татьяна сырых
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Город фестивалей»
▼ Скачать + Заказать документы
Главной идеей программы является воспитание и развитие детей через игру и творчество. Все режимные моменты (вплоть до дежурства и традиционной уборки территории) будут пронизаны темой дня.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Создание для детей условий и максимально активных форм отдыха, сочетающих оздоровительную, развивающую, познавательную и творческую виды деятельности.
ЗАДАЧИ:
формировать в процессе всей деятельности смены чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, стремление вести здоровый образ жизни;
- развивать нравственную личность, стремящуюся к правде и добру;
Публикация «Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания „Город фестивалей“» размещена в разделах
- строить отношения между взрослыми и детьми на взаимопонимании и добровольном сотрудничестве;
- воспитывать в детях умения видеть, чувствовать, понимать красоту (внешнюю и внутреннюю, беречь ее.
Основное содержание программы.
Идея этой смены – реализация комплексного направления через фестивали.
Отряды становятся «мастерами фестиваля».
Каждый отряд получает уже в начале смены задание разработать и провести какой-нибудь фестиваль (от замысла до конкурсов и соревнований).
Любой фестиваль состоит из следующих этапов:
1. Начало фестиваля (на линейке, специальном стартовом деле, за завтраком и др.).
2. Выступление делегаций (по заранее выполненным заданиям).
3. Конкурсы, игры, специальные занятия по теме фестиваля.
4. Закрытие фестиваля (праздник, дискотека, костер, церемония награждения, шоу и др.).
Список фестивалей :
•«Фестиваль кино». Каждый отряд готовит мини-фильм по одному из жанров, проводится конкурсы на лучшую роль, на лучшую режиссуру, конкурсы операторов, актерского мастерства и др. В качестве закрытия — вручение премии «Оскар».
•«Фестиваль цирка». Отряды получают задание подготовить цирковое выступление. В течение дня проводятся «мастерские цирка», где все желающие могут научиться жонглировать, ходить по канату и др. В конце дня проводится «парад-алле!».
•«Фестиваль народных игр». В течение дня проводятся самые разные народные игры и развлечения. Присваивается звание Мастера игры.
•«Фестиваль танца». Проводится конкурс танцев по разным номинациям (бальные, эстрадные.). В течение дня могут быть организованы танц-классы по разным направлениям танцевального искусства, общая перетанцовка, диско-вечер.
•«Фестиваль песни». Проводятся самые разные конкурсы, связанные с песней. Это может быть и праздник инсценированной песни, и час частушек, и конкурс хоров. Итоги подводятся на общем празднике «Песня Дня», где по типу «Золотого граммофона» вручаются призы и подарки.
•«Фестиваль искусств». Проводятся мастерские искусств по разным направлениям. В конце дня — Торжественная церемония «Музыкальный Олимп».
•«Фестиваль Земли». В течение дня организуются викторины, конкурсы, выставки на экологическую тему и связанные с существованием человека на Земле. В конце дня может быть проведен ритуал «Благодарения природы».
•«Фестиваль Дружбы». Организуются самые разные конкурсы и соревнования, связанные с дружбой людей, тренинги на взаимопонимание, различные испытания и приключения для проверки друзей и дружбы.
•«Фестиваль народных промыслов и мастеров». Организуются творческие мастерские и классы, где каждый желающий может научиться различным народным промыслам. Мастерами выступают или сами дети, или специально приглашенные специалисты. В конце дня — выставка изделий, изготовленных детьми в течение дня.
•«Фестиваль идей и изобретений». Организуются конференции, выставки, защиты проектов, связанные с новыми идеями, изобретениями, которые могут улучшить жизнь человека. Каждая идея творчески представляется и защищается. В конце дня вручаются в торжественной обстановке «патенты на изобретения».
•«Фестиваль добрых дел». Дети в течении дня разрабатывают проекты доброго дела и защищают их.
ОЖИДАЕМЫЕ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При условии соответствующего финансирования программы лагеря планируется достичь следующих результатов:
Во-первых, реализация программы позволит, с одной стороны, в значительной степени стимулировать работу действующих творческих коллективов, а с другой - создать условия для появления новых, что в конечном итоге повысит численность детей, привлеченных в сферу организованного досуга.
Во-вторых, в сложных социально-экономических условиях страны особенно важно объединить интересы учащейся молодежи (в данном случае творческие).
В-третьих, программа позволит привлечь внимание общественности к проблемам образования вообще и дополнительного образования в частности.
В-четвертых, программа будет способствовать формированию интересов к учебе (значительно сниженных сегодня, стремлению к самообразованию, всестороннему развитию и самореализации полученных знаний и опыта.
В-пятых, реализация программы даст богатый фактический материал для анализа положения дел в сфере дополнительного образования и организации досуга.
Перечисленные результаты, отстраненные от чисто ведомственных интересов, безусловно, способствуют общечеловеческим ценностям.
Опыт, отработанный творческими сменами в прошлые годы, показал, что механизм реализации программы является в данных условиях оптимальным, позволяющим вовлечь учащихся в разноплановую творческую деятельность. Все мероприятия программы лагеря прошли интересно и ярко.
По окончании работы смены ребятам была предложена анкета с целью информационно-аналитического изучения потребностей и возможной координации действий организационной группы лагеря в дальнейшей работе. В своих анкетах ребята положительно отметили коллективные дела и мероприятия, которые помогли им сдружиться, интересные, познавательные экскурсии.
Планомерное выполнение программы способствовало успешному решению поставленных перед лагерем педагогических и образовательных задач. Но в то же время результаты работы смены выявили необходимость:
- дальнейшего развития образовательного процесса путем организации заочного цикличного обучения как участников смены из творческих коллективов, так и отдельно взятых одаренных детей;
- организации дополнительной смены в зимнее время.
Проведение адаптационного периода в отряде
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период, по нашему замыслу, предполагал значительную долю их самостоятельной, творческой деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам предоставлялась возможность все нормы и правила на новом этапе летней жизни выработать самим на основе конкретного опыта "здесь и теперь".
Первый этап адаптационного периода (который всего длился 4 дня) был посвящен знакомству ребят друг с другом. Они поделились тем, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в лагере и пр. Работая в отрядах, скомплектованных по случайному признаку, ребята искали нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное в каждом. Очень важно было с первых минут общения создать в отряде доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных мнений каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий был предложен в форме драматизации и творческой дискуссии.
На следующем этапе адаптационного периода ребятам предоставлялась возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых менялся, и выработки собственных правил, облегчающих действие сообща. Некоторым детям удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появилось, например, такое: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии" или "Быть благодарным" (т. е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывать о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не". Важным было то, что эти правила не просто формулировались на основе собственного конкретного опыта, а обсуждались их необходимость и значимость для других. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа явилось создание портрета настоящего жителя «Города Фестивалей» : качества и свойства его личности, формы их проявления в поведении, действиях ребенка по отношению к себе и другим людям, делу. Дети иллюстрировали свою аргументацию драматизацией.
Заключительный этап адаптационного периода связан с осознанием появления нового сообщества — отряд. Ребята создавали автопортрет своего отряда (кто — в коллективном рисунке, кто — в "живых картинах", кто — в устной презентации своего коллектива). Работа была организована таким образом, что каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение. После этого действия в отряде очень быстро и легко были распределены все необходимые поручения, и ребята отправились участвовать вместе с другим отрядом в каком-нибудь фестивале. Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепило чувство причастности к своему коллективу и чувство разделенной ответственности за общее дело.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
Данный опросник используется в работе с детьми для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в лагере, о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети.
Опросник состоит из двух частей. В каждой части по 10 вопросов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II - исследуется референтная группа ребенка.
Опросник можно предлагать детям в письменной форме; индивидуально или коллективно. Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу.