Татьяна Левенских
Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Движение руки тесно связано
с речью и способствует ее развитию.
В. Н. Бехтерев
Система дошкольного образования, как обозначено в законе Р. Ф. «Об образовании» является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования ДОУ. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения является развитие речи детей и коррекция речевых нарушений. При переходе детей из первой младшей группы во вторую младшую группу, я проанализировала раскрытие потенциала детской личности каждого ребенка по образовательной области «Коммуникация».
Публикация «Программа дополнительного образования для детей II младшей группы „Пальчиками развиваем свою речь“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Детей от 3 – 4 лет (вторая младшая группа)-17
-мальчиков 10
-девочек 7
•Физическое развитие детей :
1 группа -14 детей (82%)
2 группа – 2 детей (12%)
3 группа -1 (6%)
• группы здоровья детей :
1 группа – 3 ребенка (18%)
2 группа – 12 детей (7%)
3 группа – 2 ребенка (12%)
В процессе наблюдений, бесед, из анализа продуктов деятельности я выявила, что у 15 детей – 90% недостаточно развиты компоненты устной речи. Дети не стремятся быть услышанными и понятными из-за того, что у них не развито умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, вести диалог. Младшие дошкольники не могут оперировать активным словарем, согласовывать прилагательные с существительными, использовать правильно предлоги.
Уровень развития речи детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. У 100% детей недостаточно развито ручная моторика. Они неправильно держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.
Основной овладения детьми всех компонентов устной речи в раннем возрасте является принцип практич. деятельности – пальчиковые игры. О. Е. Громова, Г. М. Соломатина, О. И. Крупенчук и другие считают, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поэтому, свою работу в данном направлении я выбрала в организации доп. образования для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками развиваем свою речь»
Общеизвестно, что движение рук человека тесным образом связано не только с развитием речи, но и с развитием мелкой моторики рук. Практика педагогов Т. В. Пятница, Т. А. Куликовской, Е. Б. Шмелевой показала, что упражнения для пальцев, пальчиковые игры, развивают и мыслительную деятельность память и внимание ребенка:
• Развитие речи :
- Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и
доступна пониманию малыша;
- стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм,
который помогает детям координировать речь и движение.
• Развитие памяти :
- Играя с пальчиками, он легко запоминает стихотворения уже
после нескольких прочтений;
- ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные
образы с соответствующим текстом.
• Подготовка руки к письму:
- Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка — это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.).
- умственное развитие малыша опережает его графические навыки.
• Развитие внимания :
- Дети подражают всему, что видят, просто потому, что подражание является
их врожденной способностью и ведущим видом деятельности.
• Воображение :
- Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в
образы;
- фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
• Развитие театрализованной игры:
-Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам.
-дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.
• Развитие математических представлений:
3
-Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше.
Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.
Программа дополнительного образования разработана с учетом:
- Приказа Миноборон науки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования».
-Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФСК по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.
-Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительстьва РФ о 22.02.1997г. №212, от 08.08.2003 №470).
-Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
-Устава МБДОУ №3
Программа составлена на основе образовательной программы ДОУ с учетом рекомендаций авторов примерной программы Н. Е. Вераксы, образовательного заказа семьи, индивидуальных потребностей детей.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 года жизни, рекомендованные авторами примерной программы Н. Е. Вераксы, лежат в основе планирования и проектирования образовательного процесса 4-го года жизни детей.
Программа построена на принципе культуросообразности :
Образовательный процесс дополнительного образования :
-соответствует развитию личности каждого ребенка;
-обеспечивает единство целей и задач;
-сочетает интеграцию образовательных областей;
-основной является комплексно тематическое планир. в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.
Подходы:
-деятельностный;
-личностный.
Объектом данной работы является
- развитие речи детей через пальчиковые игры.
Предметом является
- образовательный процесс, обеспечивающий развитие речи детей через пальчиковые игры и упражнения.
Цель:
развитие речи детей через пальчиковые игры и упражнения.
Задачи:
1. Оптимизировать условия для развития речи детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.
2. Обогащать и активизировать словарь детей.
3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги
7. Развивать диалогическую речь.
8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения.
Планируемый результат:
-у 80% детей 3-4 лет развиты все компоненты устной речи;
-у 90% детей 3-4 лет достаточно развита координация движений рук и пальцев.
Методы и группы непосредственно - образовательной деятельности :
- Упражнения для массажа рук;
- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- Упражнения без предметов;
- Упражнения с различными предметами;
- Гимнастика для пальцев;
- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма
- Проговаривание речевого материала
- Комментирование пальчиковых действий.
Система непосредственно - образовательной деятельности по дополнительному образованию
1 раз в неделю (1,3 неделя- среда, 16-00 – 16-15
2,4 неделя- четверг 16-00 – 16-15,
продолжительностью 15 минут.
При успешном освоении программы дополнительного образования :
1. Каждый ребенок может свободно оперировать активным словарем
2. Участвует в беседах, отвечает на разнообразные вопросы
3. Использует в своей речи все части речи, простые нераспространенные предложения.
4. У каждого ребенка развита мелкая моторика рук
Методическое обеспечение
I. Учебно-методический комплекс
Учебные и методические пособия
• Научная, специальная, методическая литература
(см. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагогов
Дидактические материалы:
Методические разработки:
• Интернет сайт
Итоговые мероприятия:
1. «Вышли пальчики гулять – речь ребенка развивать».
- показ слайдов родителям по дополнительному образованию (декабрь 2013г).
2. Студия «Развивайка»
- совместная деятельность с родителями по использованию пальчиковых игр для развития речи с участием учителя – логопеда (май 2014 года).
Контрольно-диагностические материалы освоения программы
I. Умение пользоваться всеми компонентами устной речи:
- умение свободно общаться со взрослыми и детьми;
-умение согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-умение вести диалог, монолог;
-умение использовать в своей речи простые и распространенные
предложения;
2 балла - делает самостоятельно;
1 балл - делает с помощью педагога;
0 баллов – не может выполнять.
II. Умение следовать стихотворным инструкциям:
-умение выполнять упражнение и игры следя за показом педагога;
-умение выполнять игры и игровые упражнения самостоятельно.
2 балла - делает самостоятельно;
1 балл - делает с помощью педагога;
0 баллов – не может выполнять.
III. Развитие мелкой моторики рук :
-умение держать ложку, карандаш, кисть;
- умение застегивать пуговицы;
-умение шнуровать;
-умение работать с пазлами, мозаикой, мелкими конструкторами,
и предметами;
-умение лепить;
-умение заниматься аппликацией.
2 балла - делает самостоятельно;
1 балл - делает с помощью педагога;
0 баллов – не может выполнять.
Методические рекомендации
• Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через» силу неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
• Выполнение упражнений должно быть регулярным.
• Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
• Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность до 10-15 минут включать игры в другие развивающие занятия.
• Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
• Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
• Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу с детьми.
Взаимодействие с семьей.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их взаимодействие с педагогами по развитию детей. Поэтому, объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей.
Предметом - содержание и формы педагогического просвещения и взаимодействия с семьей.
Цель работы- раскрытие актуальных форм и методов работы с семьями воспитанников по развитию речи детей и мелкой моторики рук через пальчиковые игры.