик»
май Викторина с участием сотрудников ГАИ «Школа светофорных наук». Иллюстрации дороги, перекрёстка; съё мные маленькие знаки: «пешеходный переход», «перекрёсток», «кирпич», «Осторожно дети»; фломастеры, клей-карандаш, цветная бумага, ножницы; красные и зелёные карточки по 6 шт. каждого цвета, красный и зелёный флажок; мяч; музыкальный центр; призы.
Дидактическая игра «Собери знак»;рассматривание презентаций по ПДД.