Ирина Харина
Программа кружка по вязанию крючком «Веселая петелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Направленность программы является прикладной, носит практико-ориентированный характер.
Актуальность: Программа кружка ориентирована на развитие и обогащение творческих способностей детей через нетрадиционные и новые для девочек формы работы: вязания крючком.
Публикация «Программа кружка по вязанию крючком „Веселая петелька“» размещена в разделах
Новизна: Особенность программы заключается в том, что в её содержание заложено развитие способности, регулировать движения руки по силе и скорости совершать двигательные упражнения через вязание крючком, что способствует развитию мелкой моторики руки ребёнка.
Работая в этой технике, девочки приобретают уверенность и усидчивость, у них формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия.
Педагогическая целесообразность: При использовании вязаных поделок, овладении простейшими приёмами вязания крючком девочки приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, эстетический вкус, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.
Главная идея программы кружка : Старшим дошкольникам вполне доступны простейшие приемы вязания крючком. Вязание приучает девочек к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.
Цель:
• Формирование у девочек навыков вязания крючком.
Задачи:
• Научить выполнять основные приёмы вязания.
• Упражнять девочек в вязании цепочек, из воздушных петель разной длины и приклеивании их по силуэту рисунка.
• Закрепить умения девочек использовать связанные детали при создании аппликации.
• Совершенствовать навыки вязания по схеме, упражнять в замыкании цепочки в кольцо.
• Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
Возраст детей: Девочки подготовительной группы.
Сроки реализации: 2017-2018 учебные года. Знакомство с крючком и нитками – 1 час; Обучение держать правильно крючок, нить, вязать петельки – 1час 30 мин; вязание цепочки из воздушных петель - 4 часа 20 мин; вязание полотна – 1час 20 мин
Формы и режим занятий: вязание цепочек; «рисование» цепочками; вязание полотна - 1 раз в неделю,4 занятия в месяц, 32 занятия с октября по май.
Ожидаемые результаты:
• Правильно организовать свое рабочее место;
• Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
• Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
• Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на кружке;
• Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Формы контроля: Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.
Условия реализации программы кружка : Процесс вязания приносит человеку радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в привычном и повседневном быту красоту и гармонию. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения.
Материально-технические ресурсы: Крючок, нитки разного цвета, картинки аппликации, цветные карандаши, клей, картон, схемы вязания.
Тематический план кружка «Веселая петелька».
Месяц, неделя Тема Количество часов Теория Практические занятия
Октябрь
1-я неделя. Знакомство с работой кружка. Чтение сказки «О клубочке и крючке», «Приключение клубочка» 30 мин. Расширение знаний девочек о нитках и крючке, через чтение сказок. Рассмотреть, потрогать, определить, какие нитки, какой крючок. Прослушать сказки. Заинтересоваться вязанием.
2-я неделя. Петелька за петелькой. 30 мин. Обучение держать правильно крючок, нить и вывязывание первой петельки. Взять нитку, крючок. Нитку сложить вдвое и повернуть так, чтобы получилась петелька, прижать её большим и указательным пальцем. Поддеть крючком рабочую нить и протянуть в петлю затянуть узел.
Получилась первая петля с узелком под ней.
3-я неделя. Цепочка из воздушных петель. 30 мин. Обучение вывязывать из первой петельки вторую, третью и т. д. петельки. В петельку нужно вставить крючок, подхватить им основную нитку (ту, что тянется от клубочка) и протянуть ее в петлю, получится первое звено. Точно так же вязать вторую, третью и десятую петельки – звенья, из которых получается целая цепочка, какой хочешь длины.
4-я неделя. Цепочка из воздушных петель. 30 мин. Обучение вывязывать из первой петельки вторую, третью и т. д. петельки. В петельку нужно вставить крючок, подхватить им основную нитку (ту, что тянется от клубочка) и протянуть ее в петлю, получится первое звено. Точно так же вязать вторую, третью и десятую петельки – звенья, из которых получается целая цепочка, какой хочешь длины.
Ноябрь
1-я неделя. Подбираем картинки (овощи, фрукты, осенние листья).
Раскрашиваем картинку цветными карандашами. 30 мин. Учимся раскрашивать картинки ровно, без пробелов в одном направлении. Развиваем мелкую моторику, умение держать правильно карандаш. Выбрать понравившуюся картинку. Аккуратно ее раскрасить без пробелов, штрихуя в одном направлении, двигая кистью руки.
2-я неделя. Вяжем цепочку из воздушных петель, разными по цвету нитями. 30 мин. Продолжаем обучать вязанию цепочки из воздушных петель разными по цвету нитями. Связать первое звено, потом второе, третье и т. д. пока не получится цепочка нужной длины.
3-я неделя. Наклеить на рисунок связанную цепочку. 30 мин. Упражняемся в намазывании клеем одной стороны цепочки и приклеиваем к бумаге. На одну из сторон готовой цепочки наносим клей и приклеиваем по контуру овоща или фрукта.
4-я неделя. Вяжем цепочку из воздушных петель, разными по цвету нитями. 30 мин. Продолжаем обучать вязанию цепочки из воздушных петель разными по цвету нитями.
Упражняем в аккуратном наклеивании. Связать цепочку нужной длины и наклеить ее по контуру осеннего листа.
Декабрь
1-я неделя. Оформление новогодней картинки. Собачка.
Оформление снежинки. 30 мин. Расширяем знания о новогоднем празднике, зиме.
Начинаем рисовать цветными цепочками. Выбрать содержание картинки в соответствии с темой: «Символ года». Собачка. Подобрать нитки в тон картинки. Выбрать снежинку. Подобрать цвет ниток.
2-я неделя. Раскрашивание цветными карандашами картинки собачка.
Раскрашивание снежинки. 30 мин. Продолжаем учиться штриховать - раскрашивать рисунок, держа правильно карандаш и регулируем силу нажима на него. Развиваем кисть руки.
Выбрать картинку. Подобрать цвет карандашей. Аккуратно раскрасить в одном направлении, без пробелов.
3-я неделя. Вяжем цепочку из воздушных петель, разными по цвету нитями. 30 мин. Продолжаем обучать вязанию цепочки из воздушных петель разными по цвету нитями. Вяжем цепочки нужной длины и цвета.
Цепочка – цепочка,
Помогай девочкам рисовать.
4-я неделя. Наклеить на рисунок связанные цепочки. 30 мин. Упражняемся в намазывании клеем одной стороны цепочки и приклеиваем к бумаге.
Придать каждой связанной цепочке ту форму, которая на рисунке.
Нанести клей на одну из сторон цветной цепочки и приклеить по контуру рисунка, где коричневый цвет – коричневую цепочку, где желтый – желтую и т. д. Приклеить лучики снежинки.
Январь
1-я неделя. Наклеивание цепочки, по кругу заполняя рисунок.
Снеговик. 30 мин. Развитие эстетического вкуса, творчества.
Упражняем в раскрашивании рисунка.
Выбрать картинку со снеговиком и раскрасить, аккуратно, красиво не выходя за контур.
2-я неделя. Вязание цепочки из воздушных петель. 30 мин. Продолжаем обучать вязанию цепочки из воздушных петель синими или голубыми по цвету нитями. Вяжем цепочки нужной длины и цвета.
Цепочка – цепочка,
Помогай девочкам рисовать.
3-я неделя. Вязание цепочки из воздушных петель. 30 мин. Продолжаем обучать вязанию цепочки из воздушных петель синими или голубыми по цвету нитями. Вяжем цепочки нужной длины и цвета.
Цепочка – цепочка,
Помогай девочкам рисовать.
Вот и получатся рисунки – аппликации.
4-я неделя. Наклеивать на рисунок связанные цепочки. 30 мин. Упражняемся в намазывании клеем одной стороны цепочки и приклеиваем к бумаге.
Придавая цепочке форму спиральки.
Наклеивать смазанную клеем цепочку по кругу спиралькой, начиная от середины плотно приклеивая, друг к другу.
Февраль.
1-я неделя. Оформление открытки для папы 30 мин. Расширяем знания о празднике «День Защитника Отечества». Продолжаем рисовать цветными цепочками.
Выбрать понравившуюся картинку, самолет, танк, кораблик. Аккуратно ее раскрасить без пробелов, штрихуя в одном направлении, двигая кистью руки.
2-я неделя. Вязание цепочки из воздушных петель. 30 мин. Формируем навыки вязания цепочки из воздушных петель.
Вяжем цепочки нужной длины и цвета.
3-я неделя. Вязание цепочки из воздушных петель. 30 мин. Формируем навыки вязания цепочки из воздушных петель.
Вяжем цепочки нужной длины и цвета.
4-я неделя. Наклеивать на рисунок связанные цепочки. 30 мин. Формируем навыки наклеивания цепочки соответственно цветам на рисунке.
Наклеить цепочки из воздушных петель соответственно цветам на рисунке.
Март.
1-я неделя. Шкатулка для мелочей.
(в подарок маме) 30 мин. Познакомиться с процессом изготовления шкатулки. Выбор цветного картона.
2-я неделя. Изготовление деталей шкатулки из картона.
(сама шкатулка и крышка)
30 мин. Учимся работать по развертке, склеивание шкатулки. Работа с разверткой. Вырезание выкройки по контуру. Склеивание шкатулки и крышечки к ней.
3-я неделя. Вязание цепочки из воздушных петель.
(для оформления шкатулки) 30 мин. Формируем навыки вязания цепочки из воздушных петель. Вяжем цепочки нужной длины и цвета.
Цепочка – цепочка,
Помогай девочкам рисовать.
4-я неделя. Наклеивание цветных цепочек на шкатулку. 30 мин. Формируем навыки наклеивания цепочек. Наклеить цепочки из воздушных петель по контуру шкатулки и украсить середину шкатулки.
(цветок, ягодка, и т. п.)
Апрель.
1-я неделя. Шарфик для куклы. 30 мин. Познакомиться с процессом вязания шарфика. Показать девочкам способы вязания полотна.
2-я неделя. Вязание цепочки полотна. Вязание разных столбиков.
(Столбик без накида. Столбик с одним накидом. Столбик с двумя накидами). 30 мин. Формируем навыки вязания цепочки из воздушных петель и вязание столбика без накида Вяжем цепочки нужной длины и цвета. Теперь можно вязать столбики без накида. Введите крючок в третью от крючка петлю цепочки (первая петля - на крючке). Подденьте рабочую нитку и протяните её через петлю цепочки. На крючке будет две петли. Снова подденьте рабочую нитку и протяните её через эти две петли. Это будет столбик без накида. На следующей – четвертой - петле цепочки свяжите второй столбик, затем третий и т. д. у вас будет получаться полотно.
3-я неделя. Вязание цепочки полотна. Вязание разных столбиков. 30 мин. Формируем навыки вязания цепочки из воздушных петель и вязание столбика без накида Вяжем цепочки нужной длины и цвета. Теперь можно вязать столбики без накида. Введите крючок в третью от крючка петлю цепочки (первая петля - на крючке). Подденьте рабочую нитку и протяните её через петлю цепочки. На крючке будет две петли. Снова подденьте рабочую нитку и протяните её через эти две петли. Это будет столбик без накида. На следующей – четвертой - петле цепочки свяжите второй столбик, затем третий и т. д. у вас будет получаться полотно. Вяжем полотно нужной длины. Вот и шарфик для куклы.
4-я неделя. Оформление полотна бахромой. 30 мин. Показать способ оформления бахромы. Нарезать нитки нужной длины и цвета. Крючок вставить в петлю поддеть нитку и протянуть получится петля, в петлю протянуть концы нити и затянуть. Также сделать и на остальных петлях края. Бахрома готова.
Май.
1-я неделя. Сумочка для мелочей. 30 мин. Познакомиться с процессом вязания сумочки. Напомнить девочкам способы вязания полотна.
2-я неделя. Вязание полотна. Вязание разных столбиков.
(Столбик без накида. Столбик с одним накидом. Столбик с двумя накидами). 30 мин. Формируем навыки вязания цепочки из воздушных петель и вязание столбика без накида Вяжем цепочки нужной длины и цвета. Теперь можно вязать столбики без накида. Введите крючок в третью от крючка петлю цепочки (первая петля - на крючке). Подденьте рабочую нитку и протяните её через петлю цепочки. На крючке будет две петли. Снова подденьте рабочую нитку и протяните её через эти две петли. Это будет столбик без накида. На следующей – четвертой - петле цепочки свяжите второй столбик, затем третий и т. д. у вас будет получаться полотно.
3-я неделя. Вязание полотна. Вязание разных столбиков. 30 мин. Формируем навыки вязания цепочки из воздушных петель и вязание столбика без накида Вяжем цепочки нужной длины и цвета. Теперь можно вязать столбики без накида. Введите крючок в третью от крючка петлю цепочки (первая петля - на крючке). Подденьте рабочую нитку и протяните её через петлю цепочки. На крючке будет две петли. Снова подденьте рабочую нитку и протяните её через эти две петли. Это будет столбик без накида. На следующей – четвертой - петле цепочки свяжите второй столбик, затем третий и т. д. у вас будет получаться полотно. Вяжем полотно нужной длины. Вот и сумочка для мелочей
4-я неделя. Оформление сумочки и ручки.
Итог занятий: Выставки готовых работ – фото.
30 мин. Напомнить способ оформления ручки и бахромы для сумочки. Оформляем ручку, вяжем цепочку нужной длины, закрепляем на сумочке. По желанию оформляем низ сумочки бахромой.
Список литературы:
И. В. Новикова. Вязание крючком в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Ярославль. Академия развития 2008г.
Т. А. Терешкович. Школа вязания. Минск, 1995 г.
Н. С. Шевченко. Волшебный крючок. Ростов на Дону. 2003 г.
Д. Р. Ханашевич. Подружки – рукодельницы. Издательство «Малыш». Москва 1982г.
Д. Р. Ханашевич. Подружки – рукодельницы. Издательство «Малыш». Москва 1986г.
Д. Р. Ханашевич. Альбом по вязанию спицами и крючком. Подружки – рукодельницы №3. ИПО «Орбита» Москва 1992г.
Т. Еременко. Эта сетка непростая. Издательство «Малыш». Москва 1985г.