Мозговая Галина
Программа «Неболейка» в рамках проекта «Детский сад здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1. В нашем детском саду реализуется проект «Детский сад здоровья». В рамках реализации данного проекта сотрудниками нашего ДОУ была разработана и в настоящее время реализуется программа «Неболейка». Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.
Публикация «Программа „Неболейка“ в рамках проекта „Детский сад здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Разрабатывая программу «Неболейка», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, решила вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий. Программа «Неболейка», разработанная педагогическим кол-лективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка - дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощённого, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Программа «Неболейка» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Слайд 2. Цель программы : сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.
Задачи программы «Неболейка» :
• Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность
• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью
• Воспитывать, в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры
• Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, плавание, футбол, волейбол, ритмика).
• Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях
• Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений
• Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний
• Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни
• Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно- психическое и физическое развитие.
Программа «Неболейка» разработана в результате практической работы с детьми и родителями, на основе наблюдений, диагностирования, поисков и размышлений. При разработке мы руководствовались следующими принципами в работе с детьми: демократизация, гуманизация и индивидуализация, которые, в свою очередь, предполагают отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка. Педагогический коллектив ДОУ во главе с заведующей стремится превратить детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям, и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни
Слайд 3,4. Для реализации задач, намеченных Программой «Неболейка» том, в ДОУ созданы следующие условия:
• имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарё м: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты,- «беговая дорожка», гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья», мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
• спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена не-обходимым инвентарё м и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном;
• имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;
• имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
• в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
• на территории детского сада имеется «экологическая тропа» с обширной лесной зоной, где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники в увлекательной форме, эко-логические развлечения. На «тропе» дети наблюдают за животным миром, ухаживают за растениями, проводят опытническую и поисковую деятельность;
• кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;
• работают узкие специалисты: психолог, инструктор по физическому воспитанию;
• в каждой возрастной группе имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения
Слайд 5. Программа «Неболейка» реализуется в следующих направлениях:
• Работа с детьми.
• Работа с педагогами.
• Работа с родителями
• Укрепление материально-технической базы учреждения
Слайд 6. Работа с детьми
Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинской сестрой, инструктором по физическому воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем
Она включает в себя 10 разделов:
• Диагностика
• Полноценное воспитание.
• Система эффективного закаливания
• Организация рациональной двигательной активности
• Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
• Создание представлений о здоровом образе жизни.
• Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов
• Коррекционная работа
• Лечебно-профилактическая работа
• Летне-оздоровительные мероприятия
Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.
Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Привитие стойких гигиенических навыков;
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.
Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
Проведение тематических занятий на группах;
Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
Проведение недели здоровья (2 раза в год, организация активного досуга в каникулярные дни.
Слайд 7. Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка. В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья, внедряется сбалансированное питание (десятидневное меню).
Слайд 8. Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья : физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:
Повышение педагогической культуры родителей.
Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т. д., проводятся и новые формы работы: Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;
Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
Родительские собрания на данную тематику;
Педагогические советы с участием родителей и т. д.
Слайд 9. Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т. д.
Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.
Слайд 10. Профилактическо-оздоровительная работа в дошкольном отделении направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется профилактическим мероприятиям:
Осуществление проветривания помещений, в которых пре-бывают дети, в соответствии с графиком;
Дважды в день влажная уборка групповых помещений;
Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах укорочены;
2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
Правильно осуществляется подбор и расстановка комнатных растений;
Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.
В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:
Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания; и др.
Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Физминутки (динамические паузы);
Хождение по дорожкам «здоровья»
Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком, соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна, утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале, правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе (течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям.
В заключении я хотела бы сказать что творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.
Ведь в здоровом теле - здоровый дух.