Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по пластилинографии для детей 5–7 лет

Ходыкина Анастасия
Программа дополнительного образования по пластилинографии для детей 5–7 лет

Содержание

1. Паспорт рабочей программы… 2

2. Пояснительная записка…. 7

3. Цели и задачи…. 8

4. План построения занятия…. 9

5. Приемы лепки….10

6. Этапы формирования навыков…. 12

7. Планируемые результаты освоения…. 14

8. Диагностика умений и навыков…. 15

9. Учебно-тематический план… 17

10. Учебно-методическое обеспечение…. 21

11. Список литературы… 22

12. Календарно-тематическое планирование… 23

13. Приложения… 47

1. Паспорт рабочей Программы

год разработки 2021

Публикация «Программа дополнительного образования по пластилинографии для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Авторы Воспитатель МДОУ г. Ярославля Д/С № 107 «Лесная сказка» Ходыкина Анастасия Вячеславовна

Цель Способствовать Формированию эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы,

Способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.

Задачи Задачи. 1 года обучения (5-6 лет)

Обучающие:

• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

• Учить работать на заданном пространстве.

• Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.

• Формировать умение создавать многофигурные композиции.

Развивающие:

• Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.

• Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

• Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.

• Развивать интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

• Воспитывать интерес к произведениям искусства.

Задачи. 2 года обучения (6-7 лет)

Обучающие:

• Знакомить с художественными средствами передачи настроения людей и состояния природы.

• Формировать умение самостоятельно определять замысел сохранять его на протяжении всей работы.

• Формировать умение создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.

Развивающие:

• Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.

Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.

• Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

• Развивать желание экспериментировать

• Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.

Воспитательные:

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Образовательные

области Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

Вид Дополнительное образование

Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной деятельности для дошкольников

Срок реализации 2 года

Возраст 5-7 лет

Количество

обучающихся 8-10 детей в группе

Форма организации

Групповая, подгрупповая.

Форма организации

итоговых мероприятий • Открытие выставок, галерей творчества

• Персональные выставки работ

• Участие в районных, городских, окружных, Всероссийских конкурсах художественной направленности

2. Пояснительная записка

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

3. Цели и задачи

Цель: Способствовать Формированию эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы,

Способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.

Задачи: -Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Развивать воображение, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.

- Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

- Формировать художественный вкус.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

4. План построения занятия

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми с 4 лет используются следующие способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали);

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений);

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

5. Приемы лепки

Приемы лепки

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа) : кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

• приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д. ;

• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов : взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Содержание занятий составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. «От простого - к сложному».

Форма организации непосредственно образовательной деятельности

- индивидуальные;

- подгрупповые;

- групповые.

Методы и приемы работы

Игровые:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковая гимнастика, физминутки;

Наглядные:

- показ способов действия с инструментами и материалами;

- предъявление наглядных пособий;

Словесные:

- загадки, стихи;

- анализ выполненных работ;

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

Практические:

- обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание);

- индивидуальный подход к детям с учетом их возрастных особенностей.

Формы проведения итогов

- диагностика в виде творческих работ в начале года и в конце;

- метод наблюдения за детьми во время творчества;

- участие в выставках детского сада;

- выставки на родительских собраниях.

6. Этапы формирования навыков

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребё нком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребё нком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребё нком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Тематика занятий отражена в изучении отдельных предметов и объектов окружающей среды.

7. Планируемые результаты освоения

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

В конце обучения ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию, у ребенка развиты сенсорные эталоны, ребенок способен принимать задачу и умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.

Диагностика

умений по пластилинографии

(осуществляется посредством наблюдения, в процессе проведения индивидуальных, подгрупповых занятий)

На начало и на конец учебного года проводятся занятия диагностического цикла, для того чтобы определить возможности каждого ребенка.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий (4-5, средний (3-4, низкий (1-2).

Диагностика умений по пластилинографии происходит по следующим показателям:

Показатели:

1. Творческая активность

а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень

б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень

в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень

2. Сенсорные способности

а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень

б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень

в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень

3. Композиция

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень

б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень

в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень

4. Общая ручная умелость

а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень

б) Ручная умелость развита — средний уровень

в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень

5. Самостоятельность

а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень

б) Требует незначительная помощь — средний уровень

в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень

6. Показатели технических навыков

а) раскатывание, скатывание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

б)сплющивание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

в) размазывание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

г) использование других приемов и материалов в работе

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

9. Учебно – тематический план.

Программа творческой мастерской составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 5 - 7 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из 10 человек, в не ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 37, при частоте встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для старшей и подготовительной группы- 25-30минут.

Старшая группа

№ п/п Содержание Количество часов

1. Сентябрь

Улитка, улитка, выпусти рога. 1

Кленовый листочек 1

Осенние деревья 1

Разные деревья 1

2. Октябрь

Цвета радуги 1

Подарки осени 1

Осенний букет 1

Сорокины подружки 1

3. Ноябрь

Обитатели нашего края 1

Матрешки-подружки 1

Удивительный подводный мир 1

Мимозы для любимых мам 1

4. Декабрь

Зимующие птицы 1

Замок доброго волшебника 1

Самая красивая змейка 1

Снеговик 1

Снегурочка 1

5. Январь

Теремок 1

Чебурашка 1

Натюрморт из чайной посуды 1

6. Февраль

Улица города 1

Такие разные коты 1

Самолет летит 1

Снежинка 1

7. Март

Подснежники 1

Паруса 1

Ежик наш колючий друг 1

Кактус в горшочке 1

Удивительная дымка 1

8. Апрель

Веселый клоун 1

Ракета 1

Душистый снег цветущих яблонь 1

Городец-удалец 1

9. Май

Пасхальное яйцо 1

Свободная тема 1

Насекомые 1

Одуванчика цветы, словно солнышко желты 1

Всего часов: апваапипт

Подготовительная группа

№ п/п Содержание Количество часов

1. Сентябрь

«Божья коровка 1

«Астры» 1

«Осенние деревья» 1

«Радуга-Дуга» 1

2. Октябрь

«Дары осени» (овощи и фрукты) 1

«Мишка косолапый» 1

«Бусы для куклы Кати»

1

Стол и стул 1

3. Ноябрь

«Листопад» 1

«Птичка клюёт ягодки на веточке» 1

«Три поросёнка» 1

«Совушка - сова-большая голова» 1

4. Декабрь

«Кружевная снежинка» 1

«Снеговик» 1

«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» 1

«Снегурочка» 1

5. Январь

«Деревья под снегом» 1

«Лыжник» 1

«Весёлый клоун» 1

«Чебурашка» 1

6.

Февраль

«Матрёшка» 1

«Удивительная дымка» 1

«Открытка для папы» 2

7. Март

«Веточка мимозы для мамы» 2

«Лебеди» 1

«Подснежники» 1

8. Апрель

«Чудо-хохлома» 1

«Ракета» 1

«Весна идёт, весне дорогу!» 1

«Цветные зонтики» 1

9. Май

«Салют» 1

Свободная тема 1

«Сказочная Гжель» 1

«Разноцветный светофор» 1

10. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебно-методический комплекс.

-Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы).

-Материалы из опыта работы: образцы; схемы; шаблоны, трафареты; альбомы, фотографии лучших работ; перспективные тематические планы; конспекты НОД; фонотека.

2. Список материала и оборудования, необходимого для НОД с детьми:

- цветной картон различной фактуры, ватман;

- пластилин, стеки, доски;

- гуашь, акварель;

- кисти;

- различный бросовый материал (колпачки, пуговицы, бисер и др.).

3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

Главное значение программы по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Планомерная работа по формированию ручной умелости в детском саду и семье способствует: развитию речи; подготовке ребенка к последующему обучению в школе, развитию моторных навыков; формированию воображения, фантазии, смекалки, логики; возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства; закреплению положительных эмоций.

11. ЛИТЕРАТУРА

1. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, теста, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. - М. : Скрипторий, 2009.

3. Зайцева А. А. Чудесный пластилин : лепим вместе с детьми. - М. : Эксмо, 2011.

4. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., Педагогика, 1983.

5. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М. : Просвещение, 1992.

6. Конощук С. И. Фантазии круглый год. - М. : Обруч, 2011.

7. Морозова О. А. Волшебный пластилин. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

8. Д. Н. Колдина

9. Г. Н. Давыдова «Пластилинография» ,«Животные и птицы», «Детский дизайн-2»

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по пластилинографии для детей 5–7 лет
Опубликовано: 21 августа 2021 в 17:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД