Татьяна Шкилева
Программа по флористике для работы своспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа «Флористика» имеет нравственно - эстетическую направленность.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, чтобы с помощью техники флористики показать образовательное и воспитательное значение нравственно – эстетической направленности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что нравственное воспитание детей одна из сложнейших проблем. Важной педагогической задачей
Публикация «Программа по флористике для работы своспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» размещена в разделах
формирования личности, является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. В основе нравственного воспитания лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Программа по нравственно – эстетическому направлению способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Нравственное воспитание рассматривается в программе, как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы предусматривает формирование у детей нравственных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, уважение и любви к Родине. В программе предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются эстетические представления, навыки культурного поведения, социально- общественные качества, уважения к взрослым, отношение к выполнению поручений, умение дружить, трудиться, справедливо оценивать свои поступки, и поступки других людей.
В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение воспитателя к каждому ребенку, эмоционально – позитивное общение общение детей друг с другом.
Программа рассчитана на детей школьного возраста и дошкольников. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: диалог, беседа, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, экскурсии, творческие мастерские. В конце раздела проводятся обобщающие занятия. Занятия с младшими детьми эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включая в себя игровые моменты. Активно и обильно используется наглядность. На занятиях важна активность ребенка, его включенность в занятие. Основная моя задача состоит в том, чтобы пробудить интерес у ребенка к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Методы организации: словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка); наглядные (показ образцов поделок, демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Идея данной программы – создание комфортной среды развития творческого потенциала каждого воспитанника и его самореализации. В основе занятий лежат: творческая деятельность, создание оригинальных работ. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой остановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого воспитанника.
Цель данной программы : научить ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать её, уметь восхищаться ею, уметь воплощать в жизнь свои творческие фантазии.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1. Познакомить детей с искусством флористики, аппликации, икебаны, аранжировки; Дать представление о разнообразии природного материала.
2. Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию, изобретательность.
3. Воспитывать эстетический вкус, чувство красоты, бережное отношение к природе.
Программа разработана с учетом всех основополагающих дидактических принципов. Материал дается в определенной системе и последовательности от простого к сложному, подкреплено наглядность, теоретические знания апробируются, и закрепляются на практике, с учетом возрастных особенностей детей.
Материал для работы выбирается в зависимости от сезона. Во время цветения идёт работа с живым материалом, а в остальное время - работа с гофрированной бумагой. Правильное использование принципов дает стабильную работу воспитанников и их сознательный выбор данного обьединения.
В рамках этой программы воспитанники подробнее изучают историю развития флористики, аранжировки – как вида искусства; продолжают учиться правильному построению композиций на плоскости и их изготовлению, используя все средства выразительности и растительность родного края.
Дети самостоятельно ставят перед собой творческую задачу и с успехом решают её : выбор основы, темы, сюжета, подбор природного материала, выбор средств выразительности.
Во всех возрастах, особенно в младшем необходимо воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, научить соблюдать элементарные правила культуры труда, содержать рабочее место в порядке, экономно и аккуратно использовать материалы, хранить инструменты в соответствие с правилами по Т/Б. Для того, чтобы научить детей работать вдвоем, втроем и в большем коллективе нужно давать коллективные работы. Давая коллективные работы, нужно научить детей работать дружно, уважительно относиться к друг другу, к старшим.
С целью получения навыков разумного поведения в лесу, на реке; Раскрыть роль и значение леса в жизни человека, показать красоту родной природы проводятся экскурсии в природу, викторины, игры и т. д.
В работе с детьми средней группы необходимо опираться на уже имеющиеся у них знания и умения, полученные в школе. Если дети младшего возраста в работе с природно – растительным материалом выполняют несложные задания без подготовки, (лесовиков, зверей, птиц, то в средней группе дети предварительно составляют эскиз, намечают композицию, выполняют рисунок задуманной работы, подбирают к ней материал.
В старшем возрасте появляется стремление к самостоятельной работе, поэтому необходимо проводить занятия самостоятельного творчества. Можно выделить три этапа самостоятельной деятельности:
1 этап – исполнительский
2 этап – инициативный
3 этап – творческий
На 1 этапе повышается интерес к программе, уровень мотивации детей. Педагог использует приём удивления и новизны – это знакомство с яркими изданиями, экскурсии в природу, приём привлечения к фантазированию (сделать подарок маме, поделку в школу и т. д.)
На 2 этапе необходимо сформировать у детей навыки самостоятельной работы. Педагог использует приё м : «свобода выбора» деятельности. Этот приём позволяет воспитанникам работать на занятиях более продуктивно, чем по строгому плану педагога. На этом этапе применяются методы для создания «ситуации успеха». Это – детальная оценка работы, похвала, демонстрация работы на выставке.
3 этап – это творческая работа, результат детской самостоятельности и ответственного отношения к делу. На этом этапе хороший эффект в развитии самостоятельного творчества даёт приё м обучения младших детей старшими:
объяснение материала, показ технического приёма, проведение занятий. Такой приём сплачивает коллектив, развивает чувство ответственности.
К знаменательным датам планируется изготовление сувениров, подарков.
Для развития творчества детей на занятиях используются: игровые элементы, творческие задания, занятия - сказка, занятия – путешествия, творческие встречи.
В период подготовки к выставкам используется метод коллективного исполнения работ, который развивает навыки совместной деятельности. Совместное творчество способствует развитию навыков межличностного взаимодействия детей, стимулирует самодеятельность учащихся.
Воспитательный процесс в творческом объединении организован с учётом распределения дел и поручений в коллективе на основе индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей. Нужно подвести обучающегося к правильному пониманию высоких человеческих ценностей и переубедить его в неправильных взглядах. Обучающиеся привлекаются к совместно-разделённой деятельности ( здесь важны: чёткий инструктаж, доступные и увлекательные для детей приёмы обучения, личный пример самого педагога, его мастерство, подбадривание, доверие к ученику, восхищение его успехами, чувство педагогического такта при ошибках и неудачах ребёнка).
Подведение итогов по реализации дополнительной образовательной программы :
- зачётные занятия по темам программы : выполнение контрольных образцов, устный опрос воспитанников, оформление альбомов, викторины, игры;
- организация тематических мини – выставок;
- участие в районных, областных выставках, фестивалях, конкурсах флористики.
Одним из эффективных методов педагогического контроля является наблюдение, в процессе, которого педагог предотвращает и исправляет возможные ошибки, направляет творческий процесс ребёнка, способствует реализации его творческих замыслов.
Критерии оценки выполнения самостоятельных задач и авторских работ :
- соблюдение основных правил дизайна;
- единство художественного образа и формы;
- самостоятельность выполнения задания от эскиза до готовой композиции;
- оригинальность творческого замысла;
- качество выполненной композиции.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 7 – 18 лет. Состав группы - переменный; мальчики, девочки.
Срок реализации программы 1 год - в зависимости от срока реабилитации и уровня готовности несовершеннолетних к освоению общеразвивающей программы и определяется по результатам диагностики.
Формы и режим занятий:
Режим занятий: 1 год обучения – 3 раза в неделю по 1 учебному часу (продолжительность 1 часа- 45 минут – 30 минут). Количество учебных часов в год – 120 часов.
Основные формы и методы организации:
Формы организации:
- Групповая (до 15 детей)
- Индивидуальная
Формы занятий:
- беседы;
- КВН;
- чтение;
- творческие проекты;
- экскурсии;
- экологические игры;
- викторины;
- творческие выставки.
Результаты реализации программы.
К концу учебного курса дети должны знать:
-Понятия: флористика, композиция, компоновка.
-Название растений, наиболее часто используемых в композициях.
-Уметь составлять композиции из живых цветов, искусственных цветов и сухоцветов.
-Уметь составлять простые букеты, используя правила флористики.
-Пользоваться приемами работы с гофрированной бумагой.
-Природный материал для составления флористических композиций.
-Аранжировка. Икебана. Отличие.
-Правила техники безопасности при работе.
К концу учебной программы дети должны уметь :
-Самостоятельно подбирать цветы для букетов и композиций по форме, Цветовой гамме, по назначению.
-Правильно подбирать природный материал для композиций и букетов.
-Сушить цветы.
-Применять растительные и нерастительные материалы для аранжировки.
-Применять цветочный этикет.
-Самостоятельно составлять сезонные композиции и интерьерные композиции.
-Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами.
Содержание программы :
Тема 1. «Рождественский венок» (12 часов)
Теория (5 ч) : 1. -Вводное занятие. Знакомство с учебно – тематическим планом и задачами. Знакомсво с понятием "флористика", её правила и особенности.
- Вводный инструктаж по т/б при работе с различными инструментами.
2. Зимующие и перелетные птицы: - беседа о зимующих и перелетных птицах;
- мастерская кормушек, викторина;
3. Экскурсия в природу: - наблюдение за птицами;
Практика (7 ч) :
Выполнение композиции "Рождественский венок" :
- Подбор материала, обсуждение;
- Выбор цветовой гаммы для композиций;
- Рассматривание образца эллементов аппликации;
- Вырезание необходимого колличества заготовок (форма и размеры заготовок)
- Составление композиции на основе;
- Наклеивание элементов на основу, оформление работы;
- Выставка детских работ;
Тема 2. «Поздравительная открытка» (12 часов)
Теория (5 ч) : 1. Вводное занятие. Знакомство с темой, предстоящей работы. Что такое аппликация? История развития. Тесная связь с бытом разных народов. Виды аппликации. Разнообразие материалов для изготовления аппликации: ткань, бумага, нитки, семена.
2. Есть такая профессия Родину защищать:
- Беседа о празднике Дне защитников Отечества;
- Воспитание и уважение к армии, развитие смекалки;
3."Наша армия самая сильная" - конкурс рисунков
4."Как на масленной неделе" - беседа с элементами игры.
Практика (7 ч) : Изготовление поздравительной открытки к празднику: - Рассматривание открыток, выбор крмпозиции для открытоки;
- Обсуждение образца элементов открытки, выбор цветовой гаммы;
- Вырезание элементов, составление открытки, наклеивание на основу, оформление;
- Выставка детских работ;
Тема 3. «Цветы для мамы» (12 часов)
Теория (5 ч) :
1. Теория. Вводное занятие:
- Знакомство со свойствами гофрированной бумаги, со способами изготовления из неё различных цветов;
- Соблюдение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
2. "Только мама всё помнит, мама не забывает" беседа - рассказ:
- Формировать у воспитанников уважительное отношение к матери, к своему дому, к семье;
-Развивать речь, мышление, умение, выражать свои мысли, воспитывать любовь и уважение к матери;
3. "Труд кормит, а лень портит" - игоровое занятие.
- Расширять и пополнять знания детей о роли труда в жизни человека;
- Формировать отрицательное отношение к лени;
Практика (8 ч) :
"Цветы для мамы" :
- Работа с гофрированной бумагой;
- Демонстрация простых способов формирования букетов;
- Упражнение в составлении букета в спиральной технике на подготовленном материале;
- Связывание букета;
- Изготовление простейших цветов: тюльпаны, крокусы, розы;
-Итоговое занятие.
-.Выставка работ.
- Подведение итогов.
Тема 4. «Ракета» (12 часов)
Теория (5 ч) :
1. Теория. Вводное занятие:
- Изготовление обьемных поделок из природного материала;
- Правильный выбор материала;
- Способы соединения частей;
Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
2. Конкурсно- познавательная игра "Он сказал - Поехали!" :
- Познакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства;
- Воспитать желание быть сильным, смелым и здоровым;
3. Добро и зло - это хорошо или плохо. - беседа с элементами театрализации.
Практика (8 ч) :
- Рассматривание эллюстраций, композиций, материалов;
- Самостоятельный выбор детьми понравившейся поделки;
- Выбор материала;
- Изготовление поделки, украшение;
-Итоговое занятие.
-.Выставка работ.
- Подведение итогов.
Тема 5. «Подарок ветерану»(12 часов)
Теория (5 ч) :
1. Вводное занятие. Знакомство с темой, предстоящей работы.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Ракитянская земля. Истории,памятники,люди. (экскурсия в аллею славы)
- Знакомство с героями - земляками, погибшими в ВОВ.
3. "Никто не забыт, ничто не забыто"
- Расширять знания детей о ВОВ;
-Рассказать о пенсионерах - героях, о детях войны;
Практика (7 ч) :
"Живописная мозаика"
-Подбор материала;
- Изготовление обьемной мозаики из гофрированной бумаги и фольги;
- Знакомство с основными принципами работы;
- Выполнение эскиза композиции на бумаге и перенос её на цветной материал:
-Итоговое занятие.
-Приклеивание деталей к основе;
- Выставка работ. Подведение итогов.
Тема 6. «Чудо - дерево» (12 часов)
Теория (5 ч) :
1. Вводное занятие. Техника работы. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты для работы.
2. "Пушкинский день России" - знакомство с жизнью поэта и его произведениями.
3. "Что за прелесть эти сказки" - викторина по сказкам
4. "В гости к зелёной аптеке" - экскурсия в природу, закомство с растительностью родного края;
Практика (7 ч) :
Обрывная аппликация "Чудо - дерево"
1. Знакомство с техникой (тренировочные задания обрывание по произвольно нарисованной линии на небольших кусочках бумаги, пока дети ние освоят способ расположения пальцев; впритык к друг другу по обе стороны от нарисованной линии)
2. Способы обрывания:
- надорванный по спирали;
- из пяти одинарных лепестков;
- из пяти двойных;
- удлиненных в виде колокольчика, соцветие типа ландыша;
3. Рисование выкроек. Дети рисуют самостоятельно.
4. Выкройки стеблей и бутонов делают произвольно;
- Итоговое занятие. Выставка работ. Подведение итогов.
Тема 7. «Ромашка - символ праздника» (12 часов)
Теория (5 ч) :
1. Вводное занятие. Знакомство с темой, предстоящей работы.
2. Беседа "Порадовать себя и близких"
(формировать у детей представление о семье, как о людях, которые заботяться друг о друге, и любят друг друга)
3."Как аукнется, так и откликнется" - диспут
(закрепить с детьми правила вежливости. воспитывать скромность, дружелюбие, отзывчивость)
4. Конкурс рисунков "Моя семья" - воспитание любви к родителям и другим членам семьи.
Практика (7 ч) :
Аппликация "Ромашка и бабочка"
- Инструктаж по т/б;
- Рассматривание иллюстрации;
- Изготовление бабочек (складывание гармошкой) Дети должны увидеть то общее,что есть у всех бабочек (симметрично расположенные крылья, туловище, и отличие их в форме, расцветке, верхних и нижних крыльев)
- Изготовление ромашки;
-Оформление композиции. Выставка работ. Подведение итогов.
Тема 8. «Полевые цветы» (12 часов)
Теория (5 ч) :
Вводное занятие.
1. Беседа "Россия - всё чем я живу".День российского флага - знакомство с символикой.
2. Белгородчина, опаленная войной - освобождение белгорода от немецко - фашистких захватчиков.
3. Конкурс чтецов "Отчий край"- знакомство с поэтами Белгородчины.
4. Мне дорог край где я живу - экскурсия
Практика (7 ч) :
- Составление простых букетов из живого материала
- Демонстрация простых способов формирования букетов;
Итоговое занятие;
- Выставка работ. Подведение итогов.
Тема 9. «Цветы» (12 часов)
Теория (5 ч) :
Вводное занятие.
Аранжировка. Икебана. Немного из истории. Разнообразие стилей,средства выразительности.
1."Удивительное рядом" (развитие познавательного интереса к природе, видеть необычное в привычном)
2. "Чем я богат" (умение сравнивать материальные и духовные ценности)
3 "Вот и осень к нам пришла" экскурсия в природу.
Практика (7 ч) : - Демонстрация иллюстраций,журналов;
- Язык цветов, прослушивание Вальса цветов из балета "Щелкунчик"
- Выражение своего состояния при помощи красок и карандашей;
-Итоговое занятие. Выставка работ. Подведение итогов.
Тема 10. «Любимые животные» (12 часов)
Теория (5 ч) : Вводное занятие.
1. Беседа "Уважай старших" (к дню пожилого человека);
2. Есенинский праздник поэзии (к Дню рождения С. А. Есенина);
3. Мы в ответе за тех кого приручили (Всемирный день животных)
Практика (7 ч) :
- Что можно сделать из природного материала!
-Природный материал, используемый при изготовлении композиций;
-Превращение природного материала в поделки;
- Разнообразие обьемных поделок;
- Изготовление композиций из сосновых, еловых шишек,каштанов,желудей,орехов.
-Дополнение композиции веточками, мхом. травами;
Итоговое занятие. Выставка работ. Подведение итогов.
Тема11. «Осенний лес» (12 часов)
Теория (5 ч) :
Вводное занятие.
1. Познавательная игра - путешествие "Экологическая кругосветка"(знакомить детей с наиболее интересными представителями растительного и животного мира);
2. Природа в поэзии- заучивание стихов;
3. Познавательное развитие "Как животные готовятся к зиме"
Практика (7 ч) : - Аппликация из листьев;
- Последовательность работы;
-Правила наклеивания листьев;
-Коллективная работа из листьев "Осенний лес"
Итоговое занятие. Выставка работ. Подведение итогов.
Тема 12. «Новый год у ворот» (12 часов).
Теория (5 ч) : Вводное занятие.
1. Познавательное развитие "Зимушка-зима"(знакомство с народными названиями зимних месяцев,расширение кругозора детей);
2. Игра-викторина "Как узнать зиму?" (знакомство с русскими традициями встречи Нового года);
3. Заочное путешествие в зимний лес (знакомство с картинами о зиме);
4. Красная книга Белгородчины. (экскурсия в библиотеку);
5. Чему нас научили занятия нравственности. Обобщающее занятие. (обобщить и закрепить знание детей об общепринятых нормах нравственности, культуре поведения);
Практика (7 ч) : - Изготовление ёлочных игрушек из гармошки (петрушка и матрёшка);
- Подбор цветовой гаммы;
-Вырезание эллементов и способы их соединения;
- Выбор способа изготовления поделок;
-Итоговое занятие.
- Выставка работ. Подведение итогов.