Светлана Кукушкина
Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы много говорим о здоровье. ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК какой он?
Это ребенок, который спит спокойно, аппетит хороший, легко вступает в контакт с со взрослыми и сверстниками, здоровый познавательный интерес.
Давайте вместе вспоминать, какими бывают вредные привычки. Заодно вспомним и про свои. Ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца (в том числе и перед засыпанием, сосание верхней, нижней губы, откусывание (касание) губ, наматывание, накручивание волос на палец (иногда и с последующим их выдергиванием, подергивание края уха, бровей и ресниц.
Публикация «Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
А также "гастрономическая" тяга к одеялу, простыням, карандашам и ручкам, привычка жевать волосы, края кофточки, и в целом всего, что "вкусно" - того же поля ягоды.
Эти привычки производят неприятное впечатление на окружающих. Естественно, желание родителей -бороться с такими неэстетичными проявлениями любыми методами. Окрики и одергивания действуют не всегда. И порой "творческой" фантазии родителей может позавидовать любой инквизитор. Они намазывают детские пальчики горчицей, срезают ногти "до мяса", мажут болячки так, чтобы сильно щипало. Иногда таким способом удается одержать победу, но только на локальном направлении.
Ребенок, к примеру, перестает сосать палец. Но "бес" тут же находит себе новое поле деятельности, и вволю наевшийся горчицы малыш начинает выдергивать на себе волосы или без конца теребить мочку уха.
Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее - не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх. Плохие привычки словно сигналят родителям: "С ребенком что-то не так, У него серьезные проблемы!" В этом случае любые строгие меры еще в большей степени провоцируют развитие
Однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.
ПРИЧИНЫ:
Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один - привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета. Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т. п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Прежде всего, отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Дефицит детского общения и игрушек, строгость родителей, их постоянные "нельзя".
Просто хочу пояснить сразу, что, работая с устранением вредной привычки, необходимо концентрироваться не на устранении симптома как такового, а на причине его происхождения. А наиболее частая причина - это повышенное нервное напряжение. Наиболее распространенная потому, что есть и еще одна причина - подражание. Известно, что дошкольники быстро перенимают поведенческие привычки от своих сверстников. И в этом случае процесс избавления от них проходит гораздо быстрее и проще.
Причины возникновения внутреннего напряжения могут быть самые разнообразные: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали. Радость от сосания детки получают с самого рождения, когда их прикладывают к маминой груди, дают соску-бутылку или даже пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. Дальше такой механизм успокоения используется в более старшем возрасте, а используется сподручный материал - палец и пр. У взрослых, например, есть для этого сигареты.
Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их. А также можно порекомендовать несколько игр для дошколят для снятия психоэмоционального наряжения:
ИГРА «СОРВИ ЯБЛОКИ» (Фопель К., Ч. 2, 1998)
Цель Данное упражнение успокаивает дух и расслабляет тело.
Содержание: Педагог предлагает участникам встать так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места, далее он говорит: «Сейчас мы будем собирать в саду яблоки, которые растут достаточно высоко. Чтобы сорвать яблоко, потянитесь правой рукой как можно выше, встаньте на цыпочки, сделайте резкий вдох и срывайте. Теперь нагнитесь, положите яблоко в корзинку и медленно выдохните. Можно выпрямиться. Слева от вас висят еще два красивых яблока. Протяните правую руку, встаньте на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Замечательно! Чтобы сорвать второе яблоко, потянитесь за ним левой рукой, сорвите его и положите оба яблока в корзину, выдохните. Теперь вы умеете рвать яблоки и знаете, что это можно делать попеременно то правой, то левой рукой. Попробуйте самостоятельно.
ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ»
Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.
Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь.
Игры, которые можно провести дома с детьми перед сном.
Игра «Слон у папы на спине»
Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, обогащение сенсорного опыта.
Ребенок лежит на животе, закрывает глаза. Мама или папа водит одним или несколькими пальцами по его спинке, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по спинке разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести.
Игра «Печем пирог»
Цель: снятие напряжения, развитие сенсорной системы посредством тактильных ощущений.
Ребенок лежит на животе, мама или папа гладит руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм», «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда пирог готов- он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто «пирог» из печки. Потом можно поменяться с ребенком местами.
Игра «Слушаем сердце»
Цель: развитие сенсорной системы посредством слуховых ощущений
Мама или папа лежит на спине. Ребенок прикладывает ухо к груди и слушает сердце. Можно потом поменяться местами.