Наталья Чудакова
Программа дополнительного образования дошкольников по оздоровлению и физическому развитию «Уроки здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни.
В. А. Сухомлинский сказал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому необходимо создать в детском саду, в семье, в социальном окружении такую среду, где бы ребенок мог комфортно, в своем биологическом ритме без насилия над личностью, познавать, исследовать, экспериментировать, наблюдать, осваивать накопленные человечеством знания.
Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников по оздоровлению и физическому развитию „Уроки здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Воспитатели и родители должны обеспечить такие условия воспитания и развития ребенка, при которых бы учитывались его индивидуальные особенности, интересы и способности.
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада заложены основы оздоровления и физического здоровья детей в соответствии с федеральными требованиями, для совершенствования работы по данному направлению, разработана и принята в ДОУ целевая программа «Здоровый ребенок». Данная программа является дополнительной и приложением к «Здоровому ребенку», так как направлена на совершенствование приемов и методов оздоровления по формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровья через нетрадиционные формы.
Важно не только организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду, в процессе которой развивались двигательные умения, навыки и физические качества, но и формировалось положительное отношение к здоровому образу жизни в творческой непринужденной атмосфере.
Обследование физического состояния детей показало недостаточную сформированность культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, развитие физических качеств, умений и навыков. Анализ ситуации показал недостаточность применения традиционных методов в работе с детьми, что и послужило разработке программы дополнительного образования.
В основе программы дополнительного образования заложены принципы работы В. Т. Кудрявцева и Б. Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления», используется пособие Г. Зайцева «Уроки Айболита» из серии «Расти здоровым».
Цель: оздоровление организма ребенка через его творческую активность на основе нетрадиционных форм оздоровления.
Задачи:
1. Формировать у детей осмысленное отношение к своему физическому и психическому здоровью как единому целому.
2. Помочь ребенку овладеть доступными навыками самоврачевания – психологической саморегуляции.
3. Активизировать и развивать познавательный интерес к своему организму, его возможностям.
4. Закрепить эффекты отдельных оздоровительных мер в виде психологических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморегуляции.
5. Сформировать навыки здорового образа жизни дошкольников как норму повседневного бытия.
Принципы оздоровительной работы :
1. Развитие творческого воображения – главного завоевания дошкольного возраста.
Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с детьми.
2. Формирование осмысленной моторики.
Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами своего тела, как самостоятельно действующими лицами (руки, сердце, кишечник, желудок и т. д.). Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать, любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята им не как внешняя, словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная необходимость.
3. Создание и закрепление целостного, позитивного психоматического состояния при различных видах деятельности.
Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной
работы.
В играх – с элементами самомассажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи (БАТК).
Ребенок не просто играет, а работает с собственным телом: мнет, «лепит», разглаживает. Массируя руки, ноги, шею он воздействует на организм в целом. Его уверенность в том, что он приносит пользу своему организму, формирует внимательное и бережное отношение к нему.
4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию
Например, игра «горчичники» - дети вызывают у себя различные ощущения «холод- тепло», они посредством своего воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма.
Помогая друг другу подобрать необходимый материал, слова для выражения чувств, решить какую-либо проблему, дошкольники учатся понимать друг друга, сопереживать, сочувствовать другим людям.
Форма реализации программы : кружок «Здоровячок» с группой детей 5-7 лет.
Время в режиме дня: 1 раз в неделю, 2 пол. дня, 20-25 мин.
Оборудование материалы: альбомы, книги, игры, бумага и карандаши.
Длительность программы : 1 учебный год.
Ожидаемый результат: у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, физические качества, умения и навыки, навыки самообслуживания; дети знают и соблюдают правила сохранения и укрепления своего здоровья.
План работы кружка.
месяц Образовательная деятельность цель
сентябрь Кто мы.
1) Азбука движения. (Мышечная система) Игры «Замри», «Радужные брызги»
2) Как я расту. (Костная система)
И/у «Коромысло», «Больной воробей»
3) Кровяной моторчик (Органы кровообращения).
4) Азбука питания (Органы пищеварения). формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
октябрь Уроки Айболита.
1) Откуда берутся болезни.
2) Д/и «Чистота и здоровье»
3) Как вести себя во время болезни.
4) Закаливание – путь к здоровью. формировать представления детей об образе жизни человека, о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни.
ноябрь Закаливание и полоскание водой носоглотки
1. Игра «Волшебный напиток», «Лошадка»
2. Игра «Снежинка», «Ворона»
3. Игра «Радужные брызги»,
4. Игра «Чисто ручки я помою» Повышать устойчивость организма к простудным заболеваниям и осуществлять профилактику заболеваний носоглотки.
декабрь Пальчиковая гимнастика
1. Игра «Сильно ручки я потру»
2. Игра «Раз, два, три, четыре»
3. Игра «Ладушки, ладушки»
4. Игра «Моя семья» Развитие мелкой моторики рук, создание и воплощение посредством движений собственных рук те и или иные образы, способствующие развитию коры головного мозга, обеспечивающего работы мысли и функции речи.
январь Массаж по методу Усманской А. А.
1. Чтобы уменьшить кашель.
2. Звонкий и чистый голос.
3. Головные боли отступят.
4. Чтобы руки не болели, не кружилась голова.
5. Игра «Рельсы-рельсы» Повысить защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.
февраль Комплекс дыхательной гимнастики
1. Игра «Часы» (сидя по-турецки)
2. Игра «Сердитый ежик»
3. Игра «В лесу»
4. Игра «Гуси летят» Научить детей дышать через нос, правильному дыханию, способствующему развитию грудной клетки.
март Профилактика и коррекция нарушений осанки
1. Игра «Буратино»
2. Игра «Веселый гномик»
3. Игра «Жучок на спинке»
4. Игра «Не расплескав воду» Обеспечивать гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создавать достаточную силовую выносливость мышц.
Формировать правильную осанку, корректировать сутулость,
апрель Профилактика плоскостопия
1.«Если бы ноги стали руками»
2. «Носильщик»
3. «Обезьянки читают газету»
4. Обезьянки - художники Укрепление мышц, сохраняющий свод стопы, мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Профилактика и коррекция плоскостопия.
май Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона
1. «Расслабление мышц рук»
2. «Кулачки – пружинки»
3. «Любопытная Варвара»
4. «Шарик – волшебный сон" Снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.
Ожидаемый итоговый результат освоения программы
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М. : Сфера, 2003 – 88 с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2000 – 94 с.
3. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.
4. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003-304 с
5. Каштанова Т. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении : практическое пособие М. :2002
6. Колабанов В. В. Валеология – СПб: Деан, 2001
7. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
8. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
9. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
10. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
11. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000 – 256 с.
12. Синкевич Е. А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.
14. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
15. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М. : 2003 – 114 с.