ОЛьга Гриник
Программа кружка «Цветная логика. Логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
победитель Всероссийского конкурса «Мои инновации-2019»
«Цветная логика. Блоки Дьенеша»
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных осо-бенностях детей 5-6лет.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 5 до 6 лет.
Публикация «Программа кружка „Цветная логика, Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей уже с четырех лет быстро совершен-ствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значи-тельной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сен-сорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальней-шем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий, но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предмет-ными действиями, способствуют развитию воображения, способности к мо-делированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышле-ние, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структу-ры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки од-нородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспиты-вают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель программы - обогащение чувственного опыта детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего ум-ственного развития.
Задачи программы
• Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сен-сорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через иг-ры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
• Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
• Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
• Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завер-шения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
• Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой мотори-ки, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы программы :
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выпол-нять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внима-ние, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обуче-нию и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширя-ются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопо-мощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную си-стему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и ин-дивидуальных особенностей ребенка.
• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, су-щественных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возмож-ных межпредметных связей, в использовании принятых научных тер-минов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Формы и режим проведения занятий
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дье-неша реализуется через организацию деятельности игровой деятельности де-тей. В рамках программы дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный инте-рес к игре с фигурками. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удо-влетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведен-ческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении ди-дактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в ком-плексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовлен-ности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
• На восприятие формы;
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятия в неделю, длительно-стью:
Для детей 5-6 лет -25 минут
Результатом программы следует считать развитие у детей следую-щих умений и способностей:
• Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
• Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
• Развитие способности действия наглядного моделирования, умения да-вать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных мо-делей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение пла-нировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия, цель месяц
1.1 «Цвет, классификация по одному призна-ку».
«Какой это цвет?»
Цель: знакомство с основными цветами : красный, синий, желтый. Октябрь
1 неделя
1.2 «Что нам привёз Мишутка?»
Цель: способствовать развитию умения выде-лять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. 2 неделя
1.3 Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
Цель: закреплять умение различать и назы-вать основные цвета. 3 неделя
1.4 Игра на внимание «Найди пару»
Цель: закреплять умение различать и назы-вать основные цвета. 4 неделя
2.1 «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какой это формы?»
Цель: способствовать развитию умения раз-личать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ноябрь
1 неделя
2.2 «Что нам привёз Зайчишка?»
Цель: способствовать развитию умения выде-лять в признак формы, различать и называть ос-новные геометрические фигуры. 2 неделя
2.3 Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры по заданному призна-ку формы, развивать тактильные ощущения. 3 неделя
2.4 Игра «Отгадай фигуру»
Цель: способствовать развитию умения да-вать характеристику фигуры по условному обо-значению (схематическое изображение геометриче-ских фигур). 4 неделя
3.1 Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры, используя схематиче-ское изображение геометрических фигур, выпол-нять действия, согласно определенному правилу. Декабрь
1 неделя
3.2 «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какого размера фигуры?»
Цель: способствовать развитию умения раз-личать фигуры, выделяя признак величины. 2 неделя
3.3 «Угости матрешек печеньем»
Цель: способствовать развитию умения раз-личать геометрические фигуры по заданному при-знаку величины 3 неделя
3.4 Игра «Укрась елки игрушками»
Цель: способствовать развитию умения раз-личать геометрические фигуры по заданному при-знаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. 4 неделя
4.1 «Цвет и форма, классификация по двум признакам».
«Какого цвета и формы?»
Цель: Развивать умение выделять одновре-менно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета : красный, синий, желтый, формы. Январь
1 неделя
4.2 «Что лежит в корзинке?»
Цель: способствовать развитию умения выде-лять одновременно два признака формы, разли-чать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. 2 неделя
4.3 Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры по двум призна-кам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу. 3 неделя
4.4 Игра «Построй домик»
Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры по двум призна-кам: цвет и форма, способствовать развитию кон-структивных умений, выполнять действия, соглас-но определенному правилу 4 неделя
5.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».
«Какого цвета, формы и величины?»
Цель: Развивать умение выделять одновре-менно три признака: цвет, форма, величина. Февраль
1 неделя
5.2 «Садовники»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения рас-шифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, уме-ния выделять одновременно три признака геомет-рических фигур, действовать, согласно заданному правилу. 2 неделя
5.3 «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. 3 неделя
5.4 «Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение рас-шифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям 4 неделя
6.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) Март
1 неделя
6.2 «Бусы для мамы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 2 неделя
6.3 «Угости мишек печеньем»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 3 неделя
6.4 «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. 4 неделя
7.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с тремя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) Апрель
1 неделя
7.2 «Посади цветы на клумбы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 2 неделя
7.3 1. «Что лишнее?»
2. Цель: способствовать развитию способно-сти классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. 3 неделя
7.4 «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. 4 неделя
8.1 «Продолжи ряд»
Программные задачи : Закреплять знания де-тей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Май
1 неделя
8.2 «Хоровод»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 2 неделя
8.3 «Магазин»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 3 неделя
8.4 «Волшебное дерево»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 4 неделя
Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных спо-собностей, способности действия наглядного моделирования 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Диагностические методики для детей 5-6 лет:
Диагно-стическая ме-тодика Форма проведения Показатели:
Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования
Восприя-тие формы
Восприя-тие цвета
Восприя-тие величины Индивиду-альное обследо-вание Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур
Действие наглядного мо-делирования Ребенок умеет расшифровывать ин-формацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Литература:
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по раз-витию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В. В. Юртайкина. - М. : Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
2. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е. : ил.
4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе дет-ского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
5. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рожде-ния до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.- 144 е. : ил.
6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
8. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
9. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
10. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М. : Мозаика – Синтез, 2010.