Ходыкина Анастасия
Программа дополнительного образования по пластилинографии для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Паспорт рабочей программы… 2
2. Пояснительная записка…. 7
3. Цели и задачи…. 8
4. План построения занятия…. 9
5. Приемы лепки….10
6. Этапы формирования навыков…. 12
7. Планируемые результаты освоения…. 14
8. Диагностика умений и навыков…. 15
9. Учебно-тематический план… 17
10. Учебно-методическое обеспечение…. 21
11. Список литературы… 22
12. Календарно-тематическое планирование… 23
13. Приложения… 47
1. Паспорт рабочей Программы
год разработки 2021
Публикация «Программа дополнительного образования по пластилинографии для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Авторы Воспитатель МДОУ г. Ярославля Д/С № 107 «Лесная сказка» Ходыкина Анастасия Вячеславовна
Цель Способствовать Формированию эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы,
Способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.
Задачи Задачи. 1 года обучения (5-6 лет)
Обучающие:
• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Учить работать на заданном пространстве.
• Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.
• Формировать умение создавать многофигурные композиции.
Развивающие:
• Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
• Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
• Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
• Развивать интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
• Воспитывать интерес к произведениям искусства.
Задачи. 2 года обучения (6-7 лет)
Обучающие:
• Знакомить с художественными средствами передачи настроения людей и состояния природы.
• Формировать умение самостоятельно определять замысел сохранять его на протяжении всей работы.
• Формировать умение создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.
Развивающие:
• Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
• Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.
• Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.
• Развивать желание экспериментировать
• Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Образовательные
области Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное
Вид Дополнительное образование
Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной деятельности для дошкольников
Срок реализации 2 года
Возраст 5-7 лет
Количество
обучающихся 8-10 детей в группе
Форма организации
Групповая, подгрупповая.
Форма организации
итоговых мероприятий • Открытие выставок, галерей творчества
• Персональные выставки работ
• Участие в районных, городских, окружных, Всероссийских конкурсах художественной направленности
2. Пояснительная записка
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).
Дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.
Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
3. Цели и задачи
Цель: Способствовать Формированию эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы,
Способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.
Задачи: -Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Развивать воображение, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.
- Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
- Формировать художественный вкус.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
4. План построения занятия
Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.
1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.
На занятиях по лепке с детьми с 4 лет используются следующие способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.
Виды рельефов:
– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали);
– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений);
– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).
5. Приемы лепки
Приемы лепки
• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа) : кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;
• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;
• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);
• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
• приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;
• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;
• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д. ;
• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;
• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов : взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.
Содержание занятий составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. «От простого - к сложному».
Форма организации непосредственно образовательной деятельности
- индивидуальные;
- подгрупповые;
- групповые.
Методы и приемы работы
Игровые:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковая гимнастика, физминутки;
Наглядные:
- показ способов действия с инструментами и материалами;
- предъявление наглядных пособий;
Словесные:
- загадки, стихи;
- анализ выполненных работ;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
Практические:
- обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание);
- индивидуальный подход к детям с учетом их возрастных особенностей.
Формы проведения итогов
- диагностика в виде творческих работ в начале года и в конце;
- метод наблюдения за детьми во время творчества;
- участие в выставках детского сада;
- выставки на родительских собраниях.
6. Этапы формирования навыков
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребё нком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребё нком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребё нком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Тематика занятий отражена в изучении отдельных предметов и объектов окружающей среды.
7. Планируемые результаты освоения
Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
В конце обучения ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию, у ребенка развиты сенсорные эталоны, ребенок способен принимать задачу и умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
Диагностика
умений по пластилинографии
(осуществляется посредством наблюдения, в процессе проведения индивидуальных, подгрупповых занятий)
На начало и на конец учебного года проводятся занятия диагностического цикла, для того чтобы определить возможности каждого ребенка.
Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий (4-5, средний (3-4, низкий (1-2).
Диагностика умений по пластилинографии происходит по следующим показателям:
Показатели:
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
а) раскатывание, скатывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
б)сплющивание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
в) размазывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
г) использование других приемов и материалов в работе
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
9. Учебно – тематический план.
Программа творческой мастерской составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 5 - 7 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из 10 человек, в не ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 37, при частоте встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для старшей и подготовительной группы- 25-30минут.
Старшая группа
№ п/п Содержание Количество часов
1. Сентябрь
Улитка, улитка, выпусти рога. 1
Кленовый листочек 1
Осенние деревья 1
Разные деревья 1
2. Октябрь
Цвета радуги 1
Подарки осени 1
Осенний букет 1
Сорокины подружки 1
3. Ноябрь
Обитатели нашего края 1
Матрешки-подружки 1
Удивительный подводный мир 1
Мимозы для любимых мам 1
4. Декабрь
Зимующие птицы 1
Замок доброго волшебника 1
Самая красивая змейка 1
Снеговик 1
Снегурочка 1
5. Январь
Теремок 1
Чебурашка 1
Натюрморт из чайной посуды 1
6. Февраль
Улица города 1
Такие разные коты 1
Самолет летит 1
Снежинка 1
7. Март
Подснежники 1
Паруса 1
Ежик наш колючий друг 1
Кактус в горшочке 1
Удивительная дымка 1
8. Апрель
Веселый клоун 1
Ракета 1
Душистый снег цветущих яблонь 1
Городец-удалец 1
9. Май
Пасхальное яйцо 1
Свободная тема 1
Насекомые 1
Одуванчика цветы, словно солнышко желты 1
Всего часов: апваапипт
Подготовительная группа
№ п/п Содержание Количество часов
1. Сентябрь
«Божья коровка 1
«Астры» 1
«Осенние деревья» 1
«Радуга-Дуга» 1
2. Октябрь
«Дары осени» (овощи и фрукты) 1
«Мишка косолапый» 1
«Бусы для куклы Кати»
1
Стол и стул 1
3. Ноябрь
«Листопад» 1
«Птичка клюёт ягодки на веточке» 1
«Три поросёнка» 1
«Совушка - сова-большая голова» 1
4. Декабрь
«Кружевная снежинка» 1
«Снеговик» 1
«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» 1
«Снегурочка» 1
5. Январь
«Деревья под снегом» 1
«Лыжник» 1
«Весёлый клоун» 1
«Чебурашка» 1
6.
Февраль
«Матрёшка» 1
«Удивительная дымка» 1
«Открытка для папы» 2
7. Март
«Веточка мимозы для мамы» 2
«Лебеди» 1
«Подснежники» 1
8. Апрель
«Чудо-хохлома» 1
«Ракета» 1
«Весна идёт, весне дорогу!» 1
«Цветные зонтики» 1
9. Май
«Салют» 1
Свободная тема 1
«Сказочная Гжель» 1
«Разноцветный светофор» 1
10. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебно-методический комплекс.
-Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы).
-Материалы из опыта работы: образцы; схемы; шаблоны, трафареты; альбомы, фотографии лучших работ; перспективные тематические планы; конспекты НОД; фонотека.
2. Список материала и оборудования, необходимого для НОД с детьми:
- цветной картон различной фактуры, ватман;
- пластилин, стеки, доски;
- гуашь, акварель;
- кисти;
- различный бросовый материал (колпачки, пуговицы, бисер и др.).
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Главное значение программы по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Планомерная работа по формированию ручной умелости в детском саду и семье способствует: развитию речи; подготовке ребенка к последующему обучению в школе, развитию моторных навыков; формированию воображения, фантазии, смекалки, логики; возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства; закреплению положительных эмоций.
11. ЛИТЕРАТУРА
1. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, теста, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. - М. : Скрипторий, 2009.
3. Зайцева А. А. Чудесный пластилин : лепим вместе с детьми. - М. : Эксмо, 2011.
4. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., Педагогика, 1983.
5. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М. : Просвещение, 1992.
6. Конощук С. И. Фантазии круглый год. - М. : Обруч, 2011.
7. Морозова О. А. Волшебный пластилин. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Д. Н. Колдина
9. Г. Н. Давыдова «Пластилинография» ,«Животные и птицы», «Детский дизайн-2»