Эльвира Сабирова
Логопедическая программа по развитию речи «Буду говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«БУДУ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
Автор:
Учитель -логопед
Сабирова Эльвира Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
I.1. Актуальность
I.2. Новизна
I.3. Цель
I.4. Задачи
I.5. Методика обучения
I.6. Контингент обучаемых
I.7. Объём часов
I.8. Ожидаемый результат
II. Учебно – тематический план
III. Содержание программы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.
Публикация «Логопедическая программа по развитию речи „Буду говорить правильно“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
За последние годы наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста имеющих нарушения речевого развития, что в большинстве своем обусловлено комплексом причин: родовыми травмами, внутриутробной патологией, инфекциями, неблагоприятной экологической обстановкой, а также неправильным воспитанием речи ребенка в раннем детстве. Проблема формирования полноценной личности ребёнка остаётся актуальной и требует повседневной, кропотливой, многогранной работы.
У детей с нарушениями речи затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, на усложняющиеся требования к коммуникативной функции речи. Исправляя речевые нарушения, логопед положительно влияет на сенсорную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу ребенка, т. е способствует его социальной адаптации. Вот почему логопеды и родители должны быть ориентированы на своевременное выявление отклонений в речевом развитии ребенка, должны знать причины их вызывающие, знать пути их преодоления.
I.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В настоящее время в связи с тем, что в сельской местности нет специализированных детских садов для детей со сложными речевыми нарушениями, во многих дошкольных учреждениях организованы логопункты. Контингент детей поступающих на логопункт дети 6-7 летнего возраста, а дети 4-5 лет зачастую остаются неохваченными.
В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений с симптомами речевого недоразвития представленная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» рассчитана на организацию коррекционной работы с детьми 4-5 летнего возраста с II-III уровнем речевого недоразвития.
Представленная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» является авторско-составительской и создана на базе следующих: Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в средней группе детского сада, Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» под ред. Логиновой В. И., Михайловой З. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
I.2. НОВИЗНА
Новизна и особенность данной программы в том, что она разработана для коррекционной работы с детьми 4-5 летнего возраста в условиях логопункта. Программа предусматривает принципиально новый подход, направленный на комплексное решение различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) и подчеркивает важность формирования у детей навыков самоконтроля и самооценки уже с 4-5летнего возраста.
Данная программа ориентирована на совершенствование существующих и создание новых методов, содержания и форм организации коррекционной работы с детьми 4-5летнего возраста с общим недоразвитием речи.
I.3. ЦЕЛЬ
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 4-5 лет, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей с ОНР II-III уровня.
I.4. ЗАДАЧИ
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря.
Совершенствование грамматического строя речи.
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие интонационной выразительности речи.
Развитие зрительного внимания, памяти и мышления.
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
I.5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Данная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» предназначена для детей 4-5 лет со II-III уровнем речевого недоразвития.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими и возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для детей предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается психоэмоциональный и коммуникативный статус ребёнка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учётом психогигиенических требований, их структуре, способам взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
В основе программы лежат принципы систематичности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Логопедическое воздействие в коррекционной работе осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование того или иного метода определяется целями коррекционного воздействия.
I.6. КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ
Программа рассчитана на детей 4-5летнего возраста со II-III уровнем речевого недоразвития. Третий уровень речевого развития характеризуется с наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика детей включает все части речи. При этом наблюдается неточное употребление лексических значений слов. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Дети неправильно употребляют предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков.
I.7. ОБЪЕМ ЧАСОВ
Объем учебного материала рассчитан на один год обучения.
Всего в год – 60 ч.
- формирование фонетической стороны речи – 28ч;
- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи – 32 ч.
I.8. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В течение года у детей предполагается сформировать:
- устойчивые связи между слуховыми, рече-слуховыми, рече-двигательными анализаторами;
- понимание обращённой речи в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- формирование фонетически правильного звукопроизношения;
- правильной слоговой структуры слов;
- умение пользоваться простыми распространёнными предложениями;
- владению элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования;
- умению грамматически правильно употреблять падежные, родовые окончания, использовать простые и сложные предлоги.
Формируется фонематический слух, развивается моторика артикуляционного аппарата, мелкая и общая моторика, повышается активность основных психических процессов: памяти, мышления, внимания.
II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ ТЕМА Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
ФОНЕТИКА:
1. Гласные звуки
1.2.
Понятие о звуке
1
1
1.3 Гласный звук А 1 1
1.4 Гласный звук У 1 1
1.5. Дифференциация звуков [А]- [У] 1 1
1.6. Анализ и синтез слияний[АУ] [УА] 1 1
1.7 Гласный звук [О] 1 1
1.8. Дифференциация звуков [А] - [У] - [О] 1 1
1.9 Анализ и синтез слияний гласных звуков [ОА], [АО], [ОУ], [УО] 1 1
1.10 Гласный звук [И] 1 1
1.11. Анализ и синтез слияний [ИА], [АИ], [ИУ], [УИ],[ИО], [ОИ] 1 1
1.12. Дифференциация звуков [А], [У], [О], [И] 1 1
1.13. Анализ и синтез слияний [АУИ], [ОИУ], [ИОА] 1 1
2. Согласные звуки
2.1.
Согласный звук Т 1 1
2.2. Анализ и синтез обратных слогов [АТ], [УТ], [ОТ],[ИТ] 1 1
2.3. Согласный звук [П] 1 1
2.4. Дифференциация звуков [Т]- [П] 1 1
2.5. Согласный звук [Н] 1 1
2.6. Дифференциация звуков [Т]- [П]-[H] 1 1
2.7. Согласный звук М 1 1
2.8. Анализ и синтез закрытых слогов [АМ], [УМ], [ОМ], [ИМ] 1 1
2.9. Анализ и синтез прямых слогов [ТА], [ПА], [НА], [МА] 1 1
2.10. Согласный звук [К] 1 1
2.11. Анализ и синтез слогов [АК], [УК],[ОК], [ИК],[КА] 1 1
2.12. Анализ и синтез слогов [ТО], [ПО], [НО], [МО],[КО] 1 1
2.13. Анализ и синтез слогов [ТУ], [ПУ], [НУ], [МУ], [КУ] 2 2
2.14. Анализ и синтез слогов [ТИ], [ПИ], [НИ], [МИ], [КИ] 2 2
ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА:
1. Лексическая тема «Осень» 2 2
2. Лексическая тема «Лес. Деревья» 2 2
3. Лексическая тема «Огород. Овощи» 2 2
4. Лексическая тема «Сад. Фрукты» 2 2
5. Лексическая тема «Игрушки» 2 2
6. Лексическая тема «Одежда» 2 2
7. Лексическая тема «Обувь» 2 2
8. Лексическая тема «Посуда» 2 2
9. Лексическая тема «Зима» 2 2
10. Лексическая тема «Новогодний праздник» 2 2
11. Лексическая тема «Домашние птицы» 2 2
12. Лексическая тема «Домашние животные и детеныши» 2 2
13. Лексическая тема «Дикие животные и детеныши» 2 2
14. Лексическая тема «Весна» 2 2
15. Лексическая тема «Насекомые» 2 2
16. Лексическая тема «Лето» 2 2
ИТОГО: 60 60
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ ФОНЕТИКА
Тема № 1(12 часов)
Гласные звуки
Основные вопросы:
Знакомство с понятием звук (шумовой звук, речевой звук).
Знакомство с понятием гласный звук, звук певец, отсутствие преграды.
Общая артикуляционная гимнастика.
Артикуляция гласных звуков [А] [У] [О] [И].
Выделение звуков [А], [У], [О], [И] из ряда гласных звуков, слогов, слов.
Дифференциация звуков [А], [У],[О],[И] в ряду слогов, слов,слов с опорой на картинки (начальная позиция).
Анализ и синтез слияний [ИА],[АИ],[ИУ],[УИ],[ИО],[ОИ],[АУИ],[ОИУ],[ИОА].
Развитие речевого дыхания – упражнение «Листья», «Приятный запах».
Развитие слухового внимания – упражнение «Внимательные ушки», «Повтори за мной».
Развитие фонематических представлений - упражнение «Подбери картинки на заданный звук».
Работа над чёткостью дикции в потешках.
Требования к знаниям и умениям:
Изучив тему гласные звуки дети получат знания:
1. Какие органы речевого аппарата помогают человеку говорить.
2. Что значит правильно говорить.
3. Что значит правильно дышать.
4. Что такое звук, речевой звук, гласный звук.
дети научатся:
1. Правильно и отчётливо произносить гласные звуки.
2. Слышать звук в потоке речи и определять его позицию в слове.
3. Дифференцировать гласные звуки.
Тема № 2 (16)
Согласные звуки
Основные вопросы:
Знакомство с понятием согласный звук, не поётся, преграда.
Артикуляция звуков [К],[Т],[П],[Н],[М].
Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.
Выделение звуков [К],[Т],[П],[Н],[М] из ряда звуков, слогов, слов.
Дифференциация согласных звуков в ряду звуков, слогов, слов.
Подбор слов на заданный гласный и согласный звук.
Анализ и синтез слогов обратных и прямых слогов [АК,[АП],[АН],[АМ],[КА],[ТА],[ПА],[НА],[МА].
Работа над речевым дыханием «На закате тучки тают».
Развитие выразительности речи и мимики «Узнай по интонации».
Развитие фонематических представлений «Разложи по корзинкам».
Работа над чёткостью дикции» «Мак».
Развитие слухового внимания «Можно и нельзя».
Закрепить представления детей о гласных и согласных звуках – «Путешествие в звуковой город».
Требования к знаниям и умениям:
Изучив тему согласные звуки дети получат знания:
1. Что такое согласный звук.
2. Чем отличаются гласные и согласные звуки.
3. Где находится звук в слове (в конце и начале).
дети научатся:
1. Правильно и отчётливо произносить гласные и наиболее лёгкие согласные звуки.
2. Выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, из конца и начала слов.
2. Сливать в слоги гласные и простые согласные звуки.
3. Дифференцировать согласные звуки в обратных и прямых слогах.
4. Подбирать слово с заданным звуком.
Раздел лексика и грамматика
Тема № 3 (32 часа)
Основные вопросы:
Словарная работа по темам: «Осень», «Огород. Овощи», «Лес. Деревья», «Сад. Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Зима», «Новогодний праздник», «Домашние птицы», «Домашние животные и детёныши», «Дикие животные и детёныши», «Весна», «Насекомые», «Лето. Цветы на лугу».
Введение в словарь существительных, глаголов, наречий.
Употребление существительных в единственном и во множественном числе.
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Подбор определений к существительным.
Употребление существительных в винительном и творительном падеже.
Употребление в речи простых предлогов НА, С, В, ИЗ.
Работа над слоговой структурой слов.
Работа над составлением простых предложений из 2,3 слов (по картинке).
Работа над составлением рассказав-описаний
Работа над составлением рассказов из 3 предложений по картине.
Работа над умением пересказывать небольшой текст (с опорой на картинки).
Работа над диалогической речью «Ёлочка».
Работа над интонационной выразительностью речи «Веснянка».
Работа над координацией речи с движением, темпом и ритмом речи «Дождик».
Работа над слуховым вниманием «Что лишнее?»
Работа над зрительным вниманием «Что прибавилось?».
Требования к знаниям и умениям:
В завершении изучения лексико-грамматических основ,
дети получат знания:
1. Что такое слово.
2. Как оно образуется (с помощью суффиксов).
3. Как из отдельных слов составлять предложения.
4. Чем отличаются друг от друга слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
5. Как составлять рассказы-описания, пересказы, рассказы.
Дети научатся:
1. Правильно и по смыслу употреблять в речи : существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
2. Пользоваться грамматическими категориями.
3. Составлять простые предложения, рассказы-описания, пересказы.
4. Пользоваться контекстной речью.