Вероника Акритиди
Программа кружка по аппликации в технике айрис-фолдинг на учебный год в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
кружка «Радужные полоски»
(аппликация в технике айрис- фолдинг)
для детей старшей группы
Разработала:
воспитатель Акритиди Вероника Александровна
г. Новороссийск.
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка по аппликации в технике айрис-фолдинг на учебный год в старшей группе» размещена в разделах
- Айрис фолдинг
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. С первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков возникает потребность в творческом развитии. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа «Радужные полоски» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью различных видов бумаги, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников творческой индивидуальности.
Работая по данной программе, ребенок может самостоятельно открыть для себя волшебный мир листка бумаги, постичь свойство, структуру, насладиться цветовой палитрой, сочетанием различных форм и величин. И это все можно постичь с помощью простого всем известного и самое главное доступного материала — бумаги.
Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой, тканью, природным материалом – складывание, вырезание – не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги, ткани, природного материала и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Айрис - фолдинг - техника складывания полос из разного материала под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды, местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты, природный материал. Сегодня айрис - фолдинг применяют для украшения открыток, блокнотов, книг, фотоальбомов, коллажей и т. д.
Актуальность программы :
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Педагогическая целесообразность:
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия ребёнка он обусловлен необходимостью раскрытия у воспитанников творческих навыков, воображения, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Занятия айрис - фолдингом способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, зрительно-двигательная координация, внимание, память, усидчивость, аккуратность. Изготовление поделок в технике айрис - фолдинг позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого дошкольника и его самореализации.
Цель программы : творческое развитие личности через освоение техники айрис–фолдинг.
Задачи:
1. Отрабатывать навыки работы в технике айрис- фолдинг.
2. Совершенствовать умение работы с ножницами, бумагой, лентами и липкой лентой (скотч).
3. Развивать воображение, творческую фантазию, ,кругозор, художественный вкус детей.
4. Развивать мелкую моторику рук и глазомер
5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.
Данная Программа имеет художественную направленность, составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №46 «Зоренька муниципального образования город Новороссийск
Кружковая работа организуется по перспективному плану.
Работа рассчитана на 1 год обучения детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 30 минут.
Группа формируется из детей в возрасте от 5-6 лет.
Условия набора детей в коллектив: набор основывается на желании детей и их родителей. Допускается обучение детей разных возрастов, способностей, уровней и лет обучения, поэтому используется индивидуальный и дифференцированный подход.
2. Содержание программы
Наименование
Сроки
Цель
Практическая деятельность
Вводное занятие
Беседа по охране труда
1 неделя
февраля
Инструктаж по технике безопасности; беседа об инструментах, материале, используемых на занятиях в кружке (бумага, ткань, природный материал).
Просмотр презентации.
Знакомство с техникой айрис –фолдинг (техника складывания полос из разного материала под углом в виде закручивающейся спирали).
«Танк»
«Самолет»
«Корабль»
2 неделя февраля
Закрепить знания детей о Российской армии. Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Капитан». Создание открытки.
«День Защитников Отечества»
3,4 неделя февраля
Закрепить знания детей о празднике День Защитников Отечества. Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Капитан». Создание открытки «Подарок для папы»
«Мамин день»
«Ваза»
1 неделя марта
Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Мама». Создание открытки «Подарок для мамы»
«Весна идёт - весне дорогу!»
«Тюльпан- улыбка весны».
2,3 неделя марта
Закрепить знания детей о весне. Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Цветок». Создание открытки
Коллективная работа «Весенний парк».
«Подснежник»
4 неделя марта
Закрепить знания детей о весне. Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Цветочек». Создание открытки.
«Космос»
«Ракета»
1 неделя апреля
Расширять знания детей о космосе, космонавтике. Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры
Создание открытки.
«Космонавт». Коллективная работа «Космос»
«Машинка».
2 неделя апреля
Закрепить знания детей о значении транспорта в жизни человека. Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек. Формировать умение использовать образец.
Рассмотрение иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Шофер». Создание открытки.
«Светофор»
3 неделя апреля
Закрепить знания детей о безопасном поведении на дорогах. Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Светофор». Создание открытки из полосок бумаги.
Голубь - птица мира!
4 неделя апреля
Закрепить знания детей о празднике 1 мая. Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры. Создание открытки.
День Победы
«Звезда»
1,2 неделя мая
Закрепить знания детей о празднике «День Победы». Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Наша армия». Создание открытки.
«Цветы небывалой красоты»
3 неделя мая
Закрепить знания детей о многообразии цветов. Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Цветок». Коллективная работа «Наша клумба»
«Скоро лето»
4 неделя мая
Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры. Коллективная работа «Цветочная фантазия»
«Ангелочек»
1 неделя июня
Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении открыток к праздникам. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Пальчики».
Создание открытки
«Домик»
2 неделя июня
Закрепить знания детей о Новороссийске. Формировать умение создавать предмет из природного материала, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры.
Создание открытки.
«Сердце»
3 неделя июня
Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Мама». Создание открытки.
«Глобус»
4 неделя июня
Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец. Закрепить знания детей о модели земли – глобус.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры.
Создание открытки.
«Земля – наш общий дом»
1 неделя июля
Закрепить знания детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором важно жить в мире народам разных национальностей, уважать традиции и культуру друг друга. Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Мы писали».
Создание сувениров
«Домашние животные».
2 неделя июля
Закрепить знания детей о домашних животных. Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры.
Создание открытки.
«Дикие животные». «Заяц»
3 неделя июля
Закрепить понятие «Дикие животные». Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Дикие животные».
Создание поделки «Заяц».
«Пингвины»
4 неделя июля
Закрепить знания детей о Северной земле – Антарктида. Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Дикие животные». Создание открытки.
«Слон»
1 неделя августа
Закрепить знания детей о самом жарком континенте - Африка. Формировать умение создавать предмет из ленточек, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек. Формировать умение использовать образец.
образец Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Слоник». Создание открытки из ленточек.
Фрукты. «Яблоко». «Груша»
2 неделя августа
Закрепить знания о фруктах (название, цвет, форма, величина). Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров.
Рассмотрение иллюстраций. Создание открытки из полосок бумаги. Организация пальчиковой игры «Фрукты». Изготовление поделки из полосок бумаги.
«Овощи» «Тыква»
3 неделя августа
Закрепить знания об овощах (название, цвет, форма, величина). Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров. Формировать умение использовать образец.
Рассматривание иллюстраций. Организация пальчиковой игры «Овощи». Изготовление поделки из полосок бумаги.
«Дары лета»
4 неделя августа
Формировать умение создавать предмет из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении сувениров.
Коллективная работа «Дары лета»
3. Методическое обеспечение программы
Так как изучаемая художественная техника айрис фолдинг является нетрадиционной и дети не имеют сложившегося представления об изделиях, выполненных с ее применением, роль наглядного материала увеличивается многократно. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядных пособий различного вида. Это - образцы работ, изготовленные педагогом, образцы работ, изготовленные учащимися, фотографии готовых работ, базовые айрис- шаблоны, образцы готовых айрис-шаблонов.
Кроме вышеперечисленного используется такой дидактический материал как:
- наборы карточек с готовыми айрис - шаблонами на различную тематику;
- наборы карточек с айрис - шаблонами, в которых необходимо проставить нумерацию;
- мультимедийные презентации;
- видео-уроки.
Наличие разнообразного дидактического материала позволяет существенно повысить эффективность обучения. Этот материал активно используется в различных учебных ситуациях, как в работе с отдельными детьми, так и с группой. Демонстрация готового изделия-образца, без демонстрации айрис - шаблона, использованного при создании работы, активизирует мыслительную деятельность детей, побуждает их проявлять инициативу и самостоятельность. Перечисленные средства используются как при изложении учебного материала педагогом, так и в ходе самостоятельной деятельности детей, а также при контроле усвоения материала.
Материалы, инструменты, приспособления.
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
-Бумага: писчая, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная двусторонняя и односторонняя, бархатная, флуоресцентная.
-Цветные ленты.
-Картон: цветной, белый, гофрированный, голографический.
-Клей ПВА, клей-карандаш.
-Ножницы, канцелярский нож, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, скотч.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения воспитанники будут знать:
1. Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места. Правила бережного использования материалов.
2. Различные способы и приемы: ажурное вырезание, складывание разноцветных полосок различных материалов.
3. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, газеты.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
1. Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Выполнять различные манипуляции с материалом: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Мониторинг
Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, конкурсов различного уровня, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.
Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.
4. Список использованной литературы
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М. : Лист, 1998.
2. Амоков В. Б. Искусство аппликации. — М. : Школьная пресса, 2002.
3. Гусакова М. А. Аппликация. – М. : Просвещение, 1987.
4. Джексон Д. Поделки из бумаги- М. : Росмэн, 1996г.
5. Кобитина И. И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М. : Творческий центр «Сфера», 2000.
6. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
7. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М. : МИПКРО, 2003.
Интернет - источники
https://doshkolnik.ru/podelki-iz-raznyh-materialov/4558-iris-folding.html