Антонина Баранова
Программа отдыха и оздоровления детей «Эко-каникулы»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Публикация «Программа отдыха и оздоровления детей „Эко-каникулы“» размещена в разделах
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.
Организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности, преступности, наркомании и токсикомании детей и подростков в период летних каникул. Летний период является наиболее благоприятным для охвата системой оздоровительных мероприятий наибольшего количества детей, с использованием доступной и эффективной массовой формы укрепления здоровья.
Пояснительная записка
В связи с тем, что 2017 год в нашей стране был объявлен годом «Экологии» и данное направление является одним из приоритетных в воспитательной работе лагеря, было решено организовать работу профильной экологической смены «Эко-каникулы».
Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации детей за счет включения их в конкретно значимую деятельность.
Профильная смена – это хорошая возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.
Развитию у детей чувства причастности к решению экологических проблем, через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в стране, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам и нацелена деятельность лагеря.
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения детей с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям эти проблемы должны быть близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Актуальность. Для того чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие профильных смен. Именно они определяют подчас социально-педагогический потенциал лагеря. Система профильных смен является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющей собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника профильной смены. Экологический профиль - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т. д. В этом есть определенные преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы. Прежде всего, они заключаются в том:
• Тесное взаимодействие со своими наставниками, где возникает «зона доверия»;
• Приобщение к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды;
• Активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры;
• Отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом;
• Развитие новых навыков (вне рамок школьной программы, раскрыть потенциал своей личности.
Цель программы – создание благоприятных условий для самореализации подростков в сфере экологической деятельности, формирование экологической этики.
Задачи:
• обучающие:
- приобретение новых знаний по безопасности жизнедеятельности в новых, непривычных условиях;
-овладение научными методами исследования природы.
• развивающие:
- формирование и развитие экологической культуры обучающихся;
- Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой.
• воспитательные:
- совершенствование экологической культуры, формирование у обучающихся осознанной личной ответственности за состояние окружающей среды;
- формирование у детей навыков общения и толерантности.
• оздоровительные :
- выявление физических способностей ребенка и его развитие в спорте;
- создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей;
- привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Содержание программы
Экологическое воспитание все увереннее занимает место в системе общего и дополнительного образования. МБОУ ДО «ДООЛ «Акварель» в период летних каникул организует работу профильной экологической смены, среди приоритетных направлений деятельности которой можно выделить:
- образовательную деятельность;
- оздоровительную деятельность;
- эколого-трудовую деятельность;
- культурно-досуговую деятельность.
Образовательная деятельность предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России (района, города, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерным и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Эколого-трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории лагеря, проведение мероприятий, посвященных Дню экологии, творческих конкурсов рисунков, плакатов, стихов, фотографий по экологической тематике, работу экопатруля, исследовательские работы в области экологии.
Принципы реализации программы.
Содержание программы, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря, исходя из основных принципов деятельности:
- принцип научности (предлагаемая программа соответствует современному представлению об отношении к человеку и окружающему миру);
- принцип реалистичности и доступности (объем представлений адаптирован к возрастным возможностям детей и подростков);
- принцип ценностного отношения к жизни и здоровью (до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – огромная ценность, а состояние здоровья человека напрямую зависит от экологического здоровья Планеты);
- принцип уважения личности ребенка;
- принцип поддержки детских инициатив и творчества;
- принцип личностно-ориентированного подхода к детям;
- принцип сотрудничества и сотворчества.
Механизм реализации программы
Игровой сюжет лагерной смены.
Давным - давно на одной планете была страна «Эко-Лэнд». А в этой стране был город «Солнечноград». В центре города росло «Дерево жизни». Жители города заботились об этом дереве. Оно было очень красивым и пушистым, на нем росли разноцветные листья, благодаря которым и процветала жизнь в городе. И жили солнечноградцы весело и дружно в своём городе. Люди, приходя к дереву, радовались, пели ему песенки. Все были рады …
Кроме одной злой Чёрной Тучи. Терпеть она не могла дерево за его жизнерадостность. Позвала Чёрная Туча своих слуг – 21 грозовую тучу и приказала им спрятать «Дерево жизни».
Детям предлагается найти дерево. Ведь 21 грозовая туча – это 21 день смены лагеря. Если день пройдёт весело и дружно, то одна туча уйдёт и откроется часть дерева. К концу смены «Дерево жизни» будет свободно, и все солнечноградцы будут жить счастливо.
Понятийный словарь города «Солнечноград».
«Город Солнечноград»- лагерь.
Дом - отряд в лагере.
Советники - воспитатели отряда.
Мэр города - директор лагеря.
«Пресс - центр» - место встречи и обсуждения планов, действий всех Советников и правителей Города «Солнечноград».
Долина чудес Города «Солнечноград» - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех жителей.
Долина спорта – спортивная площадка лагеря.
Трапезная долина - столовая лагеря.
Культурно-развлекательный центр города – игровая.
Лекарь Города «Солнечноград» - медсестра.
Городской Совет - планёрка воспитателей лагеря.
Городской Форум - заседание детского самоуправления.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап:
На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:
• Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;
• Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;
• Подготовка методического материала для работников лагеря;
• Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
• Подготовка помещений и территории лагеря.
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
• Встреча детей, формирование отрядов, знакомство ребят друг с другом;
• Запуск программы «Эко-каникулы»;
• Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
• Реализация основной идеи смены.
• Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.
• Работа кружков
Заключительный этап:
Основной идеей этого этапа является:
• - подведение итогов работы лагеря;
• - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.
Ожидаемые результаты.
Заявленная программа является краткосрочной (по продолжительности, профильной (по направленности, деятельностной (по стратегии). В ходе реализации данной программы ожидается :
- повышение уровня экологической культуры;
- укрепление и оздоровление детского организма : формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены, развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;
- развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей;
- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;
Для оценки результативности программы будем пользоваться следующими показателями:
- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);
- показатели социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности : поделки, рисунки, походы, акции);
- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);
- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей качеством реализации программы.
Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:
1. Для детского коллектива:
раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе;
формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности;
проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.
2. Для педагогического коллектива:
уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;
уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;
накопление профессионального педагогического опыта.
3. Для родителей:
физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;
реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;
полноценный отдых ребенка.
Участники программы :
Дети и подростки от 6 до 15 лет, в том числе из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, несовершеннолетние дети «группы особого внимания», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Педагогический коллектив.
I смена – 100 детей.
Срок реализации: 1 смена – 21 день.
Формы реализации программы
Для участников лагеря предлагаются следующие мероприятия и виды деятельности:
- экскурсии;
- походы;
- викторины;
- конкурсно-игровые программы;
- спортивные мероприятия;
- выпуск экологического листка;
- мастер-классы;
- учебно-практические занятия экологическо-туристического профиля;
- познавательно - развлекательные праздники.
В течение смены проводится:
• Диагностика: а) межличностных отношений (сплоченность коллектива, эмоционально-психологический климат, б) личностных особенностей подростков (определение самооценки, выявление лидеров);
• Психолого-коррекционная работа (игры на сплочение, внимание, ролевые игры и др.);
• В начале и конце смены проводится анкетирование подростков на выявление соответствия планируемого результата итогам смены.
• По окончании смены делается анализ работы лагеря.
Научно – методическое обеспечение
• Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
• Должностные инструкции всех участников процесса.
• Организация режима дня;
• Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
• Проведение ежедневных планёрок.
• Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов
Кадровые ресурсы:
Директор лагеря - 1
Инструктор по физической культуре -1
Вожатый - 4
Старший воспитатель -1
Воспитатель – 9
Педагог дополнительного образования - 3
Материальное обеспечение:
Материально-техническая база
1. Наличие площадок для проведения массовых мероприятий.
2. Наличие канцелярских принадлежностей.
3. Наличие спортинвентаря.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды.
Директор несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности. Проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми с регистрацией в специальном журнале.
Ответственный за воспитательную работу осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, отвечает за содержание оздоровительно-воспитательной, досуговой деятельности, за работу органов самоуправления и проведение мероприятий в рамках программы; планирует и организует деятельность педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывает методическую помощь.
Воспитатели являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности.
Специальные кадры (инструктор по физической культуре) осуществляет специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей.