Елена Рогачева
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Эколята-дошколята»
Программа дополнительного образования МБОУ п. Лев Толстой
в младшей общеразвивающей группе
«Непоседы» (3-4 года)
По экологическому воспитанию «Эколята-дошколята»
на 2020 – 2021 учебный год
Воспитатели : Рогачева Е. А.
2020 г.
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Кружок «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.
В ХХ! веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Основная цель работы кружка - формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
Образовательнык :
Формировать у детей умение классифицировать, обобщать, наблюдать, делать выводы. Учить детей навыку общения с природой, замечать и помечать изменения в ней.
Развивающие:
Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Воспитательные :
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь - май включительно, два раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Эколята-дошколята» - 15 человек. Возраст детей: от 3 до 4 лет.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Эколята-дошколята».
№ Тема Задачи Дата
Сентябрь.
1. «Цветы на осеннем участке» Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов
2. «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.
3. «Туман в осеннее утро» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.
4. «Березки и рябинки» Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.
5. «Антоша хочет гулять» (экскурсия по участку). Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.
6. «Неживая природа на участке» (песок, камни, почва) Познакомить детей с объектами неживой природы на участке (камни, песок, почва). Знакомить со свойствами названных объектов. Воспитывать интерес к природе.
7. «Перелетные птицы» Познакомить с понятием «перелетные птицы». Расширять представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе.
8. Вечер экологических игр «Где растет?», «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты). Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.
Октябрь
1. «Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля.
2. «Расскажи Незнайке о комнатных растениях» Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
3. «Осеннее дерево» Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
4. «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
5. Драматизация сказки «Репка» Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа. Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей. Закреплять знания и представления детей о сказке. Воспитывать любовь к труду.
6. Наблюдение «Комнатные растения» Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.
7. Вечер игр.
Подвижная игра: «Огород»
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Развивать координацию движений, умение действовать по команде.
Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки).
8. «Дождик, дождик». Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.
Ноябрь
1. «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.
2. «Перелетные птицы» Познакомить с понятием «перелетные птицы». Расширять представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. «Синичкин праздник - 12 ноября» Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.
4. «Воробьишка» Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные
5. «Аквариум» Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.
6. «Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.
7. Эксперимент «Вода, вода» Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).
8. Развлечение «По мотивам русских народных сказок» (с участием родителей) Закрепить знания детей о русских народных сказках, закрепить навыки элементарных трудовых процессов; обогащать словарный запас детей; развивать навыки драматизации, выразительного рассказывания; воспитывать интерес к народному творчеству, умение взаимодействовать.
Декабрь
1. Наблюдение за сезонными изменениями. Зима. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «зима». Развивать представления о работах людей зимой. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.
2. «Снежинка» Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.
3. ОД «Ели и сосны» Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.
4. «Защитите ель и сосну» Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.
5. «Плыли по небу тучки» Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.
6. «Снежный хоровод» Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т. д.
7. «Мороз - удивительный художник» Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
8. «Дикие животные в лесу зимой» Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Январь
1. «Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
2. «Наблюдение за снегом и льдом» Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
3. Беседа и наблюдение
«Зимующие птицы»
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
4. Работа с родителями «Мы помогаем птичкам» Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».
5. Экскурсия по участку Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).
6. «Домашние животные» Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.
7. Изготовление макета
«Ферма»
Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.
8. Птичий двор Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами
Февраль
1. «Изготовление макета птичий двор» Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм
2. «Выращиваем лук на окошке» Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.
3. «Лаборатория добрых дел» Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.
4. «Сидит кошка на окошке» Познакомить детей с внешним видом кошки, с особенностями поведения; показать, что жизнь кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.
5. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»
(Детёныши животных)
Уточнить и закрепить знания детей о детенышах животных. Развивать умение классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
6. ОД «Мы в ответе за тех,
кого приручили» Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.
7. Комнатные растения Вспомнить с детьми названия комнатных растений, учить ухаживать за ними.
8. «Наблюдение за сезонными изменениями» формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы
Март
1. Наши деревья Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.
2. «Наши помощники - собаки» Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.
3. «Воздух» Дать понятие о необходимости воздуха. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
4. Наблюдение за сезонными изменениями. Весна. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.
5. «Пернатые гости» Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
6. ОД «Кто живет в лесу? Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
7. «К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
8. «Забота о здоровье» Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.
Апрель
1. «Первые цветы в природе» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.
2. «Русская березка» Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
3. Эксперимент «Знакомство с песком» Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.
4. Экологическая игра «Зоопарк» Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).
5. Наблюдение «Наши птицы» Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки, с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру.
6. «Весенний пейзаж» Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
7. Досуг «День Земли» Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.
8. «Песочные фантазии» Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей.
Литература:
1. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. С. Н. Николаева.
2. Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе детского сада 3-4 года. С. Н. Николаева.