шеклова альбина
Программа по нравственному воспитанию «Школа вежливости» для детей 7–12 лет
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ «СРЦН
Краснооктябрьского района»
___Т. А. Мигунова
«___»___2013г.
Государственное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних
Краснооктябрьского района»
Программа
по нравственному воспитанию
7 – 12 лет
Разработала воспитатель отделения
социальной реабилитации
Шекловой А. А.
Содержание
Пояснительная записка….3
Публикация «Программа по нравственному воспитанию „Школа вежливости“ для детей 7–12 лет» размещена в разделах
Аналитическое обоснование….4
Концептуальные основы программы….8
Нормативно-правовое обеспечение программы… 11
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
(И. Ф. Свадковский).
Пояснительная записка
Сегодня новое государство «Российская Федерация переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни, в том числе в области воспитания подрастающих поколений.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на воспитание и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Хорошо известно, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуацию и живущие на улице безраздельно находятся во власти криминала. Именно они в дальнейшем пополняют ряды преступных сообществ. Низкий воспитательный потенциал таких семей не позволяет сформировать у детей осознанное отношение к своей семье, к Родине и, следовательно, к своей стране. Утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена её воспитательная функция. Родители не могут оказать влияние на воспитание у подростков чувств нравственности, показать пример воспитанности. Программа призвана восполнить этот пробел.
Поэтому программа актуальна именно для наших воспитанников, потому что их семья, школа не дает им более расширенных, углубленных знаний культуре поведения, вежливости.
Именно в таком возрасте закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становление и развитие современного гражданина России.
Аналитическое обоснование
Результаты применения программы оцениваются с помощью диагностики. Данная методика направлена на выявление уровня нравственной самооценки, этики поведения, отношения к жизненным ценностям, нравственной мотивации.
Анкетирование для определения нравственной воспитанности.
Ф. И.
воспитанников
Нравственная самооценка Этика поведения Отношение к жизненным ценностям Нравственная мотивация
Грунин Виктор 1 1 1 3
Генералов Антон 2 2 2 1
Толокнова Даша 2 2 1 2
Толокнов Саша 2 1 2 3
Кулемин Максим 2 1 1 2
Каняфиева Рузалия 1 2 1 2
Каняфиева Зульфия 1 1 1 1
Иванов Костя 2 2 1 2
Хусаинов Динар 1 1 1 3
Грунина Маша 2 2 1 3
Курнеева Диана 2 1 2 3
Курнеев Никита 1 1 1 3
Курнеев Данила 1 1 1 3
1 - высокий уровень
2- средний уровень
3 - низкий уровень
Диагностика нравственной самооценки.
Рис. 1
По итогам данной диагностики можно сделать анализ, что высоким уровнем нравственной самооценки никто не обладают (0%); средний уровень нравственной самооценки у 7 воспитанников (47 %). У 6 воспитанников нравственная самооценка занижена 53%. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением воспитанников.
Диагностика этики поведения.
Рис. 2
По итогам данной диагностики можно сделать анализ, что высоким уровнем этики поведения никто не обладают; средний уровень этики поведения у 5 воспитанников (56 %, а у 8 воспитанников этика поведения занижена 44%. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением воспитанников.
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Рис. 3
Исходя из ответов воспитанников можно сделать анализ, что высокий уровень отношения к жизненным ценностям составляет 0%, средний уровень – у 3 воспитанников (33%), низкий уровень – у 10 воспитанников (67%).
Диагностика нравственной мотивации.
Рис. 4
Таким образом, диагностика показала, что высоким уровнем нравственной мотивации обладают 2 воспитанника (1 %, средний уровень нравственной мотивации у 4 воспитанников (41 %, а низким уровнем нравственной мотивации обладает 5 (58%).
Вывод: необходимо содействовать воспитанию реальной самооценки воспитанников, пополнять из знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают воспитанникам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.
В декабре я провела повторную диагностику определения нравственной воспитанности.
Ф. И.
детей
Нравственная самооценка Этика поведения Отношение к жизненным ценностям Нравственная мотивация
Грунин Витя 3 2 2 2
Грунина Маша. 2 2 2 2
Генералов Антон 2 2 2 2
Толокнова Даша 1 2 2 2
Толокнов Саша 2 2 2 2
Кулемин Максим 2 1 2 2
Каняфиева Рузалия 3 2 2 2
Каняфиева Зульфия 2 1 2 2
Иванов Костя 3 3 3 3
Хусаинов Динар 3 3 3 3
Курнеева Диана 3 3 3 3
Курнеев Никита 3 3 2 3
Курнеев Данила 3 2 2 2
3 - высокий уровень знаний
2- средний уровень знаний.
1- низкий уровень знаний.
Концептуальные основы программы
Изучением нравственного воспитания занимались такие педагоги как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, которые определили сущность, содержание и методы нравственного воспитания школьников.
А. С. Макаренко придавал исключительно большое значение этической беседе как средству изложения теории морали. Он писал: «В своей практике я пришел к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали. Я в своем опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, и я видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали. Я помню, как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе». Большую опасность усматривайте в том, что все внутренние моральные силы воспитанника идут лишь на выполнение вашей воли. Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.
«Каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждёт, чтобы ему помогли – излечили от зла»- В. А. Сухомлинский.
Великий педагог К. Д. Ушинский посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике. Он говорил : «Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу».
Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Выделял главную задачу воспитания – нравственность. Нравственное воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость и чувство долга, уважение к людям, искренность, доброжелательность, справедливость.
Если обратимся к толковому словарю Ожегова, то мы найдем такие значения слов «Мораль», «Нравственность», «Культура поведения», «Общение», «Вежливость».
Вежливость - (от старослав. вежа - человек знающий, сведущий; учёный, образованный, книжный, начитанный, соблюдающий обычаи и приличия) доброе поведение и обращение или учтивость. Вежливый человек - воспитанный, соблюдающий приличия, учтивый, услужливый, предупредительный.
Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское общение. Общение с людьми.
Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
Нравственность - категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали.
Этика — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Этикет - нормы и правила поведения людей в обществе.
На современном этапе нравственность рассматривается как социальный закон, регулирующий взаимоотношения людей между собой; как способ найти компромисс среди совершенно разных людей; как механизм построения оптимистичного будущего с общечеловеческим содержанием.
Формирование у воспитанников нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентации является процессом формирования нравственного сознания целом. Моральные понятия, которыми овладевают воспитанники, способствуют формированию у них нравственных мотивов поведения, умения давать нравственные оценки явлениям общественной жизни, оценки и самооценки собственного поведения и своих товарищей, отношений в коллективе.
При этом сам ребенок выступает активным субъектом образовательного пространства. Он, согласно концепции Н. Е. Щурковой, вступает в целенаправленно организованное взаимодействие с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности воспитанника : познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Закон РФ от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Постановление от 30 июля 2007 года № 261 «О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних».
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы. (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 №795»
4. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01. 03. 2003 г. № 30-51-131/16.
5. Распоряжение правительства Нижегородской области от 28.02.2013 г. № 427-р об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области на 2013 -2018 годы» (в ред. Распоряжения Правительства Нижегородской области от 11.04.2013 №741-р).
6. Устав положение ГКУ «СРЦН Краснооктябрьского района».
Цель: способствовать формированию нравственных норм поведения у воспитанников.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
Воспитательные :
-воспитывать стремления быть порядочными людьми;
-воспитывать нравственное сознание, прочные нравственные убеждения;
-воспитывать навыки и привычки нравственного поведения;
-воспитывать моральные качества.
Развивающие:
- развивать индивидуальные способности и интересы;
- развивать личностные качества у воспитанников : культура мышления, ответственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;
Информирующие:
- знакомить с правилами вежливого поведения : правилами красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
- знакомить воспитанников с общечеловеческими нормами нравственности.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 6 месяцев для детей в возрасте от 7 до 12 лет.
В нашем центре большинство проживающих воспитанников из семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальный паспорт показал, что 9 воспитанников из многодетной семьи, 2 из неполной семьи, 2 сироты.
У 50% воспитанников наблюдается педагогическая запущенность, 20% слабая умственная отсталость, 30% с сохраненным интеллектом.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 минут. Всего 36 часов.
Формы:
• Беседа.
Беседа - диалогический метод обучения, в ходе которого обучающиеся либо сами приходят к усвоению нового материала, либо закрепляют и расширяют изученное ранее.
• Рассказ. Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется в начальных классах при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия.
• Игра. Игра- занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования
• Праздники. Весёлое торжество, устраиваемое кем-либо. по какому-либо поводу.
• Викторина. Это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания.
• Экскурсия (от лат. excursio -- прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п. ; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
• Презентация. Мультимедийная презентация — набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу, текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории, хранящиеся в одном файле.
• Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.
Методы
• Методы поощрения.
• Методы формирования сознания личности.
• Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
• Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Информационно – коммуникативные технологии
• Игровые технологии.
• Личностно –ориентированная технология.
• Здоровьесберегающие технологии. (ЗанкоВ)
• Технологии сотрудничества.
Принципы
• Принцип доступности и последовательности.
• Учет возрастных особенностей.
• Принцип наглядности.
• Принцип связи теории с практикой.
• Принцип индивидуализации программы.
• Принцип результативности.
• Принцип актуальности.
• Принцип добровольности.
Результативность реализации программы будет проверяться : анкетированием.
Программа состоит из 3 блоков :
1 блок «Самопознание, самовоспитание» : расширить представление воспитанников о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать воспитанников к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию.
2 блок «Культура общения» : воспитывать культуру поведения воспитанников, чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим.
3 блок «Культура поведения» :знакомить воспитанников с правилом поведения на улице, во дворе, на озере, в лесу, парке.
Тематическое планирование
№ п/п
Темы
Общее кол-во часов
Теоретические
Практические
1 Вводное занятие
1 1 -
1 блок Самопознание, самовоспитание
2 1. Что значит быть воспитанным?
2. Мои достоинства и недостатки
3. О хороших и дурных привычках
4. Умение оценивать свои поступки 2
2
2
2 1
1
1
1
1
1
1
1
2 блок Культура общения
3 1. Определение понятий этикет и этика.
2. Умение общаться с взрослыми и сверстниками.
3. Разговор по телефону
4. Обращение к знакомым и незнакомым людям
5. Вежливый отказ и несогласие 1
2
2
2
2 1
1
1
1
1 -
1
1
1
1
3 блок Культура поведения
4 1. Правила поведения на улице.
2. Правила поведения на озере, в лесу, парке («Не кричи, ты в лесу»)
3. Правила поведения в школе, в учебном заведении.
4. Правила поведения в общественных местах: в театре, в музей, кинотеатр, библиотека и т. д.
5. Правила поведения в общественном транспорте.
6. Правила дорожного движения
7. Основы, правила вежливого поведения дома («Мир и лад под общей крышей») 2
2
2
2
2
2
2 1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
5 Экскурсии 1 1
6 Диагностика результатов
2 - 2
7 Итоговое занятие
1 1
8 Итого
36
1. Блок
Самопознание, самовоспитание
Занятие № 1.
Что значит быть воспитанным?
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Беседа о воспитанности. Помочь детям понять, «что значит быть воспитанным».
Практика: Определить самостоятельно и искренне уровень своей воспитанности. Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»
Занятие № 2.
Мои достоинства и недостатки
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Дать определение понятиям «достоинства» и «недостатки». Умение говорить о своих недостатках.
Практика: Поиск в себе искренне достоинства и недостатки. Выполнение упражнения «Оцени себя»
Занятие № 3.
О хороших и дурных привычках
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Привычки, их виды. Умение признавать наличие у себя плохих привычек. Как от них избавляться?
Практика: Выявление каждым ребнком хороших и дурных привычек в себе. Выполнение упражнения «Я превращаюсь», «Три качества»
Занятие № 4.
Умение оценивать свои поступки
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Поступки, оценка действий и поступков, осуждение - что это такое. Как научиться оценивать свои поступки, критически относиться к себе?
Практика: Упражнение «Оцени себя», тест «Я и они»
2. Блок
Культура общения
Занятие № 1.
Тема: «Определение понятий этикет и этика»
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Знакомство с основными понятиями: «этика», «этикет», «вежливость», «воспитанность» и т. д. история возникновения этикета.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Культура общения»
Методическое обеспечение:
Занятие № 2.
Умение общаться с взрослыми и детьми
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Рассказать детям для чего люди общаются. Диалог, монолог. Этикетный диалог, его особенности.
Практика: «Провести этикетный диалог». Игра-упражнение «Диалог»
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, карточки для индивидуальной работы
Методическое обеспечение:
Занятие № 3.
Разговор по телефону
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Ознакомить с правилами этикетного диалога по телефону.
Практика: Примеры из литературных произведений и жизни. Обыгрывание и обсуждение этикетных ситуаций. Задание «Провести этикетный диалог по телефону в группе». Проведение игры «Третье лишнее»
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Разговор по телефону»
Методическое обеспечение:
Занятие № 4.
Обращение к знакомым и незнакомым людям.
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Рассказать воспитанникам, как можно и нужно обращаться к людям. Основные формы, нормы обращения. Слова и выражения, используемые при обращении.
Практика: Обыгрывание этикетных ситуаций. Тест «Общение»
Занятия № 5.
Вежливый отказ и несогласие.
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Ознакомить воспитанников с вежливыми формами, способами отказа и несогласия. Тактичность.
Практика: Этикетные ситуации. Тест «Умеете ли вы слушать собеседника?» Игра «Через стекло», «Волшебное слово, пожалуйста»
3. Блок
Культура поведения
Занятие № 1.
Правила поведения на улице, во дворе.
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Ознакомить воспитанников с правилами поведения на улице, во дворе.
Практика: Рассказы детей. Примеры из литературных произведений о бережном отношении к природе и о культуре поведения. Этикетные ситуации.
Занятие № 2.
Правила поведения на озере, в лесу, в парке.
(социально-реабилитационное занятие)
Теория: Ознакомить детей с данными правилами.
Практика: Обсуждение случаев из жизни детей. Примеры из литературных произведений.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Правила поведения на озере, в лесу, в парке»
Занятие № 3
Правила дорожного поведения
Теория: Дать основные знания по правилам дорожного движения.
Практика: Обсуждение и проверка имеющихся знаний о правилах дорожного поведения. Проведение игр по теме «Светофор». Выполнение творческого задания «Юный пешеход»
Занятие № 4
Основы, правила вежливого поведения дома
Теория: Ознакомить с правилами поведения дома. Как вести себя, общаться с родителями.
Занятие № 5
Правила вежливого поведения в школе, в учебном заведении.
Теория: Ознакомить воспитанников с правилами поведения в школе, в любом учебном заведении. Бережное отношение к труду, уважительное отношение к старшим.
Практика: Обыгрывание этикетных ситуаций. Примеры из жизни и литературных произведений, и их обсуждение. Выполнение творческого задания «Безбилетный пассажир»
Занятие № 6
Правила поведения в общественных местах : в театре, в музеи, кинотеатре, библиотеке и т. д.
Теория: Ознакомление воспитанников с правилами культурного поведения в общественных местах: театре, музее, кинотеатре, библиотеке
Занятие №7.
Правила поведения в общественном транспорте
Теория: Ознакомить воспитанников с правилами поведения в общественном транспорте.
Практика: Заполнение творческого задания «Правила поведения в общественных местах.
Подготовка к массовым праздничные мероприятиям в центре и культурно-массовые мероприятия в центре.
Проведение в течение всего года различных праздничных мероприятий: «8 Марта», «23 Февраля», «Рыцарский турнир», «Турнир вежливости» и т. д.
Ожидаемые результаты:
-воспитание стремления быть порядочными людьми, нравственного сознания, навыков и привычек нравственного поведения и моральных качеств.
- развитие индивидуальных способностей и интересов, личностных качеств у воспитанников, культуры мышления, ответственности, гуманности, чувств собственного достоинства, самоуважения;
- ознакомлены с правилами вежливого поведения, правилами красивых манер, с общечеловеческими нормами нравственности;
- выработана привычка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
Список литературы
1. Алшина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. - Л. : Лениздат, 1990.
2. Безруких М. Я и другие Я или правила поведения для всех. - М. : Издательство политической литературы, 1991.
3. Васильева-Ганнус Л. П. Азбука вежливости. -М. : Педагогика,1989.
4. Сайт журнала «Этическое воспитание» https://www.etika.narod.ru/liter.htm
5. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание : для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. - М. : Просвещение, 2008. 108 с.
6. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. -2004-2007.- №1-9.
7. Выготский Л. С. Овладение собственным поведением // Собр. соч. : В 6 т. Т. 3. М., 1983.
8. Сапожникова Л. С. Воспитание нравственного поведения подростков // Вопр. психол. 1985. № 1. С. 50 – 56.