Елена Каташова
Программа дополнительного образования дошкольников «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
художественной направленности
Уровень сложности: стартовый
Срок реализации: 1 год - 36 часов
Возраст учащихся: 5-6 лет
Автор - составитель: Каташова Елена Дмитриевна педагог дополнительного образования
1.1 Пояснительная записка.
Работа с бумагой в дошкольной организации одно из направлений решения ФГОС дошкольного образования, т. к. она позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности детей.
Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях? Именно эти вопросы и поможет решить самая обыкновенная и всем знакомая бумага. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить и создавать неповторимые изделия.
Чем же привлекательна работа с бумагой? Что делать, чтобы она стала желанной?
- Доступность бумаги как материала, простота ее обработки. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается.
- Работа с бумагой помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять, а так же проверить и показать свои знания.
- В процессе создания поделки, ребенок фантазирует, воображает, радуется красивому изображению или огорчается, если что-то не получается.
- Бумажный лист помогает ощутить себя художником, дизайнером, конструктором.
- Работа с бумагой способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, ребенок включается в игру, инсценировку знакомой сказки, становится сказочным героем.
- Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетают ввысь и т. д.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная бумага», является то, что в системе работы используются нетрадиционные техники и способы работы с бумагой. Используются самодельные заготовки, разные виды бумаги, природный и бросовые материалы для работы.
Работа с нетрадиционными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, пробуждает чувство радости, успеха. Раскрывает возможность узнать мир во всех его красках и проявлениях. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, развивает трудовые умения и навыки. Незаметно для себя дети учатся быстро достичь желаемого результата.
Работа с бумагой, которую предлагает курс, очень интересна, и даже полезна. Приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Актуальность данной программы является развитие художественного творчества детей, через использование новых инновационных подходов, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в создании работы. А главное то, что нетрадиционные способы работы с бумагой играют важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
Методологической основой программы стали психолого-педагогические концепции дошкольного детства Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Т. Г. Казаковой, В. Т. Кудрявцевой, Н. Н. Поддьякова, Е. А. Фл риной. Н. А. Ветлугина подчеркивала, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым о себе, и поэтому отношение к детскому творческому должно быть педагогическим. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности. О широком воспитательном значении конструирования из бумаги писали художники, педагоги, психологи (В. В. Богословский, А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, И. Я. Лернен, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Б. Т. Юсов). Так Я. Лернер утверждал, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Значение конструирования, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Ф. Баррон, Н. Роджерс, А. Маслоу (США, Э. Ромм (Германия).
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» имеет художественную направленность и предназначена для реализации на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада «Яблонька»
За основу данной программы взята дополнительная образовательная программа «Художественное конструирование из бумаги» Стародумова Ж. В., с элементами методических разработок Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»; Г. Н. Давыдовой «Бумагопластика».
Принципы реализации программы:
- принцип развивающего образования предполагает, чтообразовательное содержание предъявляется ребенку с уч том его актуальных и потенциальных возможностей, с уч том интересов, склонностей и его способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития реб нка;
- принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение реб нком в процессе партнерского сотрудничества со взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
- принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста;
- принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает отношение к ребенку как к равноценному партнеру;
- принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает помощь и поддержку реб нка в сложной ситуации, предоставление реб нку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;
- принцип культуросообразностии регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности сибирского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Уровень освоения содержания образования – стартовый. Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении раздела, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Адресат программы – дети в возрасте 5-6 лет (старший дошкольный возраст)
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
Важным показателем развития дошкольника 5-6 лет является художественное конструирование. В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. Расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических навыков, точности в выполнении действий. К 5 годам в процессе работы с бумагой дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя бумагу разного цвета, фактуры. Создавая различные поделки из бумаги, дети представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу, договариваются, распределяют обязанности, отбирают материал для изготовления поделки.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, для работы с бумагой, рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Для детей старшего дошкольного возраста при работе с бумагой уместно использовать следующие техники:
- модульная аппликация из кругов
- волшебные комочки (аппликация из салфеток)
- игрушки на основе конуса
- объемная аппликация из полосок бумаги
- волшебные коврики (плетение)
- поделки из бумаги гармошка
- оригами
- квилинг
- торцевание
Объем и срок освоения программы: продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебная бумага» составляет 1 год. Основной учебно-тематический план составлен на 36 академических часов в год.
Форма обучения: очная.
Наполняемость учебных групп: 10-12 человек, состав групп постоянный.
Режим занятий: Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий составляет: старший дошкольный возраст – количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятий в старшей группе – 25 минут.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: – развитие творческих способностей, фантазии, воображения в процессе работы с бумагой.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей с разными техниками и приемами работы с бумагой.
- Формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию.
- Развивать умение использовать схемы, чертежи.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство радости при создании поделки.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Формы контроля
1 1. Вводная часть
1 1.1. Вводное занятие. Знакомство со свойствами и видами бумаги. Опрос, тестирование, наблюдение
2-4 2. Модульная аппликация из кругов
2 2.1. «Божья коровка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
3 2.2. «Гусеница» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
4 2.3. «Цыпленок» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
5-8 3. Волшебные комочки
(аппликация из салфеток)
5 3.1. «Ветка рябины» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
6 3.2. «Мухомор» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
7 3.3. «Бабочка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
8 3.4. «Подсолнух» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
9-12 4. Объемная аппликация из полосок бумаги
9 4.1. «Ёжик» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
10 4.2. «Солнышко» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
11 4.3. «Черепаха» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
12 4.4. «Павлин» Педагогическое наблюдение, мини-выставка работ
13-16 5. Поделки из бумаги
гармошка
13 5.1. «Снегирь» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
14 5.2. «Ёлочка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
15 5.3. «Снеговик» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
16 5.4.«Зайчишка - трусишка» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
17-20 6. Волшебные коврики
17 6.1. «Технология изготовления плетеного коврика» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
18 6.2. «Снежинка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
19 6.3. «Новогодняя игрушка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
20 6.4. «Мой дом» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
21-24 7. Оригами
21 7.1. «Знакомство с базовыми формами» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
22 7.2. «Кораблик» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
23 7.3. «Собачка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
24 7.4. «Рыбка» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
25-28 8. Игрушки на основе конуса
25 8.1.«Пчелка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
26 8.2.«Подарок для мамы Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
27 8.3. «Лягушка – квакушка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
28 8.4. «Петушок – золотой
гребешок» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
29-32 9. Квилинг
29 9.1. «Веселые овечки» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
30 9.2. «Мимоза» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
31 9.3. «Цветущее дерево» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
32 9.4. «Ромашка» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
33-35 10. Торцевание
33 10.1. «Весенняя полянка» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
34 10.2. «Салют» Педагогическое наблюдение, оценка результатов работы
35 10.3. «Ветка сирени» Педагогическое наблюдение, мини- выставка работ
36 11. Итоговая часть
36 11.1. «Маленькие волшебники» Выставка работ
1.4. Планируемые результаты
предметные:
- научатся смело работать с бумагой: рвать, мять, скручивать, резать;
- научатся различать бумагу по фактуре и цвету: цветная и однотонная, гофрированная, бархатная, гладкая, шероховатая, тонкая и плотная;
- научатся правильно пользоваться ножницами, клеем;
- научатся самостоятельно выполнять несложную (предметную) аппликацию;
- научатся выполнять объемную аппликацию разными способами (из шариков бумаги, из полосок и т. д.)
- научатся накручивать полоски бумаги на карандаш (делать ее кудрявой);
- будут иметь представления о свойствах используемого материала;
- овладеют приемами работы с различными материалами;
- будут развиты творческие способности;
- будут развиты наблюдательность, внимательность;
- будет развит устойчивый интерес к необычной аппликации;
- будет привит художественно-эстетический вкус.
метапредметные:
- будут сформированы навыки работы в группе;
- будут сформированы умения анализировать свою деятельность (с помощью педагога);
- будут сформированы умения анализировать деятельность других воспитанников и давать ей оценку (с помощью педагога);
- будут сформированы навыки культуры поведения в коллективе;
- будет сформирована способность к саморазвитию;
- будут сформированы умения использовать знания, полученные на занятиях, в реальной жизни;
- будут развиты коммуникативные навыки;
личностные:
- будет привит устойчивый интерес к необычной аппликации;
- будут привиты чувства прекрасного, гармоничного, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности;
- будут привиты аккуратность, старательность;
- будут воспитаны трудолюбие, терпение, усидчивость;
- будет воспитано уважительное отношение к другому человеку, доброжелательность;
- будут воспитаны активность, целеустремленность, настойчивость;
- будет воспитана ответственность за свою деятельность;
- будет воспитана уверенность в себе и результатах своей деятельности;
- будет воспитана любовь к прекрасному, природе и окружающему миру.
2.1. Календарный учебный график
Год обучения Модуль Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов 36 Продолжительность каникул 01.06-14.09 Дата начала учебного периода 14.09 Дата окончания учебного периода 31.05
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально - техническое обеспечение.
Занятия должны проходить в помещении, соответствующем действующим нормам СанПиН и технике безопасности, оснащенном техническим и материальным оборудованием:
- Мебель: столы и стулья по количеству детей.
- Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования.
- выставочная магнитная доска
Оборудование: ноутбук.
Наглядный материал: демонстрационные работы и образцы.
Материалы и инструменты (в расчете по количеству детей):
- Бумага разного цвета и фактуры;
- Картон обычный, гофрированный;
- Калька;
- Цветные бумажные салфетки;
- Простой карандаш, цветные карандаши;
- Ножницы;
- Линейка;
- Фломастеры;
- Кисть для клея;
- Клей;
- Тонкая деревянная палочка;
- Циркуль;
- Бисер, бусины, пайетки, пуговицы.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Педагог занятый в реализации программы должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №298-н
2.3. Формы аттестации (контроля)
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная бумага» применяются входящий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май) с целью определения уровня развития творчества детей (описание методики проведения и обработка его результатов дана в учебно- методическом пособии «Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду», Т. С. Комаровой).
2.4. Оценочные материалы
2.4.1. Диагностическая карта
Дата проведения диагностики: начало года ___, полугодие ___, конец года ___
№ ФИ ребенка Форма Композиция Цвет Ассоциативное восприятие пятна Изобразительные навыки Регуляция деятельности Уровень самостоятельности, творчества Итого баллов
1
2
2.4.2. Оценочными материалами являются:
- творческие работы,
- конкурсы,
- выставки,
- педагогическое наблюдение,
- отзывы родителей,
- беседы с детьми.
2.5. Методические материалы.
Методы обучения, используемые при реализации программы.
- Метод дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого);
- Репродуктивный метод обучения - прием повтора, показ этапной работы педагогом, работа по образцу. Здесь деятельность носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, схемам, аналогично с показанным образцом.
- Словесные методы обучения - рассказ, лекция, беседа, использование художественного слова. В процессе их применения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а воспитанники посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
- Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
- Игровой метод обучения - дидактические, развивающие игры, игры на развитие глазомера, воображения, игровые упражнения, отгадывание загадок.
- Исследовательский метод - сопоставление, сравнение свойств материалов, различий и сходств, ощупывание материала, наблюдение за ходом работы педагога.
Методы воспитания
В объединении ведется постоянная воспитательная работа групповая и индивидуальная. Прививаю детям чувство патриотизма, коллективизма, эстетического вкуса, трудолюбия; способствую развитию воли, целеустремленности, толерантности.
Использую следующие методы воспитания прямые и косвенные:
- формирования сознания личности ребенка (рассказ, беседа, пример, анализ воспитывающих ситуаций);
- организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручения, упражнения, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
- стимулирование деятельности и поведения воспитанников (требования, соревнования, поощрения, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
- самовоспитания (рефлексия, самоотчёт, самоодобрение, самоосуждения);
- контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников).
Основной формой организации образовательного процесса является групповое комбинированное занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом, которое нацелено на освоение теоретического и практического материала. Групповой метод обучения способствует созданию соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность учащихся. Это позволяет учащимся развить умения эффективно взаимодействовать в группе, способствует самораскрытию ребенка своих потенциальных возможностей, развитию коллективизма.
Педагогические технологии
- технология развивающего обучения направлена на создание условий для развития учащихся, пробуждение интереса, раскрытие возможностей каждого, организацию совместной познавательной, творческой деятельности.
- технология сотрудничества - совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата, направлена на создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
- здоровьесберегающие технологии направлены на создание максимально возможных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- игровые технологии активизируют деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта
3. Список литературы
Для педагога
1. Богатова И. В. Оригами для начинающих. –М. : Мартин, 2011 – 144с.
2. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми/ Сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. - М. : Аркти, 2006 – 36с.
3. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми/ Сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. - М. : Аркти, 2006 – 36с.
4. Дегтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. - М. : Мозаика-синтез, 2012 – 128с.
5. Долженко Г. И. 1000 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2008-142с.
6. Новикова И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квилинг. Удивительные вещи своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2015 – 114с.
7. Новикова И. В. Конструирование в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010 – 96с.
8. Петрова О. А. Поделки из бумажных шариков. – М. : Аст – Пресс Книга, 2011 – 30с.
9. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М. : Издательство Скрипторий, 2015 – 48с.
10. Савушкин С. М. Чудо – завитки: Учебно-методическое пособие для совместной досуговой деятельности детей и взрослых. – М. : Карапуз – 2016 – 36с.
11. Чудина Ю. Ю. Квилинг для всей семьи: от простого к сложному. – М. : ТЦ Сфера, 2013 – 340с.