Ольга Отинова
Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4–5 лет (Речедвигательный тренинг)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4-5 лет
(Речедвигательный тренинг)
Содержание программы :
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Календарно-тематическое планирование
4. Методическое обеспечение образовательной программы.
5. Список литературы
6. Приложение:
1) Анкета для диагностики
2) Дыхательные упражнения и игры.
Публикация «Программа дополнительного образования „Учимся и играем“ для детей 4–5 лет (Речедвигательный тренинг)» размещена в разделах
3) Логопедические пятиминутки
4) Фонетическая ритмика в картинках
5) Раздаточный материал.
Пояснительная записка.
Актуальность программы : обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программа «Учимся и играем» представляет личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми и родителями.
Программа разработана на основе программы «Преемственность» : программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ [ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова]. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2015.- 159 с., рекомендованной Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Технология – речедвигатедльный тренинг – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствуют формированию правильного произношения, активируют когнитивные процессы, расширяют эмоционально – волевую сферу ребенка. Сочетание речедвигательных упражнений с разнообразными игровыми техниками усиливает положительный результат работы.
Методическое обеспечение программы
Средством речедвигательного тренинга являются : двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, телесно-ориентированные техники, продуктивные виды деятельности.
К методическим приемам речедвигательного тренинга относятся : показ упражнений, сопряженное, сопряжено – отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Речедвигательный тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими легкие задержки речевого и психомоторного развития.
Организационное обеспечение тренинга :
Тренинг разработан для детей 4-5 лет, может использоваться в коррекционного – развивающем и профилактическом диапозоне.
Цель: развитие и коррекция речевых и психомоторных процессов у детей 4-5 лет.
Задачи: 1. Развивать речедвигательную активность детей, артикуляционный праксис;
2. Развивать мелкую моторику и двигательную координацию, межполушарное взаимодействие;
3. Развивать навыки целенаправленной деятельности.
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 20 минут, в подгруппе.
Процесс занятия складывается из трех этапов:
1. Разминка
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Разминка проводится 5 минут, ее цель – создать общий эмоциональный и интеллектуальный тонус.
Основная часть занятия представлена упражнениями, в которых задействовано развитие речедвигательных процессов, продолжительностью 10 минут: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, на развитие ритмических способностей, упражнения с пальчиками.
В заключительной части занятия подобраны игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения продолжительностью 5 минут: рисование, раскрашивание, подведение итогов.
Техническое оснащение занятий: мультимедийные презентации, в которых содержится необходимы материалы для занятия (артикуляционная гимнастика, и другие игры и упражнения).
Содержание программы
Сроки Тема
Сентябрь
Диагностика: артикуляционный праксис, мелкая моторика,
«В гостях у мушки Жужи и ее друзей»
«В гостях у Коровки Му»
«В гостях у Ежика»
Октябрь «В гостях у Зайчика»
«В гостях у Мышонка
«В гостях у Лягушонка»
«В гостях у Щенка»
Ноябрь «Свинок дружная семья, познакомьтесь с ней друзья»
«Жила была Матрешка»
«В гости к котику Мурзику»
«В гости к дедушке и бабушке»
Декабрь «В гостях у Мишутки»
«Путешествие по Африке»
«Зимнее путешествие»
Итоговая диагностика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.
4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика – М. 2009.
5. Микляева Н. В. Полозова О. А. Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М. : Айрис – пресс, 2004
6. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2006.
7. Рузина М. С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997.
8. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002
9. Трясорукова Т. П. Речедвигательный тренинг - Ростовн/Дону, 2010 (Школа развития)
10. Узорова О. В. Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М., АСТ: Астрель, 2005
Приложение № 1
Анкета для диагностики
№ 1. Состояние мимической мускулатуры Да Нет
1 Поднять брови вверх (удивиться)
2 Нахмурить брови (рассердиться)
3 Прищурить глаза
4 Надуть щеки
5 Втянуть щеки
6 Имитировать «жевательные» движения
7 Повторить движение губами «улыбка – трубочка»
8 Закрыть один глаз
9 Состроить смешную «рожицу»
10 Создать мимический образ : удивления, радости, грусти
2. Состояние общей и мелкой моторики
1. Мяч бросить вверх - поймать
2 Пробежать, проскакать на обеих ногах. На одной ноге по заданию: от стола к окну и т. д
3 Остановиться по сигналу, после пробежки
4 Бросить мяч педагогу и поймать в ответном броске.
5. Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.
6 «Здороваются пальцы правой и левой руки
7 «Игра на рояле» пальцами
8 «Кулак – ладонь – ребро»(правой, затем левой рукой)
9. Чередование движении: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее - наоборот
10 Застегивание и расстегивание пуговиц
3. Нервно – психическое развитие
1 Может ли ребенок назвать имя, фамилию, возраст
2 Может ли ребенок назвать окружающие его предметы
3 Четко ли ребенок выговаривает слова
4 Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который «многое» может
5 Способен ли ребенок слушать других, неперебивая
6 Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени
7 Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить более двух заданий
8 Трудно ли ребенку сосредоточиться на задании
9 Проявляет ли ребенок интерес к предложенным заданиям
10 Движения и мимика богаты
Интерпретация результатов:
От 0 – 5 баллов: детям рекомендуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия с использование речедвигательных упражнений.
От 15 – 25 баллов: развитие ребенка соответствует нормам возрастного периода. Упражнения речедвигательного тренинга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и самоконтроля.