МААМ-картинки

Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)

Ирина Андреева
Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)
▼ Скачать + Заказать документы

Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»для русскоязычных школ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного курса

Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.

Публикация «Программа курса „Культура народов Республики Саха (Якутия)“ для русскоязычных школ (1–4 классы)» размещена в разделах

Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.

Важной особенностью поликультурного образования Российской Федерации становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности: 1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека; 2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др. ; 3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: начальная (1—4 классы) и основная (5—9 классы). Особое значение в начальной школе приобретает развитие и воспитание личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру коренных народов Республики Саха (Якутия). Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур», отраженному в Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия).

Целью курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.

Задачи курса :

- освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;

- формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;

- умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;

- воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.

Результаты изучения учебного курса

В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» :

признание ценности:

- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;

- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих

- республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;

- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;

- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;

развитие умений:

- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т. д.);

- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;

- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;

- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.

Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются :

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;

- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;

- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и. т. д.);

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;

- умение работать в парах, группе, коллективе;

- умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;

- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.

Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются :

- формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;

- формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;

- умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России — учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;

- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;

- формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций:

- конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т. д.);

- анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т. д.);

- классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства и т. д.);

- обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу и т. д.);

- доказательство (на примере особенностей природных условий жизни и т. д.);

- развитие умения составлять представления, модели знаково-символическими средствами культуры народов республики (коновязь, якутская лошадь, северный олень, чум и др.).

Содержание начального общего образования по учебному курсу

Основное содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» представлено следующими содержательными линиями: «Народы Республики Саха (Якутия)», «Материальная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Республика Саха (Якутия)». Такое построение программы допускает варианты структурирования содержания учебников, распределение учебного материала и времени для его изучения.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с духовной и материальной культурой. Поэтому мы более подробно опишем эту тему.

Народы Республики Саха (Якутия). Понятие народ, коренные народы республики. Места компактного проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, буряты, белорусы и др.).

Материальная культура народов Республики Саха (Якутия). Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов республики : охота, рыболовство, собирательство, скотоводство, коневодство, оленеводство.

Жилища народов Республики Саха (Якутия). Названия традиционных жилищ коренных народов Республики Саха (Якутия, их устройство, строение. Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места и особенностей расположения жилища. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня.

Одежда народов. Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Элементарные понятия о технологии выделки шкур, меха. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение.

Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Орнаменты, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Известные народные мастера и художники. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.

Национальные игры народов. Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные и др.). Игрушки, их виды и изготовление.

Духовная культура народов Pеспублики Cаха (Якутия). Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Отношение коренных народов республики к природе. Понятие о духах природы. Обычаи и обряды народов. Праздники народов Республики Саха (Якутия) : ысыах, эвинэк, шахадьибэ и др. Религиозные праздники (Рождество, Пасха, и др.).

Устное народное творчество. Фольклор в жизнедеятельности коренных народов Якутии. Жанры устного народного творчества народов Республики Саха (Якутия) : сказки, пословицы, поговорки, загадки. Героический эпос. Олонхо. Народные сказители, знатоки фольклора, исполнители эпических песен.

Музыкальная культура народов Якутии. Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии («Хэде», «Осуокай», «Хейро», «Лондол» и др., истоки их возникновения. Разнообразие мотивов хороводов. Музыкальная культура моего народа. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ч в неделю)

Духовная и материальная культура народов Республики Cаха (Якутия)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Традиции, обычаи и обряды.

Бережное отношение к природе. Понятие о духах стихий природы. Поклонение солнцу. Почитание огня: роль огня в жизни народов Севера, истоки возникновения поклонения огню. Нравственные заповеди народа. Благопожелания. Воспевание природы в народных хороводных танцах, сочинение стихов.

Народные праздники : ысыах, бакалдын, эвинэк, шахадьибэ. Религиозные праздники (Рождество, Пасха и др.). Рождение новой семьи, свадьба, рождение ребёнка, крестины, новоселье. Их значение и обряды. Узнавать из бесед со старшим поколением сведения об отношении коренных народов к природе, обычаях и обрядах и обсуждать полученные сведения.

Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о нравственных заповедях, обычаях, праздниках народов, населяющих республику. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.

Сравнивать и различать народные и религиозные праздники.

Выступить с устным сообщением с ИКТ- поддержкой.

Устное народное творчество.

Понятие «фольклор». Жанры устного народного творчества коренных народов Республики Саха (Якутия) : сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Знакомство с эпосом народов, олонхо. Известные олонхосуты Уметь различать жанры устного народного творчества.

Практическая работа: подбирать в творчестве народов республики пословицы, поговорки по определенной тематике (н-р, дружба народов и др.) Уметь определять и различать эпические произведения народов.

Национальные игры народов Республики Саха (Якутия).

Национальные игры и игрушки. Мои любимые игрушки.

Виды игр (настольные, подвижные игры и др.) Национальные игры моего народа. Игрушки из природных материалов. Изготовление национальных игрушек. Игрушки для девочек и мальчиков. Сравнивать и различать виды национальных игр народов.

Выявлять связи сезонных народных игр с особенностями того или иного времени года. Участвовать в национальной игре.

Практическая работа: изготавливать игрушки в национальных костюмах, из природных материалов.

Составить модель народной игрушки с использованием средств ИКТ.

Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства народов Якутии. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Национальные орнаменты и узоры, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия. Знакомство с творчеством народных умельцев и мастеров своего села, улуса, города. Сравнивать и различать виды декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа: участвовать в изготовлении национальных орнаментов и узоров одного из народов (по выбору). Узнавать произведения народных мастеров Якутии.

Составлять выступления о творчестве мастеров своего села, города с использованием средств ИКТ.

Одежда народов Республики Саха (Якутия). Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Выделка шкур, меха. Моя помощь. Уход за меховой одеждой и обувью Рассказывать о роли одежды на Севере.

Обнаруживать сходство и различие внешнего вида, характерных особенностей традиционной одежды народов Якутии. Участвовать в групповой работе по подготовке сообщения о традиционной одежде одного из народов Якутии; изготавливать (по возможности) национальный костюм или его элементы.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) способы обработки выделки шкур и меха.

Искать информацию об уходе за одеждой с использованием средств ИКТ — электронной почты, чата, форума и т. д.

Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов Республики Саха (Якутия) : охота, рыболовство, собирательство, оленеводство, скотоводство, коневодство.

Хозяйство моего народа. Домашнее хозяйство моей семьи. Моё любимое животное. Уход за домашними животными. Моя помощь в уходе за домашними животными.

Домашний скот — богатство и благополучие народа. Сравнивать и различать виды традиционного хозяйства народов Якутии (на примере своей местности).

Готовить рассказы о домашнем хозяйстве, занятиях людей в родном селе (городе).

Выступить с сообщением о ведении домашнего хозяйства родного народа, своей семьи.

Представлять примеры заботливого ухода за животными в доме.

Жилища народов Республики Саха (Якутия). Традиционные жилища народов Якутии и их названия. Особенности зимних и летних жилищ. Традиционное жилище моего народа. Внешнее и внутреннее устройство национального жилища моего народа. Наблюдать за устройством жилья народов Якутии.

Характеризовать традиционное жилище народов республики (на примере своей местности).

Сравнивать и различать зимнее и летнее жилище; внешнее и внутреннее устройство национального жилища родного народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Разделы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего

Вводный урок 1 1 1 1 4

Моя Республика Саха (Якутия) 10 10

Государственные символы, система государственной власти, государственные деятели РС (Я) 1 1 1 3

Мои друзья - северяне 1 1 1 1 4

Города РС (Я) 1 2 1 4

Исторические и природные памятники РС (Я) 2 1 3

Хозяйственная деятельность народов РС (Я) (занятия мужчин, женщин, национальная одежда и кухня) 3 3 3 4 13

Основы безопасности жизнедеятельности народов РС (Я) 1 1 1 1 4

Устное народное творчество народов РС (Я) 2 6 6 6 20

Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я) 1 5 6 5 17

Детские писатели и поэты РС (Я) 2 2 2 2 8

Периодическая печать для детей РС (Я) 1 2 2 2 7

Народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка РС (Я) 6 5 5 5 21

Экология. Экология души 1 1 1 1 4

Экскурсии 1 2 1 1 5

Этнопедагогика 1 1 1 1 4

Обобщающий урок. 1 1 1 1 4

Всего часов: 33 34 34 34 135

Публикации по теме:

Фотоотчет «Посткроссинг на МAAM: Подольск — Республика Саха»Фотоотчет «Посткроссинг на МAAM: Подольск — Республика Саха» Уважаемые коллеги! Уважаемая Оксана Николаевна (Гуляева)! Сегодня хочу рассказать вам о начале нашей переписке с детками из далекой Якутии.

Фотоотчёт НОД в разновозрастной группе «Знакомство с Республикой Саха, Якутия» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM»Фотоотчёт НОД в разновозрастной группе «Знакомство с Республикой Саха, Якутия» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Здравствуйте Уважаемые коллеги и друзья,совсем недавно я со своими "Зайчатами " присоединилась к замечательному проекту «Посткроссинг на.

Фотоотчёт «Смотр-конкурс воскресных школ «Дорога к храму». Часть 2Фотоотчёт «Смотр-конкурс воскресных школ «Дорога к храму». Часть 2 Какая к Храму долгая дорога, Порой идём к нему всю свою жизнь. И часто вспоминаем мы про Бога, Когда закружат жизни виражи… А нас дорога.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана»Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана» Тема: «Культура и традиция народов Дагестана» Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.

«Культура и быт малых народов Севера». Сценарий познавательно-развлекательной программы для учащихся начальных классов "Культура и быт малых народов Севера" (40 минутная программа для учащихся начальных классов) Сегодня мы предлагаем поговорить о крайнем.

Праздник для школ и колледжей «День славянской письменности» Данная публикация рассчитана на широкую школьную аудиторию,а также на учащихся колледжей. Она может использоваться полностью как один сценарий.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Сценарий классного часа для начальных классов «Первый президент Республики Саха (Якутия)» Цель классного часа «Первый президент РС (Я)» Образовательная: • познакомить ребят с жизнью выдающейся личности - первого президента РС (Я).

Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ»Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ» Модуль «Я выбираю здоровый образ жизни» - 5 часов 1. Проведение акции (флешмоб) «Общешкольная зарядка». Цель: Поляризация здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)
Опубликовано: 8 мая 2022 в 10:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД