Лучший педагог года

Программа по организации наставничества молодого специалиста-воспитателя «Путь к мастерству»

Татьяна Скрябина
Программа по организации наставничества молодого специалиста-воспитателя «Путь к мастерству»

Цель : Оказание помощи молодому специалисту воспитателю в ее профессиональном становлении.

Задачи: Привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности.

1. Способствовать успешной адаптации молодого специалиста к корпоративной культуре, правилам поведения в МБДОУ.

2. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

3. Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы.

4. Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения.

5. Оказать помощь по внедрению педагогических технологий в педагогический опыт молодого специалиста.

6. Содействовать самостоятельному использованию эффективных форм повышения профессиональной компетентности молодого специалиста.

Участники программы:

Молодой специалист – вновь принятый воспитатель ….

Воспитатель высшей квалификационной….

Ожидаемые результаты:

- Молодой специалист, вновь принятый воспитатель приобретет возможность личностного и профессионального роста.

- Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ

- Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста.

В настоящее время, в условиях оптимизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. Остро стоит обеспечения молодыми педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. В России на протяжении последних десятилетий наметилась тенденция к тому, что выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности.

Несмотря на нехватку кадров, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

• Новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и усложняет его профессиональное становление.

• Различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов может переходить в нежелательное противостояние.

• Необходимое взаимодействие семьи и ДОУ требует специальной подготовки молодых специалистов к работе с родителями воспитанников.

Программа разработана с целью помощи в становлении молодого педагога, его активной позиции, формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Актуальность:

Статистика свидетельствует о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель» не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования насколько:

1. Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста.

2. Неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения.

3. Недостающий или отсутствующий опыт работы с детьми.

В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОУ: не только администрацией нои опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь молодому специалисту адаптироваться к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

Наставничество - включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается оно в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от наставника, молодому специалисту. Программа направлена на индивидуальную работу с молодым специалистом, не имеющего опыта работы. Основными принципами программы являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.

Этапы становления молодого педагога.

Адаптация (освоение норм профессии, ее ценностей, приобретение автономности).

1. Стабилизацию (приобретение профессиональной компетенции, успешности, соответствия занимаемой должности)

2. Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Программа «Путь к мастерству» способствует становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1. Вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2. Профессиональное самоопределение,

3. Творческая самореализация,

4. Проектирование профессиональной карьеры,

5. Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Права наставника:

1. Включать, с согласия заведующего, ДОУ других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

2. Требовать для ознакомления всю необходимую для профессиональной деятельности документацию молодого специалиста.

Этапы реализации программы.

I. Подготовительный

II. Реализационный.

III. Итоговый.

Iэтап: Подготовительный этап реализации программы включает в себя:

• Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.

• Закрепление молодого специалиста за наставником.

• Подбор методической литературы для изучения молодым специалистом.

• Составление программы,плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей.

• Утверждение программы приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).

II этап: Реализационный включает в себя:

1. Изучение затруднений и творческого потенциала молодого специалиста, его профессиональных знаний

2. Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.

3. Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.

4. Ознакомление молодого специалиста с организацией предметно-развивающей среды.

Показ совместной деятельности с детьми наставником. Показ своей деятельности молодым педагогом с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.

Консультации для молодого специалиста по работе с родителями.

Самообразование молодого специалиста.

Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях.

Основная задача: работы с начинающим педагогом (молодым специалистом) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающего.

Направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:

1. Индивидуальные и групповые беседы администрации, педагога - наставника о цели, назначении, принципах и содержании деятельности нашего ДОУ, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии музыкального руководителя детского сада.

2. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.

3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающего педагогов в различных формах.

4. Создание условий для повышения квалификации.

5. Вовлечение молодого педагога в инновационную деятельность.

6. Организация неформального общения профессиональной направленности.

7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.

8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающим педагогом.

9. Контроль и оказание методической помощи музыкальному руководителю.

10. Обеспечение возможности педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.

11. Обучение педагогов правильному и рациональному ведению документации.

Педагог-наставник:

1. Содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающего педагога;

2. Обеспечивает атмосферу взаимопомощи;

3. Координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;

4. Оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемой программы;

5. Передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;

6. Знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;

7. Консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.

Формы работы используемые в работе по наставничеству: наблюдение педагогического процесса у опытного педагога, консультации, открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы и т. д.

Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование

III этап реализации программы - итоговый включает в себя.

Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:

- в образовательной организации

- на муниципальном уровне

• Анализ результатов работы на педагогическом совете.

• Ежегодное подведение итогов работы.

• Обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым специалистом целей и задач в период наставничества.

Реализация программы «Путь к мастерству» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставником, молодым специалистом, старшим воспитателем, руководителем дошкольной организации.

Методическая служба и руководитель образовательного учреждении осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников.

Руководитель дошкольной организации объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником.

Наставник составляет индивидуальный план работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль.

Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов.

В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т. е результаты реализации программы «Путь к мастерству» представляются на итоговом педагогическом совете.

Планирование работы.

Октябрь. Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования.

Форма отчетности: Календарно-тематическое планирование.

Ноябрь. Оказание помощи в оформлении документации.

Форма отчетности: Оформление документации.

Составление картотек: подвижных игр, хороводных,

пальчиковых; артикуляционной и дыхательной гимнастики; словесных и. тд

Форма отчетности: Готовая картотека.

Декабрь. Выбор темы по самообразованию. Подбор литературы по самообразованию.

Форма отчетности: Тема по самообразованию.

Февраль. Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями».

Форма отчетности: Конспект родительского собрания.

Практический опыт подготовки детей подготовительной группы к конкурсу «Моя родословная»….

Март. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей.

Роль игры в развитии дошкольников.

Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Форма отчетности: Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности).

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Апрель. Посещение открытых НОД педагогов ДОУ.

Форма отчетности: Анализ занятий.

Май. Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летнеоздоровительному периоду. Подведение итогов работы. Составление отчетов наставника и молодого специалиста.

Форма отчетности: Предоставление отчетов. Самоанализ молодого специалиста.

В течении года. Организация праздников и развлечений в ДОУ.

Форма отчетности: Открытые мероприятия, сценарии праздников.

В течении года. Организация и реализация режимных моментов.

В течении года. Планирование и организация НОД. Анализ НОД, определение эффективных форм и методов в соответствии с возрастом детей.

В течении года. Использование современных технологий в воспитательном процессе.

Форма отчетности: Реализованный проект.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

«Школа молодого бойца» (фотоотчёт)«Школа молодого бойца» (фотоотчёт) В преддверии Дня защитника Отечества мы собрались в нашем зале поздравить мальчиков, будущих защитников нашей Родины. Мимо дома, мимо сада.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по организации наставничества молодого специалиста-воспитателя «Путь к мастерству»
Опубликовано: 6 октября 2024 в 13:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по организации наставничества молодого специалиста-воспитателя «Путь к мастерству»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрябина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД