Елена Григорьевна Быканова
Программа обучающего семинара для педагогов «Восхождение к ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа обучающего семинара для педагогов
«Восхождение к ребенку»
Е. Г. Быканова
старший воспитатель
МБДОУ№44 «Детский сад комбинированного вида»,
г. Кемерово
Из опыта освоения личностно-ориентированной модели педагогического общения в условиях дошкольного образовательного учреждения
Публикация «Программа обучающего семинара для педагогов „Восхождение к ребенку“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Если бы меня спросили о том, какое качество воспитателя я считаю главным, я бы сказала: ответственность. Ведь именно в руках воспитателя заключены возможности личностного и социального развития ребенка, от него зависит успех и эмоциональный комфорт маленького человека.
Поэтому педагог детского сада должен четко осознавать свою миссию «воспитателя человеческих душ», строить отношения с детьми с позиции друга и защитника, понимать и принимать индивидуальность каждого ребенка.
Педагогический коллектив МБДОУ №44 находится на этапе осмысления и внедрения в практику ФГОС, их важнейший компонент – личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка – является постоянной темой обсуждения и освоения для воспитателей.
Сегодня можно говорить о положительных результатах в этом направлении. Как показало анкетирование, всем педагогам близок демократический стиль общения, существенно изменилось содержание предметно-пространственной и образовательной среды, которое стало более направленным на развитие познавательных интересов ребенка. И в тоже время данные непосредственного наблюдения за педагогическим процессом демонстрируют, что система отношений воспитателя и ребенка меняются с трудом, ребенку по-прежнему отводится роль «объекта педагогического воздействия». Ребенку же, для того чтобы «содержательно прожить дошкольное детство» и стать в будущем самостоятельным и ответственным взрослым, необходима роль «субъекта», активного участника организации собственной жизни.
Поэтому проблема освоения педагогами технологии личностно-ориентированного общения остается наиболее актуальной. Переход к такому общению с ребенком не дается легко, он требует существенного изменения профессионального и личностного сознания педагогов, принятия ими установок на диалог и сотрудничество. Следовательно, методическая работа детского сада должна быть направлена не только на улучшение специальных умений и навыков педагогических кадров, но и на формирование потребности каждого воспитателя в самопознании, саморазвитии и самореализации, на повышение педагогической, психологической и общей культуры педагога.
Схема перехода на новый подход к обучению и общению : самопознание, критичность по отношению к собственной деятельности > преодоление консерватизма, гибкость мышления, принятие нового знания, новой педагогической философии > профессиональный и личностный рост педагога > изменение способов взаимодействия с ребенком > успешное развитие ребенка.
Цели семинара
• Содействовать изменению отношения педагогов к профессиональной деятельности (воспитатель – не информатор и исполнитель приказов, а творец педагогического процесса);
• Создать условия для повышения теоретической подготовки воспитателей и выработки ими своей педагогической позиции по проблеме взаимодействия взрослого и ребенка;
• Создать условия для развития гностических и проектировочных умений педагогов.
Задачи семинара
• Развить умения педагогов в области педагогической технологии личностно-ориентированного общения, используя для этого разнообразные формы методической работы;
• Расширить знания воспитателей в области психолого-педагогических основ процесса общения;
• Формировать навыки анализа педагогического процесса и самоанализа деятельности воспитателя на основе диагностики и наблюдений.
Новое в содержании семинара
• Приобщение педагогов к исследовательской деятельности;
• Содействие изменению в сознании воспитателей ориентиров педагогической деятельности – от обучения ребенка к его развитию.
Ожидаемый результат
• Личностно-ориентированное общение педагога с ребенком, обуславливающее его своевременное и полноценное развитие.
Этапы реализации и тематический план семинара
I. Этап погружения в тему «Восхождение к ребенку» (творческой сопричастности).
Цели:
- выявление и обозначение проблемы;
- формирование в сознании воспитателей потребности в изучении проблемы;
- совместный поиск путей перехода к личностно-ориентированной модели общения.
Содержание и формы работы:
1/ Все мы родом из детства (круглый стол)
2/ Пространство отношений ребенка в мире (лекция-диалог)
3. Педагогика : дело жизни или ремесло? (дискуссия)
4. Секреты успешного общения взрослого и ребенка (круглый стол)
II. Этап диагностики.
Цели:
- анализ проблем и интересов педагогов в области взаимодействия с ребенком;
- помощь воспитателям в формулировке тем индивидуальных исследовательских проектов, составление планов дальнейшей работы и подборе литературы.
Содержание и формы работы:
1. Личностно-ориентированное общение – это (лекция-диалог)
2. Изучение стилей педагогического общения и диагностика воспитателями своего стиля общения (практикум)
3. Педагогическая оценка (деловая игра)
4. Определение тем исследовательских проектов (конференция)
III.Этап изучения, апробации и внедрения в практическую деятельность новых знаний и умений.
Цели:
- изучение технологии личностно-ориентированного общения;
- пополнение теоретических сведений о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка;
- освоение методов диагностики детей и самодиагностики;
- практическая деятельность с детьми;
- выработка критериев оценки педагогической деятельности в контексте личностно-ориентированной модели общения.
Содержание и формы работы:
Блок «Изучение технологии личностно-ориентированного общения»
1. Способы межличностного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе общения (практикум)
2. Модель сбалансированных инициатив взрослого и ребенка (лекция-обзор)
3. Педагогика переживания (дискуссия)
4. Деятельностный подход к воспитанию и обучению ребенка (практикум)
Блок «Самая большая тайна»
1. Возрастные характеристики ребенка : изменение мотивов деятельности и эмоциональное развитие ребенка до 7 лет (брифинг)
2. Индивидуальные характеристики ребенка : выявление интересов детей; наблюдатели, слушатели, двигающиеся; «неудобные» дети; одаренные дети (работа в творческих группах и обмен информацией)
3. Развитие интересов ребенка к самому себе : Как тебя зовут? Твое генеалогическое дерево. Неделя ребенка. Дневнички «Кто я?», «Какой я?» (деятельность с детьми)
Блок «Приемы косвенного воздействия на ребенка и другие способы организации детей»
1. Прием мотивации (деловая игра)
2. Игра как особый способ общения детей и взрослых (дискуссия)
3. Куклотерапия (тренинг)
4. Сказка для … (плаксы, ябеды и т. п.) (тренинг)
5. Как избежать «пытки едой»? (консультация психолога)
IV. Этап презентации
Цели:
- обмен опытом исследовательской и практической работы (гостевые приемы);
- подведение итогов – что изменилось в нас и нашем общении с ребенком.
Содержание и формы работы:
1. График “гостевых приемов” составляется в процессе работы семинара (практическая деятельность)
2. Критерии оценки деятельности педагога в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию ребенка («мозговой штурм»)
3. Отчеты по темам индивидуальных исследовательских проектов (конференция)
4. Я – воспитатель (конкурс педагогического мастерства)
Примечание: III этап и часть мероприятий IV этапа осуществляются параллельно.