Получи документы

Программа кружка «Цветная логика. Логические блоки Дьенеша»

ОЛьга Гриник
Программа кружка «Цветная логика. Логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

победитель Всероссийского конкурса «Мои инновации-2019»

Программа кружка

«Цветная логика. Блоки Дьенеша»

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных осо-бенностях детей 5-6лет.

Возраст детей, участвующих в реализации программы с 5 до 6 лет.

Публикация «Программа кружка „Цветная логика, Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей уже с четырех лет быстро совершен-ствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значи-тельной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сен-сорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальней-шем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий, но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предмет-ными действиями, способствуют развитию воображения, способности к мо-делированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышле-ние, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структу-ры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки од-нородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспиты-вают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Цель программы - обогащение чувственного опыта детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего ум-ственного развития.

Задачи программы

• Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сен-сорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через иг-ры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.

• Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

• Способствовать развитию способности наглядного моделирования.

• Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завер-шения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.

• Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой мотори-ки, формированию обследовательских навыков.

Основные принципы программы :

• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выпол-нять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внима-ние, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обуче-нию и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширя-ются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопо-мощь.

• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную си-стему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и ин-дивидуальных особенностей ребенка.

• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, су-щественных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возмож-ных межпредметных связей, в использовании принятых научных тер-минов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Формы и режим проведения занятий

Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дье-неша реализуется через организацию деятельности игровой деятельности де-тей. В рамках программы дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный инте-рес к игре с фигурками. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удо-влетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведен-ческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении ди-дактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в ком-плексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовлен-ности ребенка к восприятию.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

• На восприятие формы;

• На целенаправленное развитие восприятия цвета;

• На восприятие качеств величины;

• На количество предметов;

• На развитие речи, мышления;

• На развитие способности действия наглядного моделирования.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятия в неделю, длительно-стью:

Для детей 5-6 лет -25 минут

Результатом программы следует считать развитие у детей следую-щих умений и способностей:

• Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.

Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.

• Развитие способности действия наглядного моделирования, умения да-вать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных мо-делей.

Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение пла-нировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема занятия, цель месяц

1.1 «Цвет, классификация по одному призна-ку».

«Какой это цвет

Цель: знакомство с основными цветами : красный, синий, желтый. Октябрь

1 неделя

1.2 «Что нам привёз Мишутка?»

Цель: способствовать развитию умения выде-лять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. 2 неделя

1.3 Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение различать и назы-вать основные цвета. 3 неделя

1.4 Игра на внимание «Найди пару»

Цель: закреплять умение различать и назы-вать основные цвета. 4 неделя

2.1 «Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

Цель: способствовать развитию умения раз-личать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ноябрь

1 неделя

2.2 «Что нам привёз Зайчишка?»

Цель: способствовать развитию умения выде-лять в признак формы, различать и называть ос-новные геометрические фигуры. 2 неделя

2.3 Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры по заданному призна-ку формы, развивать тактильные ощущения. 3 неделя

2.4 Игра «Отгадай фигуру»

Цель: способствовать развитию умения да-вать характеристику фигуры по условному обо-значению (схематическое изображение геометриче-ских фигур). 4 неделя

3.1 Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры, используя схематиче-ское изображение геометрических фигур, выпол-нять действия, согласно определенному правилу. Декабрь

1 неделя

3.2 «Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

Цель: способствовать развитию умения раз-личать фигуры, выделяя признак величины. 2 неделя

3.3 «Угости матрешек печеньем»

Цель: способствовать развитию умения раз-личать геометрические фигуры по заданному при-знаку величины 3 неделя

3.4 Игра «Укрась елки игрушками»

Цель: способствовать развитию умения раз-личать геометрические фигуры по заданному при-знаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. 4 неделя

4.1 «Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы

Цель: Развивать умение выделять одновре-менно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета : красный, синий, желтый, формы. Январь

1 неделя

4.2 «Что лежит в корзинке?»

Цель: способствовать развитию умения выде-лять одновременно два признака формы, разли-чать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. 2 неделя

4.3 Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры по двум призна-кам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу. 3 неделя

4.4 Игра «Построй домик»

Цель: закреплять умение различать и назы-вать геометрические фигуры по двум призна-кам: цвет и форма, способствовать развитию кон-структивных умений, выполнять действия, соглас-но определенному правилу 4 неделя

5.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

Цель: Развивать умение выделять одновре-менно три признака: цвет, форма, величина. Февраль

1 неделя

5.2 «Садовники»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения рас-шифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, уме-ния выделять одновременно три признака геомет-рических фигур, действовать, согласно заданному правилу. 2 неделя

5.3 «Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. 3 неделя

5.4 «Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение рас-шифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям 4 неделя

6.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) Март

1 неделя

6.2 «Бусы для мамы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 2 неделя

6.3 «Угости мишек печеньем»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 3 неделя

6.4 «Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. 4 неделя

7.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с тремя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) Апрель

1 неделя

7.2 «Посади цветы на клумбы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 2 неделя

7.3 1. «Что лишнее?»

2. Цель: способствовать развитию способно-сти классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. 3 неделя

7.4 «Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. 4 неделя

8.1 «Продолжи ряд»

Программные задачи : Закреплять знания де-тей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Май

1 неделя

8.2 «Хоровод»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 2 неделя

8.3 «Магазин»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 3 неделя

8.4 «Волшебное дерево»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровы-вать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъяв-ленной в явном виде и неявном виде (на основе от-рицания) 4 неделя

Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных спо-собностей, способности действия наглядного моделирования 2 раза в год: в сентябре и в мае.

Диагностические методики для детей 5-6 лет:

Диагно-стическая ме-тодика Форма проведения Показатели:

Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования

Восприя-тие формы

Восприя-тие цвета

Восприя-тие величины Индивиду-альное обследо-вание Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур

Действие наглядного мо-делирования Ребенок умеет расшифровывать ин-формацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по раз-витию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В. В. Юртайкина. - М. : Просвещение, 1984.- 64 е., ил.

2. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.

3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е. : ил.

4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе дет-ского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.

5. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рожде-ния до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.- 144 е. : ил.

6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.

8. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 144 е., ил.

9. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1983.- ООО е., ил.

10. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М. : Мозаика – Синтез, 2010.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Цветная логика. Логические блоки Дьенеша»
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 12:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Цветная логика. Логические блоки Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем ОЛьга Гриник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД