Екатерина Новикова
Программа кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Загадки оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Также прослеживается взаимосвязь с другими образовательными областями, так как деятельность в технике оригами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить кругозор, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Публикация «Программа кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Загадки оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, необходимым условием для воспитания и развития детей является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности - активной и свободно мыслящей, чему и способствуют занятия по оригами в полной мере.
Значение оригами очень велико в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как оригами помогает развивать художественный вкус и логику; эффективно способствует формированию пространственного воображения; развивает память; способствует концентрации внимания и самодисциплине; активизирует мыслительные процессы; совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев; развивается глазомер; рука хорошо подготавливается к письму; дети осваивают математические понятия: точка, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ; закрепляются знания эталонов формы и цвета; формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Создание поделок доставляет детям огромную радость. Кроме того, у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата, дети бережно обращаются с игрушками, которые сделали своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим.
Таким образом, с помощью занятий оригами решается большое количество воспитательно-образовательных задач. Поэтому, организация деятельности детей дошкольного возраста в технике оригами актуальна на современном этапе.
Большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и формирование у них специальных знаний, умений и навыков, в процессе овладения базовых форм оригами.
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомство детей старшего дошкольного возраста с простыми базовыми формами оригами.
• Обучение различным приемам работы с бумагой.
• Формирование умения следовать устным инструкциям, работать с наглядной картой-схемой модели оригами.
Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитание интереса к искусству оригами.
• Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Условия реализации программы :
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста 36 часов (1 раз в неделю по 25 минут).
Тематический план
Раздел Тема Кол-во часов (теория-практика)
Вводный раздел «В некотором царстве, в бумажном государстве…» 1-1
Раздел 1.
Базовая форма «Книга»
1.1. «Школа» 1-1
1.2. «Карандаш» 1-1
1.3. «Машина» 1-1
1.4. «Отгадай загадку» 1-1
Раздел 2. Базовая форма «Треугольник»
2.1. «Моя бабушка» 1-1
2.2. «Осенний листочек» 1-1
2.3. «Помидор» 1-1
2.4. «Волшебные превращения бумажного квадрата» 1-1
Раздел 3. Базовая форма «Дверь»
3.1. «Детский сад» 1-1
3.2. «Украшение для группы» 1-1
3.3. «Подарок для мамочки» 1-1
3.4. «Отгадай-ка» 1-1
Раздел 4. Базовая форма «Воздушный змей» 4.1 «Воздушный змей для Жени» 1-1
4.2 «Птица счастья» 1-1
4.3 «Дед Мороз» 1-1
4.4 «Новогодний хоровод» 1-1
Раздел 5. Базовая форма «Блин»
5.1. «Окошко» 1-1
5.2. «Письмо» 1-1
5.3. «Орнамент» 1-1
5.4. «Свечка» 1-1
Раздел 6. «Праздничный калейдоскоп» 6.1.-6.2. «Дружные ребята» 2-2
6.3. «Валентинка» 1-1
6.4.«Рубашка с галстуком» 1-1
6.5.«Цветочек для мамы» 1-1
Раздел 7. Базовая форма «Превращения квадрата и треугольника» 7.1. «Птички прилетели» 1-1
7.2. «Кораблик» 1-1
7.3. «В театре» 1-1
7.4. «Теремок» совместное занятие с родителями 1-1
Раздел 8. «Мы теперь все знаем, сами объясняем» 8.1. «Если хочешь быть здоров» 1-1
8.2. «В далеком космосе» 1-1
8.3. «Весенняя полянка» 1-1
8.4. «Подарок ветерану» 1-1
Заключительный раздел Диагностика знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. 2-2
Итого: 36 часов
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети:
- Познакомятся с искусством оригами;
- Научатся различным приемам работы с бумагой;
- Будут знать простые базовые формы оригами;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Работа с родителями
Предусматривает проведение консультаций, мастер-классов по совместному выполнению работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.
Разработан цикл консультаций по темам: «Технология обучения детей дошкольного возраста оригами с опорой на символы», «Оригами – искусство складывания бумаги. Базовые формы», «Возможности оригами в воспитательном процессе», «Роль оригами в развитии творческого воображения», «Использование оригами в театрализованной деятельности», «Участие родителей в обучении детей оригами», «Значение оригами в работе с детьми дошкольного возраста».
Оценка качества знаний
В конце года проводится диагностика уровня развития детей (диагностическая карта уровня развития детей, включающая параметры: знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами; знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить; точность и аккуратность выполнении работы; умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу; умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы; умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи).
Учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки, открытого занятия для родителей.
Обеспечение программы :
- Помещение (групповая комната);
- Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации, карты-схемы)
- Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, краски, кисточки, линейки.
Формы и методы обучения
Занятия проводятся в форме:
- развивающих игр;
- занятий-игр;
- проведения выставок;
- праздничного оформления помещений;
- участия в конкурсах.
Формы деятельности :
- групповые;
- индивидуально-групповые.
Методы деятельности :
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
- репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).
Список используемой литературы:
1. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» Санкт-Петербург. «Детство-пресс» 2005г.
2. С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома»
Москва. «Аким» ,1996г.
3 И. А. Коротеев «Оригами для малышей» Москва. «Просвещение» АО «Учебная литература» 1996г
4. С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2005г.
5. Е. Черенкова «Оригами для малышей» Москва. Рипол классик ДОМ 21век. 2006г
6. И. И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Сфера. Москва. 2001г.
7. Сунбоук Смит «Волшебный мир оригами». Книжный клуб семейного досуга. Харьков. 2007г.
8. Т. Сержантова «366 моделей оригами» Москва. Айрис пресс. 2003г.
9. С. Ю. Афонькин, Л. В. Лежнева, В. П. Пудова «Оригами и аппликация»
Кристалл. Санкт-Петербург. 2001г.