Надрага Любовь Михайловна
Программа для воспитанников СРЦН «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Рассмотрено
ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»
Протокол № 1
От 28 августа 2020 года УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ СО КК
«Новороссийский СРЦН»
___И. В. Субботина
Приказ №
от 28 августа 2020 года
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Темочки:
«Азбука безопасности»
Направленность: социально - педагогическая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-составитель:
Л. М. Надрага, воспитатель
Новороссийск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Учебный (тематический) план …7
3. Содержание учебного (тематического) плана 11
4. Формы аттестации и оценочные материалы 12
5. Организационно-педагогические условия реализации Программы 16
6. Список литературы 18
7. Приложения 19
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.
Содержание данной Программы направлено на освоение правил безопасного поведения- представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода; правил безопасного поведения на улице, в природе, при контактах с незнакомыми людьми.
Актуальность Программы
Одной из важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека : анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, воспитанников, безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия. Важно вызвать интерес у воспитанников реабилитационного центра к данной проблеме. Разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.
Ребенок в современном мире, словно маленькая лодочка в океане – опасность его подстерегает на каждом шагу. Никогда не угадаешь, что ждет его впереди. Но есть шанс избежать неприятностей, если быть к ним готовым. Безопасность детей- несложные правила, позволяющие оградить ребенка от массы неприятностей. Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека. Программа «Азбука безопасности» заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес воспитанников к предметам и явлениям исследования и решению исследовательских задач. Увеличивается круг личностно-значимых вопросов и проблем. Работа по данной программе происходит на теоретических занятиях, которые построены в форме беседы с показом слайдов; презентаций; просмотров видеофильмов; диалогов с рассматриванием иллюстраций в энциклопедиях; чтения художественной литературы; практические занятия, которые включают в себя – дидактические игры; творческие работы воспитанников (изготовление аппликаций, рисования).
Педагогическая целесообразность Программы
На протяжении всей истории человечества шло обучение безопасному поведению в естественных природных условиях, в социальной и техногенной среде. В настоящее время обществом ставится задача не только обучения подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности, но и более широкая – формирование у него безопасности жизнедеятельности. В рамках реализации данной программы у воспитанников будут сформированы и развиты жизненно важные умения и навыки:
• ставить цели;
• принимать решения и решать проблемные ситуации;
• критически мыслить;
• творчески мыслить;
• поставить себя на место другого человека;
• справляться со стрессами и эмоциями;
• позитивно общаться с окружающими;
• осознать себя как личность.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, воспитанники могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Отличительные особенности Программы
При разработке данной Программы изучены, проанализированы и использованы следующая методическая литература: Алексеев А. П. Правила дорожного движения, Максимчук Л. В. Что должны знать дети о пожарной безопасности Белая К. Ю., Зиина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Твоя безопасность : Как вести себя дома и на улице. В основу данной Программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана и система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с правилами безопасности.
Цель и задачи Программы
Цель: развитие у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности.
Задачи:
Обучающие:
- Дать воспитанникам знания об общепринятых человеком нормах поведения.
- Познакомить с элементарными правилами безопасного общения с предметами дома и на улице.
- Научить воспитанников адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
Развивающие:
- Развивать у воспитанников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
- Развивать познавательную активность воспитанников, обогащая представление о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать умение передавать свое отношение к безопасности через рисунки и аппликации.
Воспитательные :
- Помочь овладеть навыками поведения дома, на улице, в лесу, в транспорте.
- Воспитывать интерес к правилам дорожного движения и правилам поведения в быту, на природе, а так же к правилам пожарной безопасности.
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 3 до 18 лет, независимо от уровня подготовки.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 3 месяца, 15 часов.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся в 1-2 раза в неделю, в дневную смену воспитателя.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы
В результате освоения Программы, обучающиеся будут знать и уметь:
Ожидаемые результаты: воспитанники будут –
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах;
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-сформируются первоначальные навыки безопасного поведения воспитанников.
Ожидаемые результаты: воспитанники будут -
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
-объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
-осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
-сформируются первоначальные навыки безопасного поведения воспитанников;
Ожидаемые результаты: воспитанники будут –
-правильно оценивать чрезвычайную ситуацию;
- соблюдать правила пожарной и антитеррористической безопасности;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- самостоятельность в принятии правильных решений;
- проявление умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях;
-проявление способности ориентироваться на нормы и правила в жизни общества;
- сформируются первоначальные навыки безопасного поведения воспитанников.
Ожидаемые результаты: воспитанники будут -
-дисциплинировано вести себя на дороге;
-соотносить моральные нормы с повседневным поведением
-правильно анализировать и оценивать поступки людей;
-предупреждать создание травмоопасной ситуации;
-соблюдать правопорядок в общественных местах;
-противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употреблении наркотиков;
-сформируются первоначальные навыки безопасного поведения воспитанников.
Учебный (тематический) план (3-6 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теоретич.
занятия Практич. занятия
1
Предметы, требующие осторожного обращения 5 3 2 Первичная диагностика/ Педагогическое наблюдение
2 Опасности природы 3 1 1 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
3 Огонь-друг или враг? 3 2 1 Педагогическое наблюдение
4 Безопасность на дороге 3 3 - Педагогическое наблюдение
5 Личная безопасность 2 1 1 Педагогическое наблюдение
6 Итоговая аттестация 1 - - Педагогическое наблюдение
ИТОГО: 16 ч 10 ч 5 ч
Учебный план (7-10 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теоретич.
занятия Практич. Занятия
1 Предметы, требующие осторожного обращения 3 3 1 Первичная диагностика/ Педагогическое наблюдение
2 Опасности природы 3 2 1 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
3 Огонь- друг или враг? 4 2 2 Промежуточная аттестация
4 Безопасность на дороге 3 3 1 Педагогическое наблюдение
5 Личная безопасность 2 1 - Педагогическое наблюдение
6 Итоговая аттестация 1 - - Педагогическое наблюдение
ИТОГО: 16 ч 10 ч 5 ч
Учебный план (11-14лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теоретич.
занятия Практич. Занятия
1 Предметы, требующие осторожного обращения 3 3 1 Первичная диагностика/ Педагогическое наблюдение
2 Опасности природы 3 3 - Педагогическое наблюдение/ Промежуточная аттестация
3 Огонь- друг или враг? 3 2 - Педагогическое наблюдение
4 Безопасность на дороге 3 2 - Педагогическое наблюдение
5 Личная безопасность 3 3 - Педагогическое наблюдение
6 Итоговая аттестация 1 - - Педагогическое наблюдение
ИТОГО: 16 ч 14 ч 1 ч
Учебный план (15-18лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теоретич.
занятия Практич. Занятия
1 Предметы, требующие осторожного обращения 4 4 - Первичная диагностика/ Педагогическое наблюдение
2 Опасности природы 3 3 - Педагогическое наблюдение
3 Огонь- друг или враг? 3 3 - Промежуточная аттестация
4 Безопасность на дороге 3 3 - Педагогическое наблюдение
5 Личная безопасность 2 1 - Педагогическое наблюдение/ Промежуточная аттестация
6 Итоговая аттестация 1 1 - Педагогическое наблюдение
ИТОГО: 16 ч 16 ч -
Содержание программы
1. Тема: Предметы, требующие осторожного обращения.
Теория. Дать представление о многообразии предметов, требующих осторожного обращения, о колющих и режущих предметах, опасных для жизни и здоровья детей.
Практика. Игры «Что лишнее?», «Какое слово отличается от других»; Рисование и раскрашивание трафаретов.
2. Опасности природы.
Теория. Совершенствовать представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Сформировать представления о существовании ядовитых грибов и растений, о том, что ими легко отравиться. Учить соблюдать осторожность.
Практика. Лепка: «Съедобные и ядовитые грибы»
3. Огонь- друг или враг?
Теория. Расширять знания детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Вызвать желание быть всегда осторожным с огнем. Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.
Практика. Аппликация: «Пожарная машина»
4. Безопасность на дороге.
Теория. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Довести до сознания воспитанников, где можно играть, кататься на велосипедах.
Практика. Аппликация «пешеходный переход», «светофор».
5. Личная безопасность.
Теория. Предостерегать воспитанников от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, умению принимать решения в опасных ситуациях.
Практика. Инсценировка сказки: «Волк и семеро козлят»
6. Вредные привычки.
Теория. Ситуативные разговоры о вредных привычках. Выработать у воспитанников негативное отношение к курению, алкоголизму, токсикомании. Дать понятие о последствиях употребления психоактивных веществ.
Практика. Итоговое тестирование «Вредные привычки».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования безопасного поведения воспитанников, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Результаты фиксируются в динамических таблицах, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и творческих результатов и оцениваются по 10-бальной системе.
• Вводный контроль (первичная диагностика) проводится на первом занятии для определения уровня подготовки воспитанников. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
• Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
• Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в форме занятия и педагогического наблюдения.
• Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного Программой.
Формы подведения итогов реализации Программы
Формы выявления полученных знаний: итоговая беседа, проблемные ситуации, изобразительная деятельность. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к собственной безопасности. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось, и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Формы итоговой аттестации –педагогическое наблюдение.
Механизм оценки уровня освоений Программы
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-реабилитационного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах.
Первичная диагностика
Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к занятиям и безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
• определение общего уровня развития ребенка;
• выявление уровня информированности в области безопасного поведения.
• определение мотивации к занятиям.
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей к программным требованиям.
Задачи:
• определение уровня усвоения детьми теоретических знаний;
• определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Итоговая аттестация
Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами;
- выявление уровня усвоения теоретических знаний;
- определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
- анализ полноты реализации программы.
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Критерии оценки
Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:
высокий уровень (9-10 баллов);
средний уровень (5-8 баллов);
минимальный уровень (1-4 балла).
Параметр развития Высокий уровень (9-10 баллов) Средний уровень (5-8 баллов) Низкий уровень (1-4 балла)
Овладение правилами безопасного поведения Полностью владеет правилами безопасного поведения; самостоятельно оценивает собственную безопасность Испытывает затруднения в применении правил безопасности; требуется небольшая помощь при оценке безопасного поведения; незначительно нарушает правила безопасности Пользуется помощью педагога в применении правил безопасности; не умеет самостоятельно оценивать; не владеет правилами безопасного поведения
Овладение знаниями правил поведения в быту Поэтапное освоение доступных знаний и умений безопасного поведения Допускает незначительные ошибки в правилах безопасного поведения в быту; ограниченно использует знания и умения безопасного поведения Нуждается в помощи педагога освоения доступных знаний и умений безопасного поведения в быту
Овладение знаниями правил поведения в природе (на улице) Безопасно осуществляет отдельные действия; Четко различает одобряемые и не одобряемые взрослыми действия Знает большинство предусмотренных правил безопасности; может их воспроизвести самостоятельно или при помощи взрослого Не умеет отличать опасные ситуации; соблюдает правила только при наличии внешнего контроля
Усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях Правильно выбирает действия по ситуации, владеет элементарными способами самопомощи Знает, как действовать в различных ситуациях, но не всегда может применять на практике Не умеет самостоятельно применять, освоенные ранее знания; Не может описать суть проблемы; В большинстве случаев не различает реальные и воображаемые ситуации
Способы фиксирования результатов
• отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение № 1);
• работы воспитанников;
• решение проблемных ситуаций;
• итоговые беседы
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности воспитанника.
1. Информационно-коммуникативные технологии.
2. Актовый зал или групповое помещение.
3. Наличие материалов для изобразительной деятельности, наличие литературы и методических пособий. Познавательная детская литература, энциклопедии, иллюстрации, вырезки из журналов, серия сюжетных картинок.
Формы организации занятий по программе выбраны с учетом особенности их проведения в разновозрастной группе воспитанников, а также с учетом временного, не долгосрочного пребывания воспитанников в отделении. Работа по данной программе происходит на теоретических и практических занятиях. Основные формы проведения занятий – беседы с показом слайдов, презентаций; просмотров видеофильмов; экскурсии в краеведческий музей; диалогов с рассматриванием иллюстраций в энциклопедиях, чтения художественной литературы; викторины и практические занятия, которые включают в себя – дидактические игры, творческие работы воспитанников (изготовление аппликаций, декоративных композиций, поделок из природного материала и заключительного развлекательного мероприятия).
Взаимодействие с особенными детьми предполагает тщательный подход педагога к выбору методов и приёмов работы. Основа основ этой деятельности — игровой метод. Через содержание и форму игры дети осваивают установленные программой знаний, умения и навыки. При этом в учебно-воспитательном процессе педагог активно применяет все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные, но не в «чистом» виде, а комбинируя их и наделяя коррекционной составляющей. Иными словами, каждый блок игр имеет определённую корригирующую направленность. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда. Совместная деятельность: участие на занятиях родителей (законных представителей, специалистов учреждения, воспитателя.
Материально- техническое обеспечение
Для проведения занятий по программе "Азбука безопасности" необходимо следующее оборудование:
• телевизор, ноутбук
• презентации для занятий
• художественный материал
Материально-технические условия реализации программы
1. Помещение для проведения занятий;
2. Магнитофон;
3. Изобразительный материал
Учебно-методическое обеспечение
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.
В процессе обучения используются:
• Иллюстративный (демонстрационный и раздаточный)материал;
• Методическая литература;
• Дидактические игры;
Список использованной литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФот09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Список литературы, используемой при написании Программы
1. Белая К. Ю., Зиина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Твоя безопасность : Как вести себя дома и на улице. - М. : Просвещение, 2006
2. Голицына Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. - М., 2011
3. Иванова Т. В. Пожарная безопасность. Волгоград, 2010
4. Радзиевская Л. И. Азбука безопасности. - М. : Оникс, 2008
5. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности. – М. ,1995
6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М. : Сфера, 2010.
Электронные образовательные ресурсы
1.https://viki.rdf.ru/item/2893/download/
2.https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/praviladorozhnye 0.pptx
3.https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/sovety svetoforchika.ppt
4.https://www.livelib.ru/book/1000635317
5. https://presentaci.ru/ presentacii-po-obzh/
Приложение № 1
Диагностическая таблица
Первичная диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Овладение правилами безопасного поведения Овладение знаниями правил поведения в быту Овладение знаниями правил поведения в природе (на улице) Усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях
Диагностическая таблица
Промежуточная диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Овладение правилами безопасного поведения Овладение знаниями правил поведения в быту Овладение знаниями правил поведения в природе (на улице) Усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях
Диагностическая таблица
Итоговая диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Овладение правилами безопасного поведения Овладение знаниями правил поведения в быту Овладение знаниями правил поведения в природе (на улице) Усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях