ольга бородина
Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
заведующий МАДОУ
«Детский сад № 33»
___/И. И. Батталова
от «___»___2019г
Приказ № ___
Программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности для детей раннего и младшего дошкольного
Публикация «Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2022
возраста (от 2 до 4 лет)
«Говорушки»
на 2019 – 2020 учебный год
Рассмотрено и принято
на заседании
Совета родителей
от «___»___2019г
Рассмотрено и принято
на заседании
Педагогического совета
от «___»___2019г
Протокол № ___
Автор – составитель:
Бородина Ольга Михайловна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 33»
Энгельс - 2019г
Содержание
I Целевой раздел:
Пояснительная записка….3
Цель Программы, задачи…4
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. 6
II Содержательный раздел:
Комплексно – тематический план занятий…. 7
III Организационный раздел:
Перспективный план работы с родителями…. 7
Организация среды … 7
Литература …. 8
I Целевой раздел
Пояснительная записка.
Программа «Говорушки» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает развитие познавательно-творческих способностей детей 2-4 лет в игровой деятельности.
Программа предназначена для детей раннего и младшего дошкольного возраста, рассчитана на один год обучения и представлена в виде совместной игровой деятельности детей и взрослых.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность:
• обучение детей проводится с двухлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль.
Цель:
Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи кружка:
Обучающие:
1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей.
3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
6. Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2. Развивать интерес к народному творчеству.
3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4. Развивать внимание, зрительное восприятие.
5. Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
2. Воспитывать любовь ко всему живому.
Принципы работы по развитию речи
Эффективность работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. п.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Методы проведения кружка:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Ожидаемый результат:
1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2. Знакомство детей с фольклором;
3. Освоение детьми невербальных средств общения;
4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5. Уверенность в себе, преодоление робости;
6. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
.
№ Параметры диагностики Уровень
высокий средний низкий
1 уровень восприятия речи
2 активный словарь
3 пассивный словарь
4 понимание предложно-падежных конструкций
5 грамматический строй речи
6 мелкая моторика
Методические материалы:
-перспективное тематическое планирование
-конспекты занятий
-памятки, рекомендации, советы для родителей, для детей в картинках,
-учебно-методическая и художественная литература («Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич; «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина; «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко); «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева
Содержательный раздел
Календарно – тематическое планирование кружка
месяц Тема занятия Содержание
октябрь 1 Кошка Потешка «Пекла кошка пирожки»
2 Кошка Потешка «Кот на печку пошел» Пальчиковая игра «Котик»
3 Собака Пальчиковая игра «Дом».
4 Осень Речь и движение. Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».
ноябрь 1 Петушок Потешка «петушок»
2 Петушок Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).
3 Курочка Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр
4 Курочка Потешка «Курочка-рябушечка»
декабрь 1 Лошадка Стихотворение А. Барто «Лошадка»
2 Лошадка Потешка «Лошадка»
3 Корова
4 Гусь Песенка «Жили у бабуси»
январь 2 Коза Сказка «Волк и семеро козлят»
3 Кто живёт в деревне Речь и движение
4 В лесу. Потешка Ты, мороз, мороз, мороз» Пальчиковая игра «Варежка»
февраль 1 Медведь Потешка «Мишка косолапый»
2 Медведь стихотворение «Как на горке снег, снег»
3 Зайчик Потешка «Зайка серенький сидит»
4 Зайчик Речь и движение
март 1 Ёжик Пальчиковые упражнения
2 Лиса Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)
3 Лиса Потешка «Идёт лисичка по мосту»
4 Весна Разучивание заклички «Весна, весна красна»
апрель 1 Весна Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)
2 Белка Потешка «Сидит белка на тележке»
3 Волк Сказка «Колобок»
4 Волк Пальчиковая игра «Апельсин»
май 1 Кто где живёт Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)
2 В лесу. Сказка «Маша и медведь»
3 В лесу. Сказка «Три медведя
4 Птицы. Знакомство с птицами. Ворона. Сорока. Воробей. Сова.
III.Организационный раздел
III Организационный раздел
Реализация программы «Говорушки» : предусматривает работу педагога с воспитанниками раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет.
Срок реализации данной программы – 1 год.
В основе проведения занятий возможны различные формы организации деятельности воспитанников групповая, индивидуальная, индивидуально – групповая, а так же формы проведения самих занятий, которые могут проходить в виде игр-занятий в сказочном Фиолетовом лесу, в «Русской избе».
Режим и продолжительность занятий зависит от возрастной категории воспитанников и рекомендациям СанПиНа. Для детей 2-4 лет длительностью 15-20 минут.
Количество занятий и учебных часов в неделю и за год составляет:
1 занятие в неделю (1 учебный час) – в год 36 часов.
Количество обучающихся 5-8 детей в группе.
Особенность набора воспитанников – общедоступность.
Работа с родителями:
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- анкетирование родителей;
- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
- мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Образные игрушки Среднего размера куклы. Игрушки, изображающие животных (домашних, диких) и их детенышей, в том числе с дополнительными атрибутами (теленок с колокольчиком, поросенок в фартуке и пр.). Игрушки, изображающие сказочных персонажей, знакомых детям. Наборы игрушек для режиссерской игры (фигурки животных, куклы-голыши и пр.). Крупная лошадка-качалка с сиденьем для ребенка.
Игрушки и оборудование для театрализованной
деятельности Куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собака, петух и пр., пальчиковые куклы; наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра; карнавальные шапочки (зайцев, птиц, котят, медведей, цыплят и др.)
Дидактические пособия и игрушки. Настольно-печатные игры: разрезные картинки (из 2-4 частей); игры типа «Кому что нужно», «Каких деток потеряла мама?» (курица, корова, лошадь, коза, собака и др.) Наглядные пособия, иллюстрации художников.
Библиотека,
аудиотека Детские иллюстрированные книги (с плотными страницами). Аудиозаписи с произведениями фольклора
Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;
2) «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
3) «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова
7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.
8). «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком» Абраменко В. В
9) Безруких М. М. Тренируем пальчики.
10) Белая А. Е. Пальчиковые игры.