Ирина Андреева
Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»для русскоязычных школ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.
Публикация «Программа курса „Культура народов Республики Саха (Якутия)“ для русскоязычных школ (1–4 классы)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Русский язык, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.
Важной особенностью поликультурного образования Российской Федерации становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности: 1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека; 2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др. ; 3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.
Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: начальная (1—4 классы) и основная (5—9 классы). Особое значение в начальной школе приобретает развитие и воспитание личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру коренных народов Республики Саха (Якутия). Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур», отраженному в Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия).
Целью курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Задачи курса :
- освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;
- формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
- умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
- воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.
Результаты изучения учебного курса
В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» :
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих
- республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т. д.);
- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются :
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и. т. д.);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
- умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются :
- формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;
- формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;
- умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России — учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
- формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций:
- конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т. д.);
- анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т. д.);
- классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства и т. д.);
- обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу и т. д.);
- доказательство (на примере особенностей природных условий жизни и т. д.);
- развитие умения составлять представления, модели знаково-символическими средствами культуры народов республики (коновязь, якутская лошадь, северный олень, чум и др.).
Содержание начального общего образования по учебному курсу
Основное содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» представлено следующими содержательными линиями: «Народы Республики Саха (Якутия)», «Материальная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Республика Саха (Якутия)». Такое построение программы допускает варианты структурирования содержания учебников, распределение учебного материала и времени для его изучения.
Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с духовной и материальной культурой. Поэтому мы более подробно опишем эту тему.
Народы Республики Саха (Якутия). Понятие народ, коренные народы республики. Места компактного проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, буряты, белорусы и др.).
Материальная культура народов Республики Саха (Якутия). Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов республики : охота, рыболовство, собирательство, скотоводство, коневодство, оленеводство.
Жилища народов Республики Саха (Якутия). Названия традиционных жилищ коренных народов Республики Саха (Якутия, их устройство, строение. Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места и особенностей расположения жилища. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня.
Одежда народов. Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Элементарные понятия о технологии выделки шкур, меха. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение.
Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Орнаменты, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Известные народные мастера и художники. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.
Национальные игры народов. Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные и др.). Игрушки, их виды и изготовление.
Духовная культура народов Pеспублики Cаха (Якутия). Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Отношение коренных народов республики к природе. Понятие о духах природы. Обычаи и обряды народов. Праздники народов Республики Саха (Якутия) : ысыах, эвинэк, шахадьибэ и др. Религиозные праздники (Рождество, Пасха, и др.).
Устное народное творчество. Фольклор в жизнедеятельности коренных народов Якутии. Жанры устного народного творчества народов Республики Саха (Якутия) : сказки, пословицы, поговорки, загадки. Героический эпос. Олонхо. Народные сказители, знатоки фольклора, исполнители эпических песен.
Музыкальная культура народов Якутии. Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии («Хэде», «Осуокай», «Хейро», «Лондол» и др., истоки их возникновения. Разнообразие мотивов хороводов. Музыкальная культура моего народа. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ч в неделю)
Духовная и материальная культура народов Республики Cаха (Якутия)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Традиции, обычаи и обряды.
Бережное отношение к природе. Понятие о духах стихий природы. Поклонение солнцу. Почитание огня: роль огня в жизни народов Севера, истоки возникновения поклонения огню. Нравственные заповеди народа. Благопожелания. Воспевание природы в народных хороводных танцах, сочинение стихов.
Народные праздники : ысыах, бакалдын, эвинэк, шахадьибэ. Религиозные праздники (Рождество, Пасха и др.). Рождение новой семьи, свадьба, рождение ребёнка, крестины, новоселье. Их значение и обряды. Узнавать из бесед со старшим поколением сведения об отношении коренных народов к природе, обычаях и обрядах и обсуждать полученные сведения.
Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о нравственных заповедях, обычаях, праздниках народов, населяющих республику. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.
Сравнивать и различать народные и религиозные праздники.
Выступить с устным сообщением с ИКТ- поддержкой.
Устное народное творчество.
Понятие «фольклор». Жанры устного народного творчества коренных народов Республики Саха (Якутия) : сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Знакомство с эпосом народов, олонхо. Известные олонхосуты Уметь различать жанры устного народного творчества.
Практическая работа: подбирать в творчестве народов республики пословицы, поговорки по определенной тематике (н-р, дружба народов и др.) Уметь определять и различать эпические произведения народов.
Национальные игры народов Республики Саха (Якутия).
Национальные игры и игрушки. Мои любимые игрушки.
Виды игр (настольные, подвижные игры и др.) Национальные игры моего народа. Игрушки из природных материалов. Изготовление национальных игрушек. Игрушки для девочек и мальчиков. Сравнивать и различать виды национальных игр народов.
Выявлять связи сезонных народных игр с особенностями того или иного времени года. Участвовать в национальной игре.
Практическая работа: изготавливать игрушки в национальных костюмах, из природных материалов.
Составить модель народной игрушки с использованием средств ИКТ.
Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства народов Якутии. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Национальные орнаменты и узоры, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия. Знакомство с творчеством народных умельцев и мастеров своего села, улуса, города. Сравнивать и различать виды декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа: участвовать в изготовлении национальных орнаментов и узоров одного из народов (по выбору). Узнавать произведения народных мастеров Якутии.
Составлять выступления о творчестве мастеров своего села, города с использованием средств ИКТ.
Одежда народов Республики Саха (Якутия). Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Выделка шкур, меха. Моя помощь. Уход за меховой одеждой и обувью Рассказывать о роли одежды на Севере.
Обнаруживать сходство и различие внешнего вида, характерных особенностей традиционной одежды народов Якутии. Участвовать в групповой работе по подготовке сообщения о традиционной одежде одного из народов Якутии; изготавливать (по возможности) национальный костюм или его элементы.
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) способы обработки выделки шкур и меха.
Искать информацию об уходе за одеждой с использованием средств ИКТ — электронной почты, чата, форума и т. д.
Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов Республики Саха (Якутия) : охота, рыболовство, собирательство, оленеводство, скотоводство, коневодство.
Хозяйство моего народа. Домашнее хозяйство моей семьи. Моё любимое животное. Уход за домашними животными. Моя помощь в уходе за домашними животными.
Домашний скот — богатство и благополучие народа. Сравнивать и различать виды традиционного хозяйства народов Якутии (на примере своей местности).
Готовить рассказы о домашнем хозяйстве, занятиях людей в родном селе (городе).
Выступить с сообщением о ведении домашнего хозяйства родного народа, своей семьи.
Представлять примеры заботливого ухода за животными в доме.
Жилища народов Республики Саха (Якутия). Традиционные жилища народов Якутии и их названия. Особенности зимних и летних жилищ. Традиционное жилище моего народа. Внешнее и внутреннее устройство национального жилища моего народа. Наблюдать за устройством жилья народов Якутии.
Характеризовать традиционное жилище народов республики (на примере своей местности).
Сравнивать и различать зимнее и летнее жилище; внешнее и внутреннее устройство национального жилища родного народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего
Вводный урок 1 1 1 1 4
Моя Республика Саха (Якутия) 10 10
Государственные символы, система государственной власти, государственные деятели РС (Я) 1 1 1 3
Мои друзья - северяне 1 1 1 1 4
Города РС (Я) 1 2 1 4
Исторические и природные памятники РС (Я) 2 1 3
Хозяйственная деятельность народов РС (Я) (занятия мужчин, женщин, национальная одежда и кухня) 3 3 3 4 13
Основы безопасности жизнедеятельности народов РС (Я) 1 1 1 1 4
Устное народное творчество народов РС (Я) 2 6 6 6 20
Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я) 1 5 6 5 17
Детские писатели и поэты РС (Я) 2 2 2 2 8
Периодическая печать для детей РС (Я) 1 2 2 2 7
Народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка РС (Я) 6 5 5 5 21
Экология. Экология души 1 1 1 1 4
Экскурсии 1 2 1 1 5
Этнопедагогика 1 1 1 1 4
Обобщающий урок. 1 1 1 1 4
Всего часов: 33 34 34 34 135