Плис Татьяна
Программа кружка «Веселая клеточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 «Теремок» комбинированного вида города Белово
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол №___
«___»___20___г. УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ детский
сад №60 города Белово
___
Т. П. Сулейманова
Приказ №___
«___»___20___г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по познавательному развитию «Веселая клеточка»
(старшая группа)
Составитель: Плис Т. Н. – воспитатель
Беловский городской округ2019-2020 уч. год
Содержание
Публикация «Программа кружка „Веселая клеточка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка---3
1.2. Цель и задачи---4
1.3. Принципы при организации работы с детьми---5
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы---6
2. Содержательный раздел
2.1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего возраста---7
2.2. Методы освоения программы---7
2.3. Тематический план---8
3. Организационный раздел
3.1. Информационно-методическое обеспечение---15
3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы---16
3.3. Предметно-развивающая среда---16
3.4. Материально-техническое обеспечение---17
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
От развития графических навыков, мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Вот почему так важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для направления ребенком двигательного и практического опыта, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Использование в работе графических диктантов по клеточкам – один из резервов педагогического воздействия, при подготовке руки к освоению письма в школе. Графические диктанты предотвратят трудности в обучении: как несформированность зрительно – пространственного восприятия, моторной координации движений произвольного и слухового внимания.
Проведение кружковой работы – позволит не только развивать познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности.
Практические действия, полученные в ходе выполнения заданий увлекут ребенка, познакомят с разными способами изображения предметов. Навыки, полученные на занятиях по штриховке, рисованию по клеточкам, копированию рисунка по точкам, позволяет детям почувствовать свою успешность и дети уверенно шагнут в страну знаний. А мы, педагоги, должны им в этом помочь.
Программа адресована дошкольникам 5-6 лет.
Периодичность деятельности: еженедельно;
Количество в год: 36 часов;
Продолжительность деятельности: 25 минут.
В содержании программы учитываются такие возрастные особенности данного возраста, как потребность в активном познавательном развитии, для которого характерно: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование интереса к выполнению графических упражнений.
Программа включает такие направления работы:
Графические диктанты.
Включает в себя графические задания, формирующие у детей: умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, путем отчета указанного количества клеток, создавать силуэтное изображение животных, предметов, действовать в определенной последовательности и исправлять ошибки самостоятельно.
Штриховка.
Включает в себя игры и упражнения на штриховку различными способами (горизонтальная, под углом, по форме предмета, вертикальная, на дорисовку и обводку, копирование картинок.
Актуальность:
Актуальность программы заключается в том, чтонеподготовленность руки к письму, недостаточное развитие речи, мелкоймоторики, зрительного восприятия, внимания, может привести квозникновению негативного отношения к учебе, тревожного состоянияребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развиватьмеханизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитиянавыков ручной умелости.
1.2. Цель и задачи
Целью программы является : формирование графических навыков при подготовке руки к овладению письма.
Задачи:
Обучающие:
* учить ориентироваться в пространстве листа, тетради в клетку, строки;
* совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разного вида;
* учить соблюдать во время работы правила письма (положение корпуса, тетради, руки)
Развивающие:
* развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
* воспитывать навыки сотрудничества.
1.3. Принципы при организации работы с детьми
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупностьдействий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов,приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем заданиимогут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждымребенком могут быть различными и содержание задания может быть разнымдля отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения кучастию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит спривлечением в работу родителей, которые с использованием игр иупражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученныенавыки.
4. Принцип психологической комфортности. Деятельность должна приноситьдетям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится наоснове доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательнаяатмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которогохвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получаетдополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физическийконтакт.
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитанник должен знать:
-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная,
наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме,
положение ручки, тетради);
-правила работы с тетрадью.
Воспитанник должен уметь:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш и ручку;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
-ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
-писать графические диктанты
Целевые ориентиры на конец старшего возраста
-у ребенка развивается и общая моторика;
-стремится проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
-стремится выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
-проявляет интерес узнать новое;
-развивается умение работать по правилу и образцу.
2. Содержательный раздел
2.1. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики детей старшего возраста.
Ребенок старшего возраста стремится познать себя и другого человека, как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимость в взаимоотношениях людей.
Происходят качественные изменения в поведении детей, формируется возможность саморегуляции, дети начинают проявлять к себе те требования, которые предъявляли им взрослые.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Игровые действия становятся разнообразными. Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Внимание детей более устойчиво и произвольно. Улучшается устойчивость памяти, преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку более сложные задачи, с использованием схем, чертежей… Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводит действительность.
Дети учатся самостоятельно строить игровые, деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, используя прямую и косвенную речь. Творческие проявления более осознанные и направленные.
2.2. Методы освоения программы.
Наглядные:Рассматривание иллюстративно-наглядного материала, наблюдение, использование ИКТ, работа по образцу.
Практические:моделирование и анализ заданных ситуаций, игры с правилами, творческие игры, занимательные игры соревнования, викторины, КВН, работа в тетрадях.
Словесные: беседы с детьми, чтение художественной литературы, объяснения, рассказ воспитателя.
2.3. Тематический план.
№ п/п Наименование раздела. Тема. Количество часов В том числе отведено Примечание
Теор. Практ.
1. Графические диктанты. 17 17
1.1. Знакомство с тетрадью. 1
1.2. Путешествие в страну смешариков. 1
1.3. Заяц. 1
1.4. Путешествие в страну сказок. 1
1.5. Корова. 1
1.6. Путешествие в страну знаний. 1
1.7. Жираф. 1
1.8. Перелетные птицы. 1
1.9. Путешествие в лес 1
1.10. Вовка в тридевятом царстве 1
1.11. Гусь 1
1.12. Белка 1
1.13. Поможем мышатам 1
1.14. Космическое путешествие 1
1.15. Лягушка 1
1.16. Симметричный диктант 1
1.17. Снежинка 1
2. Штриховка. 17 17
2.1. Космический сон. 1
2.2. Путешествие на кухню. 1
2.3. Одуванчик. 1
2.4. Мишки – шалунишки. 1
2.5. Осень, осень в гости просим. 1
2.6. Скоро лето. 1
2.7. Цыпленок и солнышко. 1
2.8. Зимушка – зима. 1
2.9. Виды штриховки 1
2.10. Рисуем ежику друзей 1
2.11. Моя любимая сказка 1
2.12. Лягушки веселые подружки 1
2.13. Лес 1
2.14. Насекомые 1
2.15. Новогодняя елка 1
2.16. Мышки-нарушки 1
2.17. Транспорт 1
3. Мониторинг
2 2
Всего 36 36
Содержание деятельности
Сентябрь
Тема: Мониторинг
Цель: выявить знания и умение детей
Тема: Знакомство с тетрадью в крупную клетку
Цель: формировать умение концентрировать внимание
Ориентировка на клетке (нахождение левого угла клетки, середина, обводка клетки. Пальчиковая гимнастика: «Будем пальчики считать», «Повтори чистоговорку», «Рисуем узор по клеточкам».
Тема:Путешествие в страну смешариков.
Цель: формирование зрительно-двигательной координации
Проблемная ситуация: «На чем поедем?», «Графический диктант – машина», «Решение задач», «Обведи по контору».
Тема: Виды штриховки
Цель: знакомство с разными видами штриховки
Упражнение «умелые руки», игра «сходство и различие», упражнение «дождик и его настроение».
Октябрь
Тема: Путешествие на кухню
Цель: умение выполнять штриховку в фигуре
Работа с четными палочками. Дидактическая игра «Собери чашки». Игра «Скажи наоборот». Штриховка конфет.
Тема: Заяц
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги
Загадывание загадок. Упражнение: «Что видел заяц на полянке?», «Скороговорка про зайца», «Пальчиковая игра», «Диктант», «Дорисовка изображения».
Тема: Осень, осень в гости просим
Цель: учить закрашивать силуэт без пробелов
Ситуация общения «Подарки осени». Игра «Какие». Игровая ситуация «Падают листья».
Тема: Путешествие в страну сказок
Цель: умение выполнять графический диктант под диктовку
Игровая ситуация – письмо от папы Карло, дидактическая игра «Сломанный телевизор». Упражнение «Разгадай кроссворд».
Ноябрь
Тема: Корова
Цель: ориентироваться на листе бумаги в клетку
Загадывание загадки. Упражнение «Дорисовка», «Копирование».
Тема: Перелетные птицы.
Цель: совершенствовать графические навыки
Чтение стихотворения «Апрель», слушание «Звуки леса». Игра «Птицы и птенчики».
Тема: Мишки – шалунишки.
Цель: упражнять в рисовании штриховкой-петелькой
Упражнение «Подсказки». Игровая ситуация «Вот помощники какие». Игра «Сделай так».
Тема:Космический сон.
Цель: совершенствовать умение соблюдать параллельные линии
Загадывание загадки, рассматривание космических картинок. Игра «Мы космонавты». Выставка «Космические приключения».
Декабрь
Тема: Зимушка – зима.
Цель: учить выполнять штриховку крестиком
Слушание стихотворения Ф. Тютчева. Рассматривание зимнего пейзажа. Игровая ситуация «Прогулка в лес».
Тема: Новогодняя елка
Цель: формировать умение выполнять штриховку по образцу
Игра движения «Ежики, зайчики», Познавательный рассказ «Тайны елки», Игровая ситуация «Украшаем елку», Чтение стихов по выбору детей.
Тема: Жираф.
Цель: учить работать по словесной инструкции
Игра «Кто где живет?», работа с трафаретом. Игра «Что спряталось в комочке?».
Тема: Поможем мышатам
Цель: совершенствовать графические навыки
Проблемная ситуация: научи мышек считать, решение задач шуток, игра «Веселые мышки», упражнение «Дорисуй».
Январь
Тема: Симметричный диктант
Цель: продолжать ориентироваться по плану
Игра «Круг знаний», игровая ситуация «Письмо Бабы Яги», упражнение «Отгадай», диктант «Лиса»
Тема: Снежинка
Цель: упражнять написание диктанта под диктовку
Игра «Снежинка», упражнение «Собери санки», рассматривание иллюстративного материала.
Тема: Моя любимая сказка
Цель: упражнять в умении штриховать толь в контуре
Разгадывание кроссворда, игра инсценировка «Мой любимый герой сказки», игра «Вспомни сказку».
Тема: Рисуем ежику друзей
Цель: упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала.
Чтение В. Росина «Зачем ежику колючки», игра ситуация «Загадки, отгадки», игра «Ежик», упражнение «Дорисуй»
Февраль
Тема: Лягушки веселые подружки
Цель: учить штриховать только в заданном направлении
Упражнение отгадай, загадай, игра «Две веселые подружки», слушание записи звуки природы, игра отгадай слова
Тема:Цыпленок и солнце.
Цель: формировать умение штриховать разными видами штриховки
Упражнение «Пишем узор», «Мешаем крупу», «Прищепки». Игра – фантазия.
Тема: Путешествие в страну знаний.
Цель: учить писать графические диктанты самостоятельно
Игра «Назови быстрее», решение ребусов, игровое задание: примеры со звездочками.
Тема: Лягушка
Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Загадывание загадок о сказочных героях, разгадывание ребуса, игра «Иван Царевич», решение проблемной ситуации.
Март
Тема: Путешествие в лес
Цель: учить писать диктанты под диктовку
Игра – путешествие «Мы едем, едем», игра-разминка «Отгадай», проблемная ситуация «Кто поможет выбраться из леса», диктант «Собака».
Тема: Вовка в тридевятом царстве
Цель: закреплять умение, ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Проблемная ситуация «Как помочь Вовке», игра-задание «Лабиринт», упражнение «Узел дружбы», игра «Разложи цифры», диктант «Бабочка».
Тема: Транспорт
Цель: совершенствовать умение и соблюдать параллельные линии.
Виды транспорта, игра «Проводилки», слушание песни «Голубой вагон», упражнение «Цветок и улыбка».
Тема: Насекомые
Цель: формировать умение самостоятельно придумывать штриховку.
Игра «Волшебные слова», сказка «Про паука и муху», задание рисуем картинку, игра воображение «Мы насекомые».
Апрель
Тема: Одуванчик
Цель: совершенствовать вид штриховки «В круговую»
Игровая ситуация «Письмо из цветочной страны», «На корабле в цветочную страну». Проблемная ситуация «Не успели вырастить одуванчик».
Тема: Мышки-нарушки
Цель: выполнять работу одним видом штриховки.
Упражнение делаем вместе, чтение В. Брюсова «Мышонок и мышь», упражнение «Сколько мышат в камышах шуршат»
Тема: Гусь
Цель: упражнять в написании диктантов по словесной инструкции.
Игра «Пальчики здороваются», игровое задание «Тропинка для гуся», Упражнение загадки-отгадки, игра «Что понравилось»
Тема: Белка
Цель: совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. Загадывание загадки, рассматривание иллюстрации, игра «Сидит белка на тележке, упражнение «Дорисовка».
Май
Тема: Скоро лето.
Цель: закрепить умение самостоятельно придумывать вид штриховки для силуэта
Загадывание загадок. Игра «Помечтаем о лете». Слушание «Вальс цветов». Упражнение «Ромашка».
Тема: Космическое путешествие
Цель: Тренировать мышцы рук.
Игра Фантазия «Отправляемся в Космос», игровое задание «Поможем роботам», игра «Звездочет», графический диктант «Робот».
Тема: Лес
Цель: совершенствование графических навыков.
Упражнение»Пальчики», игра «Где прячется лиса», скороговорки,-физминутки, упражнение «Что происходит в лесу».
Тема: Итоговая диагностика
Цель: определить уровень сформированности графических навыков.
• Методика Е. В. Колесниковой (диагностика письма детей 6 лет)
• Графический диктант Д. Б. Эльконин.
3. Организационный раздел
3.1. Информационно-методическое обеспечение
Содержание данной программы реализуется при наличии информационно-методического обеспечения, предметно пространственной среды.
* Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : «Просвещение», 1985.
* Никитин Б. П. Развивающие игры. – М. : Издание «Занятие», 1994.
* Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2004.
* Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
*Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В.» ТЦ Сфера, М. 2006
*Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
*Е. В. Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М. ,2007
* Тетрадь. Графические диктанты. Автор: Сыропятова Г. А. Издательство: Издательский дом ЛИТУР Год: 2012
* Графические диктанты для мальчиков и девочек 5 – 7 лет, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза Год: 2010
3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы
• Личностная индивидуальная взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств…
• Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
• Формирование игры как фактора развития ребенка
• Создание развивающей образовательной среды способствующей познавательному, физическому, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию.
• Участие семьи как условие для полноценного развития ребенка.
• Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящий готовый образец) и продуктивной (производящий субъективно новый продукт) деятельности, т. е. деятельности по усвоению форм и образов детской и творческой деятельности.
• Профессиональное развитие педагогов направленное на развитие профессиональной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.
3.3. Предметно-развивающая среда.
1. Насыщенность – соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию программы. Наличие средств обучения (в том числе и технических) разнообразие материала для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
2. Трансформируемость – возможность изменение среды от образовательной ситуации.
3. Доступность – свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушка, материалам.
4. Полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих среды в разных видах детской деятельности.
5. Вариативность – наличие различных пространств, разнообразных материалов, игры, игрушек. Периодическая сменяемость и появление нового.
6. Безопасность – соответствие всех элементов среды требованиям надежности и качествам.
Организация образовательного пространства обеспечивает познавательную и творческую активность, эмоциональное благополучие детей и возможность самоутверждения детей.
3.4. Материально-техническое обеспечение
• Тетрадь в крупную клетку
• Простые карандаши
• Наборы образцов графических диктантов, штриховок.
• Альбомы и тетради с образцами заданий
• Развивающие игры, тетради
• Ластик
• Развивающие карточки
• Иллюстративный материал по теме занятий.