Антонина Баранова
Программа отдыха и оздоровления детей «Театральные каникулы»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
По окончании учебного года для каждого ребёнка наступает самое долгожданное время года. Это – лето. А лето это время каникул, развлечений, оздоровления, новых знакомств и, конечно же, самого яркого отдыха. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок провёл это время с максимальной пользой для себя. За время каникул он должен зарядиться новой энергией, настроением, набраться новых сил, познакомиться с новыми друзьями и, безусловно, что немало важно для каждого родителя, это оздоровиться. И где еще, как ни в детском оздоровительном лагере каждый из детей всё это может получить в полном объёмё. Где же ещё каждый ребенок сможет почувствовать себя легко и непринужденно во время летних каникул, как ни в детском лагере.
Публикация «Программа отдыха и оздоровления детей „Театральные каникулы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Сегодня детский лагерь представляет собой полностью слаженную структуру, которая оснащена всем необходимым для того, что бы ребенок находился в современном комфорте, а также, имел возможность почувствовать свою самостоятельность вдалеке от родительского дома.
Актуальность проблемы
Организация летнего отдыха детей является одной из важнейших задач, стоящих перед коллективом детского оздоровительного лагеря. Именно в период летних каникул, когда большая часть времени освобождается от учебных занятий, возникает риск попадания детей в различные негативные ситуации. Поэтому необходимо создание системы детского отдыха, оздоровления и занятости, совершенствование условий для развития личности ребенка в каникулярный период.
Новизна программы «Театральные каникулы» заключается в том, что на территории лагеря создаются необходимые условия для творческого развития детей, удовлетворения их образовательных и интеллектуальных запросов в области искусства.
Профильность смен положительно влияет на творческие запросы и интересы обучающихся, позволяет использовать активные формы познавательной, трудовой и иной общественно значимой деятельности.
Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.
Актуальность программы
В Моршанске достаточно большое число детей занимается в различных творческих коллективах при школах, в Центре дополнительного образования детей, а также городском Доме культуры, но, к сожалению, большинство из них даже не знают о существовании друг друга. Для более продуктивного процесса юным талантам необходимо сравнивать свое исполнительское искусство с творчеством других детей. Для этой цели и организуется профильная театральная смена "Театральные каникулы". Смена будет носить фестивальный характер.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании оптимальных условий для оздоровления и развития детей в период организации летнего отдыха.
Отличительные особенности программы. Так как театр представляет собой синтез различных видов искусств (актёрское мастерство, хореография, вокал, то, дети, занимающиеся в творческих коллективах города, только по одной направленности смогут объединиться в новые творческие коллективы и попробовать себя в другом, не знакомом для себя, виде искусства. Каждый коллектив примет участие в фестивальной программе. Всем отрядам будут даны разные задание - на один день стать хозяином сцены, т. е. отвечать за проведение всех мероприятий в течение этого дня
Социализация детей инвалидов в обществе
Сейчас актуальной является проблема отсутствия должного духовного воспитания, которое приводит к нарушению этических норм поведения детей и подростков. Одним из решений данной проблемы становится воспитание толерантного отношения современных детей и подростков к ровесникам- инвалидам.
Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам.
В последнее время в понимании проблем людей с ограниченными возможностями, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат - безразличного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Необходимо более насыщенный досуг, который привел бы к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность, в свою очередь будет способствовать сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных учреждениях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей инвалидов могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. В оздоровительной работе детей с ограниченными возможностями летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Необходимо совершенствовать опыт организации каникулярного времени детей инвалидов и здоровых детей, вводя в практику новые формы работы.
Например, смешанный отряд. Для решения этого вопроса нужно поставить конкретную цель и двигаться по направлению к ней, выполняя определенные задачи.
МБОУ ДО «ДООЛ «АКВАРЕЛЬ» может являться тем лагерем, где одним из важнейших условий жизни будет являться создание доступной среды и равных условий для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение возможно в рамках определенной системы знаний, в которой упор делается на активное участие ребенка в процессе обучения.
Разные формы взаимодействия могут быть направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получит возможность активного включения в социальную структуру группы.
ЦЕЛЬ
Воспитание творческой, социально-адаптивной личности через формирование навыков самоорганизации, самореализации, саморазвития в ходе организации различных форм жизнедеятельности. Создание оптимальных и благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную деятельность с формированием активной жизненной позиции.
ЗАДАЧИ
Оздоровительные
• Приобщение к культуре здорового образа жизни
• Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность.
• Обеспечить длительное пребывание детей на свежем воздухе.
Воспитательные
• Организация содержательного досуга.
• Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество.
• Организация содружества и сотворчества детей и взрослых.
• Создание условий для воспитания культуры общения.
Развивающие
• Развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей.
• Расширить круг интересов.
• Вовлечение в общественно-полезную деятельность.
Содержание программы
Программа направлена на вовлечение детей в организацию полезной, содержательной творческой деятельности. Когда каждый творческий проект, программа, сценарная разработка являются результатом совместной деятельности детей, они объединяются в общем переживании, сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех. При осуществлении коллективных творческих дел у обучающихся будут формироваться те личностные качества, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой: коммуникабельность, ответственность, уверенность в себе, чувство товарищества и переживания за общее дело.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
1. «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. Каждый ребёнок имеет право на отдых, творчество и самореализацию.
2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями.
3. «Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
4. «Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку не имеют ограниченного режима работы в течение дня.
5. «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.
Механизмы реализации программы
За основу взят кочевой образ жизни по разным уголкам страны театральных коллективов, которые вместе с труппой путешествовали по городам, давая представления и собирая на площадях огромное количество зрителей. В определенный период времени все коллективы собирались в одном месте, на так называемый театральный фестиваль, где могли делиться опытом и открывать новые таланты.
В лагере из каждого отряда так же будут сформированы творческие театральные коллективы, которые примут участие в едином театральном марафоне. На протяжении всей смены они будут соревноваться в творческом мастерстве, где каждый станет победителем и будет награждён.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В организационный этап проводятся игры, основная роль которых отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этот период длится 1-2 дня.
Основной этап занимает большую часть времени, 17-18 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются творческие, развивающие, интеллектуальные и спортивные мероприятия. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД, отрядные сборы, и др.
В итоговый период изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвященное закрытию лагерной смены.
Ожидаемые результаты
Для детей :
• Полный отдых и оздоровление детей
• Принятие ребёнком собственной индивидуальности
• Удовлетворенность в различных видах деятельности – познавательной, коммуникативной, физической, творческой, духовной
• Вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
• Формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
• Реализация индивидуальных способностей,
• Получение новых знаний, умений и навыков по специализированным театральным курсам : мастерство актёра, сценическое движение и танец, сценическая речь, театральная режиссура, хореография
• Умение продуктивно организовывать свой досуг
• Развитие творческого потенциала ребёнка.
Для педагогов:
• Реализация оздоровительной, досуговой, образовательно-развивающей, воспитательной и социальной функций
• Социальная защищённость детей и подростков
• Удовлетворённость детей и родителей формами организации свободного времени
УЧАСТНИКИ СМЕНЫ:
Программа ориентирована на детей в возрасте 6 – 16 лет, общее количество детей 100 человек за смену.
Срок реализации: 1 смена – 21 день.
Формы, используемые при реализации программы :
В работе лагеря осуществляются индивидуальные и коллективные формы работы с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы, праздники, экскурсии);
Методы:
· Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
· Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
· Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
· Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Ресурсное обеспечение программы :
Методические ресурсы:
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
4. Проведение ежедневных планерок.
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов.
6. Наличие методической литературы:
1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М, 1991.
2. Афанасьев С. П. и др. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома, 2002. - 224с.
3. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Сто отрядных дел. – Кострома, 2002.- 112с.
4. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов. – Кострома, 1999.- 79с.
5. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль, 2003. – 256с.
6. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций НПЦ СПО-ФДО. М., 1996.
7. Валентинов В. В. 150 веселых игр. – СПб., 2002. – 192с.
8. Вараксин, В. Н. Орагнизация отдыха и досуговой деятельности детей : Пособие для работников детских оздоровительных центров /В. Н. Вараксин. М. : Школьная пресса, 2006. 96 с. ил. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 75. С. 20-57).
9. Винокурова, О. Слагаемые успеха / О. Винокурова // Народное образование. 2006. №3. С. 94-100.
10. Вожатская вспомогайка. – Орел, 1997. – 120с.
Кадровые ресурсы:
Директор лагеря - 1
Инструктор по физической культуре -1
Вожатый - 4
Старший воспитатель -1
Воспитатель – 9
Педагог дополнительного образования - 3
Материальное обеспечение:
Материально-техническая база
1. Наличие площадок для проведения массовых мероприятий.
2. Наличие канцелярских принадлежностей.
3. Наличие спортинвентаря.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды.