Ольга Позднякова
Программа дополнительного образования по информатике для дошкольников «Кружок компьютерных наук «Компьютоша»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по типу является экспериментальной. По признаку – общеразвивающая, по целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.
Цель программы : воспитание грамотного пользователя, развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.
Задачи:
• приобретение практических навыков при работе с ПК;
• формирование и развитие зрительно-пространственной ориентации;
Публикация «Программа дополнительного образования по информатике для дошкольников „Кружок компьютерных наук „Компьютоша“» размещена в разделах
- Информатика для дошкольников
- Мой друг - компьютер
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
• формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
• развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
• формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
• закрепление навыков счета и чтения.
Организация учебного процесса
Программа ориентирована на занятия с детьми 5-7 лет и рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.
Используемые методы:
• практические занятия;
• беседы;
• работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, изображениями и буквами, различные предметы для классификации и т. д.).
Характеристика ожидаемых результатов
В результате освоения программы дошкольники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Дети должны знать:
• назначение основных устройств, входящих в состав компьютера : системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
• правила безопасной работы с компьютером.
Уметь:
• пользоваться манипулятором «мышь»;
• различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;
• выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);
• перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;
• пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Enter»;
• выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);
• нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране.
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.
Принципы обучения
Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, использую следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:
Доступность
Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
Доступность является также одним из критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.
Наглядность
Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала.
Это:
- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши, магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;
- принтер для распечатывания иллюстраций, изображений букв, цифр и т. д.
- различный дидактический материал для занятия (изображения, фигурки из бумаги);
- подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких изображений, анимации, звуковых эффектов).
Индивидуальный подход
Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учится» целенаправленно. Именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому целесообразно говорить больше об индивидуальном обучении.
Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия уделять внимание каждому, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.
Индивидуальная работа – это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.
Интеграция
Так как в современном мире дети все более в раннем возрасте знакомятся с компьютером и происходит это не только на занятиях, то говорить об обособленном обучении работе с компьютером.
При работе с цифровой техникой особенно сильно нагружаются глаза и зрительные анализаторы мозга, поэтому неотъемлемой частью занятий по обучению работе с компьютером является гимнастика для глаз и физкультминутки. Для работы с детьми мной составлены различные варианты гимнастики для глаз, чтобы детям было интереснее ее выполнять.
Для введения ребенка в мир компьютера, воспитания грамотного пользователя я разработала систему занятий.
месяц занятия Цели
сентябрь
I неделя Занятие № 1
Что такое компьютер? Для чего его используют?
Цель: дать представление о том, как появился компьютер, для чего его используют; развивать память, развивать ориентировку на плоскости экрана монитора, развивать глазодвигательную координацию, мелкую мускулатуру руки, целенаправленные действия.
II неделя Занятие № 2
Что такое компьютерная система?
Цель: познакомить детей с приборами персонального компьютера, их названием и назначением, а также со способами хранения и передачи информации; способствовать овладению детьми способами работы манипулятором «мышь», развивать ориентировку на плоскости экрана.
III неделя Занятие № 3
Путешествие в Компьютерландию.
Цель: дать детям представление о понятии «Главное меню», продолжать способствовать овладению детьми манипулятором «мышь», развивать глазодвигательную координацию, целенаправленные действия.
IV неделя Занятие № 4
Путешествие в Компьютерландию (продолжение)
Цель: познакомить детей с элементами управления компьютером; способствовать овладению детьми клавишами клавиатуры компьютера, развивать ориентировку на плоскости экрана монитора, мелкую мускулатуру руки, целенаправленные действия.
октябрь
I неделя Занятие № 5
Путешествие на «Рабочий стол»
Цель: дать представление о понятии «рабочий стол», развивать ориентировку на плоскости экрана, совершенствовать глазодвигательную координацию.
II неделя Практическое занятие по теме «Основные цвета» с использованием диска
«Алик. Скоро в школу» Цель:способствовать усвоению цветовых понятий;
Отрабатывать навык узнавания основных цветов;
развивать память, внимание.
III неделя Практическое занятие по теме Понятия «слева», «справа», «посередине» с использованием диска «Алик. Скоро в школу» Цель: закрепить данные понятия через практическую деятельность; развивать внимание, мышление.
IV неделя Практическое занятие по теме: Понятия «длиннее», «короче»
с использованием диска «Алик. Скоро в школу». Цель: закрепить данные понятия через практическую деятельность;
развивать мыслительные операции.
ноябрь
I неделя Практическое занятие по теме: «Понятия «вверх», «вниз», «внутри», «снаружи» с использованием диска «Алик. Скоро в школу» Цель: закрепить данные понятия через практическую деятельность;
развивать внимание, память.
II неделя Практическое занятие по теме: «Геометрические фигуры» с использованием диска «Алик. Скоро в школу» Цель: создать условия для отработки навыка практического узнавания геометрических фигур;
повторить основные свойства фигур; развивать внимание, память.
III неделя Практическое занятие по теме счет до 4 – х с использованием диска «Алик. Скоро в школу» Цель: закрепить знания цифр от 1 до 4; развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.
IV неделя Практическое занятие по теме счет до 6 – ти с использованием диска «Алик. Скоро в школу» Цель: закрепить знания цифр от 1 до 6; развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.
декабрь
I неделя Итоговое практическое занятие по теме «Счет от 1 до 10» с использованием диска «Алик. Скоро в школу» Цель: закрепить знания цифр от 1 до 10; развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.
II неделя Игра «Память» с использованием компьютерного диска «Дракоша. Занимательная информатика» Цель: развивать память, развивать ориентировку на плоскости экрана монитора, развивать глазодвигательную координацию, мелкую мускулатуру руки, целенаправленные действия.
III неделя Игра «Построй сеть» с использованием компьютерного диска «Дракоша. Занимательная информатика»
Цель: развивать ориентировку на плоскости экрана монитора, развивать глазодвигательную координацию, мелкую мускулатуру руки.
IV неделя Игра «Перевозка» с использованием компьютерного диска «Дракоша. Занимательная информатика»
Цель: развивать ориентировку на плоскости экрана, совершенствовать глазодвигательную координацию.
январь
I неделя Игра «Съедобное-несъедобное» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда»
Эта игра компьютерный аналог известной детской игры в мяч.
Цель: закреплять умение классифицировать предметы, развивать реакцию.
II неделя Игра «Бассейн» с использованием компьютерного диска «Планета чисел для малышей» Цель: учить сравнению двух предметов по величине
III неделя Игра «Карнавал» с использованием компьютерного диска «Незнайкина грамота»
Цель: закреплять знания о временах года, совершенствовать связную речь, развивать пространственное и временное мышление.
IV неделя Игра "Морозко" с использованием компьютерного диска «Незнайкина грамота» Цель: закреплять умение комбинировать по памяти целое из деталей.
февраль
I неделя Игра «Съедобное-несъедобное» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда»
Эта игра компьютерный аналог известной детской игры в мяч.
Цель: закреплять умение классифицировать предметы, развивать реакцию.
II неделя Игра «Компьютерные вирусы»
с использованием компьютерного диска «Дракоша. Занимательная информатика» Цель: развивать глазодвигательную координацию, целенаправленные действия.
III неделя Игра «Падающие символы»
с использованием компьютерного диска «Дракоша. Занимательная информатика» Цель: развивать ориентировку на плоскости экрана монитора, мелкую мускулатуру руки, целенаправленные действия.
март
I неделя Игра «Ботанический сад» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда» Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине, развивать реакцию
II неделя Игра «Коварная лестница» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда» Цель: развивать реакцию, закреплять умение обобщать и классифицировать предметы
III неделя Игра "Морозко" с использованием компьютерного диска «Незнайкина грамота» Цель: закреплять умение комбинировать по памяти целое из деталей.
IV неделя Игра «Построй сеть» с использованием компьютерного диска «Дракоша. Занимательная информатика» Цель: развивать ориентировку на плоскости экрана монитора, развивать глазодвигательную координацию, мелкую мускулатуру руки,
апрель
I неделя Игра «Съедобное-несъедобное» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда»
Эта игра компьютерный аналог известной детской игры в мяч.
Цель: закреплять умение классифицировать предметы, развивать реакцию.
II неделя Игра «Ботанический сад» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда» Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине, развивать реакцию
III неделя Игра «Бассейн» с использованием компьютерного диска «Планета чисел для малышей»
Цель: учить сравнению двух предметов по величине
IV неделя Игра «Коварная лестница» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда» Цель: развивать реакцию, закреплять умение обобщать и классифицировать предметы
май
I неделя Игра «Ботанический сад» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда» Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине, развивать реакцию
II неделя Игра «Берлога»» с использованием компьютерного диска «Пойди туда, не знаю куда» Цель: закреплять умение сравнивать предметы, развивать наблюдательность, внимание
III неделя Диагностика Цель: выявить уровень усвоения образовательной программы