Оксана Любавина
Программа обучения учащихся начальных классов коррекционной школы диафрагмальному дыханию «Волна»
Муниципальное козенное образовательное учреждение
«Специальная школа №58»
Утверждена Утверждаю:
На педагогическом совете ___М. М. Шагиевой
№___от___2019г. Директора МКОУ
«Специальной школы №58»
Опыт работы по обучению учащихся начальных классов ФГОС в коррекционной школе
Публикация «Программа обучения учащихся начальных классов коррекционной школы диафрагмальному дыханию „Волна“» размещена в разделах
Программа обучения диафрагмальному дыханию «Волна»
Учитель-логопед
Любавина. О. А
г. Новокузнецк
Содержание
Стр.
1. Паспорт программы … 3
2. Пояснительная записка… 5
3. - введение…. 5
4. - актуальность программы…. 6
5. Методологические и теоретические основы программы…. 7
6. цель, задачи программы… 8
7. Условия реализации образовательной программы… 8
8. Показания, противопоказания…. 9
9. График проведения обучение диафрагмальному дыханию по программе «Волна»…
10
10. Структура курса и продолжительность работы…. 10
11. Ожидаемый результат…. 11
12. Структура оздоровительного курса… 12
13. Перспективный план теоретических занятий… 12
14. Проведения практических занятий…. 14
15. Методика и алгоритм проведения практических занятий… 15
16. Требовании к уровню подготовки воспитанников…. 17
17. Приложение…. 18
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы Программа обучения диафрагмальному дыханию «Волна»
Основание для образования разработки Программы • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Приказ Мин. обр. науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ОУ»
• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26
Заказчики Программы Педагогический совет, родители.
Основные разработчики Учитель-логопед: Любавина Оксана Александровна
Сроки реализации
Программы 6 месяцев
Цели Программы Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ)
Задачи Программы
оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния к произвольной оздоровительных
обучить детей приёмам саморегуляции, выработать у них навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях;
оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
сформировать навыки произвольной регуляции концентрации внимания и переключения внимания.
Ожидаемые результаты реализации программы овладение профилактическим психологическим средством для борьбы со стрессом, заменяющим индивидуальную психотерапию или дополняющим её.
помощь в преодолении страхов, ситуационных фобий за счёт снижения порога возбудимости и страха, снижение уровня тревожности, напряжения.
повышение работоспособности, снижение утомляемости и раздражительности.
положительное влияние на взаимоотношения детей с родителями, педагогами, на мотивацию, сосредоточенность, снижение тревоги в процессе дошкольного обучения.
Адрес организации исполнителя, телефон/факс улица Горьковская 15, город Новокузнецк, Кемеровская область, Россия. Телефон/факс – (3843)52-51-22
География МКОУ «Специальная школа №58»
Если бы люди правильно дышали,
То болезни стали бы редкостью.
Авиценна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение. С рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт, в результате чего теряет это умение. Восстановить его чрезвычайно важно при сопровождении развития детей, поскольку у них продолжается развитие функциональных систем организма, головного мозга.
Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды. Стрессовые нагрузки могут приводить к нарушениям внимания, способности к обучению, поведения, развития ребенка, появлению у него эмоциональных нарушений и психосоматических заболеваний. Чтобы избежать этого, ребенку необходим навык произвольной регуляции своего состояния, позволяющий разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья.
Дыхание – это одна из функций нашего организма, которая имеет произвольную регуляцию.
Человек может сознательно контролировать число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Установлено, что характер дыхания влияет на работу сердца. Таким образом, синхронизируя дыхание с биением сердца, можно научиться снижать нагрузку на сердечно-сосудистую систему.
Регуляция дыхания является самым древним из известных приемов борьбы со стрессом. В течение тысячелетий люди используют его для снижения чувства тревоги, достижения общей релаксации или концентрации.
Возможность снимать избыточное напряжение при сохранении высокой работоспособности с помощью диафрагмального дыхания и его оздоровительное влияние на организм доказано многочисленными научными исследованиями, это позволило нам разработать методику обучения дыханию в условиях образовательной системы, как способа профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния.
Что дает диафрагмальное дыхание?
Использование навыка диафрагмального дыхания способствует формированию нового функционального состояния:
• уравновешиваются процессы торможения и возбуждения;
• снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему;
• активируется обмен веществ;
• улучшается кровоснабжение жизненно важных органов, в том числе и головного мозга.
Таким образом, программа «Волна» позволит:
поддержать формирование произвольного внимания;
улучшить общий фон настроения детей;
повысить самооценку ребенка;
повысить эффективность работы с гиперактивными детьми;
снизить выраженность тревожных состояний;
обеспечить профилактику психосоматических заболеваний;
подготовить ребенка к увеличению нагрузки при поступлении в школу.
Специалисты, реализующие программу «Волна» в педагогической практике, отмечают:
повышение уровня академической успеваемости
снижение заболеваемости
повышение концентрации внимания и работоспособности
улучшение общего фона настроения детей
Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в ситуациях повышенных стрессовых нагрузок. Она разработана для обеспечения немедикаментозной нормализации психологического статуса детей школьного возраста. Представляет уникальные возможности для специалистов, занимающихся вопросами здоровьесбережения. Может использоваться в качестве эффективного метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и взрослых.
Актуальность - данной программы связана с тем, что в настоящее время растёт процент школьников, подверженных стресс - зависимым состояниям и поведению, физическому и психическому стрессам, страдающих от чувства отчуждения, низкой самооценки. Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для наших загазованных территорий, поэтому не случайно в городе Новокузнецке, активно развернулась работа в этом направлении. В психолого-медико-педагогическую консультацию всё более частыми становятся обращения родителей и законных представителей детей с проблемами в обучении, причинами которых являются различные проявления минимальной мозговой дисфункции, синдром гипервозбудимости и дефицита внимания, неврозы и неврозоподобные состояния (мигательные и двигательные тики, заикание, различные формы невротического нарушения поведения. Высока частота проявления у соматически здоровых детей признаков переутомления, напряжённости, беспокойства, чувства страха.
МК ОУ «Специальная школа №58» работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, определяются сопутствующие нарушения в состоянии здоровья, включая соматические нарушения, замедление темпов речевого развития.
На протяжении многих лет в МКОУ «Специальая школа №58» успешно осуществляется комплексная система оздоровления детей.
В МКОУ появилась возможность в активизации процесса оздоровления детей через внедрение оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи «Волна».
Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ, основанного на принципе биологической обратной связи (БОС).
Биологическая обратная связь (БОС) может выступать в качестве средства помощи детям школьного возраста, имеющим вышеназванные проблемы.
Метод эффективен для профилактики тех заболеваний, в патогенезе которых лежат отрицательные эмоциональные стрессы - гнев, страх, депрессия, агрессия и т. д.
Программа коррекции психоэмоционального состояния ориентирована на комплексный подход к работе с детьми школьного возраста, включающий последовательную или попеременную работу с разными видами сигналов биологической связи.
Вспомогательными техниками подготовки к БОС – тренингу служат различные приёмы релаксации, создание позитивных образов с использованием специальных психологических средств.
Абсолютные противопоказания к применению диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления — методики отсутствуют. К относительным относятся грубые расстройства интеллекта и обострения хронических тяжёлых заболеваний.
Методологические и теоретические основы программы
Программа «Волна» специально предназначена для обучения диафрагмальному дыханию, которое является наиболее оптимальным для обеспечения условий естественного развития ребенка.
Принцип обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции основан на том, что эффективное функционирование любой биологической системы зависит от возврата информации в виде обратной связи о работе этой системы.
Обучение любым навыкам базируется на знании конечных результатов исполнения. Результат действия достигается только тогда, когда ребенок знает, как хорошо выполняет это действие. При использовании программы «Волна» реакция организма может быть скорректирована путём постановки определённой задачи и наличии положительного подкрепления при успешном выполнении задачи.
Программа «Волна» предусматривает активное участие ребёнка в процессе коррекции своих физиологических функций и навыков.
Оздоровительная дыхательная гимнастика по программе «Волна» уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.
Игровые возможности компьютерных технологий, основанные на принципе поощрения правильно выполняемых заданий, обеспечивают высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов у детей младшего школьного возраста.
Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется на практических занятиях
Все вышесказанное явилось основой для разработки рабочей образовательной программы по оздоровительной дыхательной гимнастике с использованием метода биологической обратной связи «Волна».
Цель программы : Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ)
Задачи программы :
оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния к произвольной оздоровительных
обучить детей приёмам саморегуляции, выработать у них навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях;
оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
сформировать навыки произвольной регуляции концентрации внимания и переключения внимания.
Программа позволяет :
активно привлекать родителей (законных представителей) к участию в коррекционной работе, совместное выполнение домашних упражнений с ребёнком положительно отражается как на результатах коррекционной работы, так и на взаимоотношениях в семье;
повысить эффективность работы логопедов и психологов по проведению коррекционных занятий с ребёнком;
Условия реализации образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на группы детей младшего школьного возраста первый, второй, третий класс по ФГОС и рассчитана на 3 теоретических занятий, 8 сеансов и 2 диагностики. При необходимости курс может повторяется через 3 месяца.
Показания, противопоказания.
Показания.
В системе коррекционной работы программа «Волна» может применяться в случаях:
• наличия психосоматических нарушений;
• наличия у ребенка неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения;
• невротических нарушений;
• логоневрозов;
• снижения адаптационных возможностей, иммунитета;
• наличия психоэмоциональных проблем.
Общими показаниями к работе с программой является :
• наличие высокой стрессовой нагрузки,
• этапы возрастных кризисов,
• хроническая неуспеваемость,
• проблемы личностного развития,
• периоды адаптации к новым требованиям (поступление в школу, экзамены и т. д. ,
• наличие факторов риска вовлечения в потребление психоактивных веществ.
Противопоказания.
Абсолютные:
• запрет на работу с монитором компьютера;
• грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции методиста.
Относительные:
• обострения хронических заболеваний кардио-респираторной системы,
• значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи, что существенно усложняет работу методиста.
• эпилепсия
Ограничения.
Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы (а также при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний, может спровоцировать приступ. Специалист, работающий с такими детьми, должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста.
Учебный план составлен с учетом индивидуальных занятий с детьми в МКОУ 3 раза в неделю.
График проведения обучение диафрагмальному дыханию по программе «Волна»
1 ребёнок - 3 занятия в неделю
Дни недели Время проведения Место проведения
Понедельник 13-15– 16.00 Кабинет медика
Среда
14.15– 16.00
Пятница 14.15-16.00
Предельно допустимая недельная учебная нагрузка не превышает установленных норм СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы и» (в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 № 22) Не более 3 занятий в неделю – 8 минут - для детей младшего школьного возраста.
Сеансы тренировок по методу «Волна» строго индивидуальны, дозированы и контролируются в ходе каждого сеанса на протяжении всего коррекционного курса.
В ходе сеанса специальные приборы и компьютерные комплексы «Волна» регистрируют у ребенка физиологические показатели (параметры) работы какой -либо функциональной системы организма и отображают полученную информацию в доступной форме, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи с использованием следующих сюжетов: «Столбик», «Полоса», «Слайды», «Прозрачность», «Игра-Бабочка», «Видео».
Структура курса и продолжительность работы.
При работе по программе «Волна» рекомендуется придерживаться следующей структуры курса:
1. Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.
2. Информационное занятие (1 занятие) Активизировать и систематизировать знания детей о правильном дыхании.
3. Практический занятие (1 занятие) Ознакомление с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.
Целью данного этапа работы является формирование мотивации на работу по программе, ознакомление детей с возможностями саморегуляции.
На этом этапе работы детям в доступной (по возрасту) форме рассказывают о стрессовых нагрузках, об основах саморегуляции, о дыхании и возможностях произвольного управления дыханием. Ребята знакомятся с биокомпьютерными тренажерами, объясняется методика дыхания. Проводится ряд упражнений на диафрагмальное дыхание. Занятия проводятся в кабинете медика. Длительность занятия 15-20 минут (См. учебно-методическое пособие «Техники здоровья»).
4. Первичная диагностика (1 занятие).
Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Длительность 2 минуты.
5. Практический этап (8 занятий).
Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофизиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трех рабочих фаз:
4.1. Постановка навыка дыхания. (3 занятия).
В ходе этих занятий ребёнок или подросток осваивает технику диафрагмального дыхания.
4.2. Обучение диафрагмальному дыханию (3 занятия).
В ходе этих занятий вырабатывается устойчивый навык диафрагмального дыхания и формируется новое оптимальное функциональное состояние.
4.3. Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3 занятий).
В ходе этих занятий проводится закрепление навыка дыхания. При необходимости коррекционной работы проводятся занятия по формированию тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях (Отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций)
6. Заключительная диагностика (1 занятие).
Целью этого этапа является оценка эффективности работы по программе.
Проводится диагностический сеанс, аналогичный первичной диагностике, результаты которой позволяют отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга. Длительность 2 минуты.
Наряду с диагностическим этапом в программе «Волна» рекомендуется провести первичную и вторичную диагностику с помощью психодиагностических методик.
Показаниями для занятий являются:
заикание, нарушение речевого дыхания;
синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
высокая тревожность, ситуативные фобии, депрессия, страхи;
нарушения внимания и памяти.
Ожидаемый результат
Овладение профилактическим психологическим средством для борьбы со стрессом, заменяющим индивидуальную психотерапию или дополняющим её.
Помощь в преодолении страхов, ситуационных фобий за счёт снижения порога возбудимости и страха, снижение уровня тревожности, напряжения.
Повышение работоспособности, снижение утомляемости и раздражительности.
Коррекция самооценки.
Преодоление речевых нарушений, связанных с проявлениями неудовлетворительного психоэмоционального состояния, расстройством речевого дыхания.
Положительное влияние на взаимоотношения детей с родителями, педагогами, на мотивацию, сосредоточенность, снижение тревоги в процессе школьного обучения.
Вывод: таким образом, программа позволяет выработать у каждого ребенка оптимальный навык дыхания, обеспечивающий гармонию работы дыхательной и сердечно - сосудистой систем. Этот навык совершенного дыхания надежно защитит ребенка от болезней дыхательной, сердечно – сосудистой и нервной систем, последствий стресса. Ребенок обретет здоровье, уверенность в себе, возможность справляться с любым психоэмоциональным напряжением.