Юля Чаринцева
Программа музыкального кружка «Веселые нотки» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №10 «Аленушка»
«Веселые нотки»
Для детей ___ дошкольного возраста
Составил и разработал:
Музыкальный руководитель Макарова Ю. С.
г. Курган, 2016
Содержание
1. Положение о кружковой работе
2. Пояснительная записка
Публикация «Программа музыкального кружка „Веселые нотки“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
3. Тематическое планирование кружка «Веселые нотки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Аленушка»
Положение о
кружковой
работе
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 10 «Аленушка»
___Колбасенко Н. А.
Приказом ___ № ___ от ___
I.ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее положение, разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», инструктивного письма Минобразования РФ от 31.01.01 - № 90 (30-16) регулирует и регламентирует контингент воспитанников, посещающих бесплатные кружки, организованные в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Аленушка» (далее —МБДОУ).
1.2. Кружковая работа МБДОУ в соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 18.06.03 г. №28-02-484/16 о «Требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» должна соответствовать:
• Определенному уровню дошкольного образования;
• Направленности дополнительных образовательных программ;
• Современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом.
1.3. Участниками кружка являются:
- воспитанники МБДОУ;
- педагоги МБДОУ;
- другие сотрудники МБДОУ.
1.4. Руководителем кружка является сотрудник МБДОУ, владеющий содержанием работы по данному направлению и обладающий прикладными умениями и навыками.
1.5. Руководителем МБДОУ издается приказ о создании кружка и закреплении ответственного за организацию работы.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Цель:
• расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности;
• повышение качества воспитательно-образовательной работы в МБДОУ.
2.2. Задачи:
• Создать условия для развития личности;
• Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
• Способствовать созданию эмоционального благополучия;
• Приобщать к общечеловеческим ценностям;
• Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
• Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей.
III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.1. Работа кружка осуществляется на базе МБДОУ в соответствии с расписанием занятий.
1.2. Кружковая деятельность не может быть оказана взамен основной образовательной деятельности.
1.3. При проведении кружковой деятельности руководствоваться действующими санитарными правилами и нормами (СанПин 24.2.576-10, требованиями техники безопасности.
1.4. Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
1.5. Кружковая деятельность определяется на учебный год (с сентября по май, зависит от запросов детей и их родителей (лиц их заменяющих)
1.6. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; длительность занятий 20 – 30 минут в зависимости от возраста детей; количество детей не должно превышать 12 человек;
1.7. Ответственными за комплектование состава являются руководители кружков.
1.8. Деятельность кружка осуществляется в соответствии с рабочей программой кружковой работы, утвержденным руководителем МБДОУ.
1.9. Режим работы устанавливается ежегодно.
IV. ДОКУМЕНТАЦИЯ
4.1. Для функционирования кружка ведется следующая документация:
• рабочая программа кружка с пояснительной запиской;
• перспективное планирование;
• список участников кружка;
• журнал учёта посещаемости.
• методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, диагностика, конспекты занятий, досугов, презентаций и пр;)
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
5.1. МБДОУ имеет право:
• изучение и распространение положительного опыта кружковой работы;
• внесение корректировок в план работы кружка в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов участников;
• предоставление возможности руководителю кружка выступать с опытом работы на различных мероприятиях МБДОУ, города, республики.
5.2. Руководитель кружка имеет право:
• в получении практической помощи в организации работы кружка;
• в выборе форм организации кружковой деятельности.
• Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями МБДОУ
• Вносить коррективы в план работы кружка.
• Руководитель кружка обязан:
• Вести документацию о работе кружка;
• Предъявлять отчет о работе кружковой деятельности один раз в год;
5.3. Воспитанники обязаны:
• бережно относиться к оборудованию и пособиям МБДОУ;
• понимать и выполнять элементарные правила по технике безопасности в соответствии с возрастом.
VI. КОНТРОЛЬ
6.1. Осуществляется администрацией МБДОУ;
6.2. Анализ о дополнительной предметной деятельности осуществляется на итоговом педсовете.
Пояснительная записка
Одна из самых актуальных и проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Начинать работу в данном направлении необходимо в дошкольном возрасте.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Но, как показывает практика, объем времени отведенный на реализацию задач основной образовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах и овладению простейшими знаниями в области теоретических основ музыки.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для занятий кружка отбираются более способные воспитанники.
Цель программы: помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Задачи:
1. Образовательные:
• Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию;
• Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию;
• Знакомить детей с музыкальными инструментами;
• Формировать у детей знания о жанрах музыки, формах музыкальных произведений;
• Развивать музыкальный словарь детей;
• Знакомить с композиторами;
• Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированностью.
2. Развивающие:
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух;
• Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра;
• Развивать эмоциональный отклик на музыку.
3. Воспитательные.
• Воспитывать эстетическое отношение, интерес и любовь к музыке, музыкальную восприимчивость, оценочное отношение;
• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, к родной природе средствами музыки;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Условия, созданные в ДОУ для реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию.
Для успешного музыкального развития детей в МБДОУ есть необходимые условия:
Учебные помещения: музыкальный зал.
Оборудование для музыкальной деятельности: детские музыкальные инструменты (бубны, барабаны, металлофоны, ксилофоны, ложки, трещотки, погремушки, колокольчики и др.);
Нотные пособия, соответствующие возрасту участников кружка;
Музыкальный центр, проектор, аудиозаписи с классическим, фольклорным и детским музыкальным репертуаром;
Дидактические пособия на следующие темы: инструменты, композиторы и вспомогательные картинки для распевок.
Срок реализации образовательной программы: 2016-2017 год.
Формы и режим занятий.
Частота проведения – 1 раз в неделю, во вторую половину дня
Продолжительность занятий 20 минут.
Занятия проводятся в музыкальном зале 1 раз в неделю.
Занятия состоят из трех частей: вступительная, основная, заключительная.
Желаемый результат.
Умение передавать в игре знакомый ритмический рисунок и придерживаться общего темпа, одновременно начинать и заканчивать игру.
Развитие творческой активности детей при обучении игре на музыкальных инструментах.
Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей (в том числе от группы здоровья и систематичности посещения детского сада) дети могут: внимательно, с удовольствием слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения, анализировать услышанное произведение, используя довольно большой словарный запас, узнавать и называть знакомые музыкальные произведения. Спеть по желанию знакомую песню с музыкальным сопровождением, правильно передавая мелодию, Спеть по желанию знакомую песню без музыкального сопровождения, правильно распределять дыхание, прослушать и определить на слух, какие музыкальные инструменты звучали в оркестре, исполнить в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песенки и мелодии.
Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности музыкального кружка «Веселые нотки» с воспитанниками ДОУ
Октябрь.
Занятие 1.
познакомиться с понятиями f и р
Занятие 2.
а) учимся хлопать, стучать ритмический рисунок слов, имен, стихов.
б)учимся звукоподражать голосам животных
Занятие 3.
Знакомство с различными приемами игры на детский музыкальных инструментах. игра в угадай малодию
Занятие 4.
знакомство с нотками, путешествие в страну "Нотляндию"
Ноябрь
Занятие 1.
познакомить с симфоническим оркестром (струнной и ударной группой).
Занятие 2.
знакомство с понятиями сильная и слабая доли. с помощью попевок.
Занятие 3.
Знакомство с регистрами (мишки, зайки, птички)
Занятие 4.
знакомство с понятиями: размер, пауза, гамма, тоника. с помощью попевок.
Декабрь
Занятие 1.
учимся выделять сильную долю на слух и в игре на инструментах. знакомство с М. П. МУсоргским, А. П. Бородиным.
Занятие 2.
учимся играть в шумовом оркестре.
Занятие 3.
Знакомство с новыми понятиями мажор и минор
Занятие 4
игра "ритмическое эхо", знакомство с жанрами танцев.
Январь
Занятие 1.
сочинить ритмический рисунок на заданный текст.
Занятие 2.
учимся импровизировать на ударных инструментах.
Февраль
Занятие 1.
Продолжаем знакомиться с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)
Занятие 2.
знакомство с народными инструментами
Занятие 3.
а) Знакомство с размером 3/4.
б) Учимся определять на слух размеры и 3/4.
Занятие 4.
викторина "Что звучит"
Март
Занятие 1.
выступление на утреннике 8 марта.
Занятие 2.
знакомство с оркестром русских народных инструментов.
Занятие 3.
танцуем под р. н. п, показ основных движений.
Занятие 4.
учим песню по ролям.
Апрель
Занятие 1.
раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть - игровое занятие.
Занятие 2.
Познакомить с размером 4/4.
Занятие 3.
путешествие по разным танцевальным странам мира.
Занятие 4.
Знакомство с музыкальными жанрами:опера, балет, симфония, мюзикл.
Май
Занятие 1.
игровое занятие.
Занятие 2.
итоговое занятие. закрепление и повторение пройденного.
Занятие 3.
Диагностика детей.
Занятие 4.
Выступление на выпускном вечере.