Ольга Козлова
Профилактика и коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность организации работы секции
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок, как самая чувствительная часть социума, которая подвержена разнообразным отрицательным воздействиям.
Публикация «Профилактика и коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются страхи у детей.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений.
А. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у дошкольников. В частности, посредством сказкотерапии, можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т. д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
В психологии детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказкотерапии: Буняковой М. Г., Водовозовой В. М., Вачков И. В., Гавриш Н. В., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Кургановой М. Г., Струниной Е. М., Ушаковой О. С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказкотерапии для коррекции социальной дезадаптации у детей дошкольного возраста.
По определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Таким образом, тема секции «Профилактика и коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста» выбрана не случайно.
Цель и задачи секции
Цель работы секции - формировать адекватную самооценку и чувство уверенности в себе, создавать эмоционально благополучное состояние, снижать тревожность и агрессивность, формировать коммуникативные навыки, развивать и корректировать познавательную сферу, реализовать творческие способности детей.
Задачи:
1. Диагностические:
- Исследовать подверженность ребенка страхам.
- Совершенствовать умения у детей распознавать и передавать своё эмоциональное состояние.
2. Обучающие:
- Обучить элементам выразительных движений через эмоциональные проявления.
- Обучить навыкам саморегуляции для управления отрицательными эмоциями.
- Обучить навыкам самоконтроля в общении.
3. Коррекционные :
- Снять напряжение, повысить уверенность в себе, самостоятельность.
- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания путём применения техник арт-терапии, сказкотерапии.
- Развивать коммуникативные умения (вербальные, невербальные).
- Сформировать психологические защиты от невротизирующих факторов.
- Содействовать развитию творческих задатков.
Состав участников секции
Для определения состава участников секции «Профилактика и коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста» необходимо проведение психодиагностической работы с использованием опросника А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам» и на завершающем этапе рисуночного теста «Мои страхи». По результатам психодиагностической работы, возможно формирование группы детей от 10 до 12 человек для проведения коррекционно-развивающих занятий по данной тематике.
Сроки секционной работы
В течение учебного года формируются две группы детей. Работа секции рассчитана на 8 недель (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия – 25 минут. Наполняемость группы – 10-12 детей в возрасте от 4 до 7 лет.
В ноябре и январе запланирована психодиагностическая работа. С декабря по январь проводятся коррекционно-развивающие занятия в первой группе детей. Затем февраль-март во второй группе детей.
Место проведения: Кабинет педагога-психолога, прогулочные веранды ДОУ.
Значимые для разработки и реализации секционной работы характеристики
Исследователи полагают, что при выборе коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, которая обусловливает выбор и построение методов.
Поэтому при работе, с дошкольниками, большое распространение получили методы коррекции, в основе которых лежит игра, различные варианты игротерапии, сказкотерапии и арттерапии (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, В. В. Лебединский, О. С. Олихейко, А. С. Спиваковская). Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Один из самых авторитетных сказкотерапевтов Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию, как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире, и системе взаимоотношений в нем, и процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, и процесс активизации ресурсов, потенциала личности, и процесс экологического образования и воспитания ребенка, и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта. Однако такое определение сказкотерапии носит скорее функциональный характер и оставляет в тени сущность самого метода.
Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. В процессе психологического консультирования мы обращаемся, как к жизненному опыту, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».
Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом. «Почему герой так поступил?»- то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо»— «плохо». Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
Использование сказкотерапии, как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом. Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.
Планируемые результаты
В результате посещения секции «Профилактика и коррекция страхов у детей» мы планируем, что у детей снизится тревожность, повысится уверенность в себе, снизится количество страхов. Дети научатся распознавать и передавать своё эмоциональное состояние. Обучатся навыкам саморегуляции, для управления отрицательными эмоциями, а также навыкам самоконтроля в общении.
Учебно-тематический план.
№ п/п Тема занятия Форма контроля Кол-во часов
1. Занятие 1.
1. Выработка ритуала приветствия и правил группы
2. Работа со сказкой «Мышонок и темнота» (профилактика страха темноты)
3. Арттерапия по мотивам сказки
4. Обсуждение занятия (рефлексия) Наблюдение,
2. Занятие 2.
1. Игра «Пожелание друг другу»
2. Сказка про маленького бобрика (профилактика страха темноты)
3. Арттерапия по мотивам сказки
4. Обсуждение занятия (рефлексия)
3. Занятие 3.
1. Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть…».
2. Сказка о паучке Борьке, которого все боялись (профилактика страха пауков)
3. Арттерапия по мотивам сказки
4. Обсуждение занятия (рефлексия)
4. Занятие 4.
1. Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть…».
2. Сказка про Колобка и Колобика (профилактика агрессии)
3. Арттерапия по мотивам сказки
4. Обсуждение занятия (рефлексия)
5. Занятие 5.
1. Приветствие
2. Этюд «Смелые ребята» (преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе)
3. Игра «В темной норе» (снятие страха перед темнотой)
4. Комплекс «На лесной поляне» (снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация)
5. Игра «Тень» (развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности)
6. Обсуждение занятия (рефлексия)
6. Занятие 6.
1. Игра «Пожелание друг другу»
2. Сказкотерапия. «Как Вика выступала на празднике в детском саду» (профилактика страха публичного выступления)
3. Арттерапия по мотивам сказки
4. Обсуждение занятия (рефлексия)
7. Занятие 7.
1. Ритуал приветствия
2. Этюд «У страха глаза велики» (воспитание уверенности в себе)
3. Ролевая игра «У страха глаза велики» (преодоление негативных переживаний)
4. Игра-инсценировка «Зайчики и волк» (снижение тревожности, повышение уверенность в себе)
5. Релаксация «Разговор с лесом» (развитие воображения, снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация)
6. Обсуждение занятия (рефлексия)
8. Занятие 8.
1. Арттерапия ( Рисунок на тему: «Чего вы больше всего боитесь» (выявление страхов у детей, после проведенной коррекционно-развивающей работы)
5. Обсуждение занятия (рефлексия)
Список литературы
1. Адоньева СБ. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. - Л. : ЛГУ, 1989. - 350 с.
2. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - С. 73-85.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
Пер. с нем. Под общей редакцией д. ф. н. М. С. Мацковского. - СПб - М. : Университетская книга, ACT, 1997 г. - 340 с.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М. : Педагогика., 1989. - 380 с.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 1995 – 352 с.
7. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками //Психологическая наука и образование. - 1997. -№1.- С. 66-75.
8. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Эмоции и эмоциональные расстройства. - Иркутск, 1993.-261 с.
9. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание. – 2004. - №10. – С. 12-17.
10. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М. : Педагогика, 1986. 280 с.
11. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л. : Медицина, 1988. – 248 с.
12. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М. : Класс, 1997.-218 с.
13. Колакоглоу К. Сказочный проективный тест//Журнал практической психологии и психоанализа, №4, 2003. - С. 17-26.
14. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М. : Знание, 1988. – 80 с.
15. Махлышева, С. Д. Краткий курс по детской психологии: учебное пособие / С. Д. Махлышева. – М. : Издательство «Окей-книга», 2009. – 128 с.
16. Неверович Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольников//Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986. - С. 32-51.
17. Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. – М., 1972 – 149 с.
18. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными Детьми// Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов. / Под. ред. И. В. Дубровиной. - М. : Изд-во АПН СССР, 1990. – С. 32-54.
19. Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2.- С. 87-92.
20. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 311 с.
21. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ. ред. В. В. Зеленского. - СПБ. : БСК, 1997. – 326 с.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. : Питер Пресс, 1997. - 608 с.
23. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
24. Эриксон Э. Детство и общество. - М. : Прогресс, 1996.-485 с.
25. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1990.-534 с.
Приложение 1
Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам»
Боишься ли ты:
1. когда остаешься дома один
2. нападения
3. заболеть
4. умереть
5. смерть близких
6. чужих людей
7. потеряться
8. мамы, папы
9. наказания
10. сказочных героев
11. опоздания в школу
12. страшных снов
13. темноты
14. животных
15. насекомых
16. транспорта
17. высоты
18. глубины
19. тесных маленьких помещений
20. воды
21. огня
22. войны
23. наводнения, урагана, грозы
24. больших помещений, улиц
25. врачей
26. уколов
27. боли
28. крови
29. резких громких звуков
0-12- низкий уровень
13-15-средний
16-29 высокий
Приложение 2
Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»
Цель. Выявление страхов у детей.
Детям предлагается рисовать цветными карандашами. Для активизации интереса к рисованию дома за месяц до этого детей просят принести свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях детям предлагают выбрать темы для рисования. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводятся два раза в неделю и затрагивают одну или две темы.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание дает педагог или психолог, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога.
Вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов, заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их.
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.
Ход. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу-ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь». – «А как я ее вижу?» – может спросить ребенок. «Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.
Инструкция. «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой, яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.
Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.
Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.
Приложение 3
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами?
Страхи встречаются как у детей, так и у взрослых. На научном языке страхи называются тревожно-фобическими расстройствами или просто фобиями. Тревожно-фобические расстройства у взрослых, как правило, наблюдаются при неврозе или неврозоподобных состояниях. У детей ситуация иная. Фобическое расстройство у детей, как и многие другие эмоциональные расстройства в детском возрасте, часто представляет собой скорее преувеличение нормальных тенденций в процессе развития, чем феномены, которые сами по себе качественно анормальны. Стойкие, многочисленные, ярко выраженные страхи, причиняющие страдания самому ребенку и его близким, вызывающие расстройства социальной и бытовой жизни, несомненно, должны насторожить родителей и привести их к специалисту – психологу или психоневрологу.
Как проявляются детские страхи?
Страх может развиться у ребенка внезапно, и тогда его, как правило, легко связать с каким-нибудь реальным эпизодом.
Иногда фобия у ребенка развивается постепенно. Сначала ребенок отказывается спать без света и просит, чтобы ему включили ночник, потом просит оставить открытой дверь, потом – чтобы с ним посидели перед сном, а потом и вовсе может заснуть лишь рядом с мамой в ее кровати. Иногда к этим страхам присоединяются другие.
Когда ребенок сильно чего-то боится, у него может проявляться целый комплекс вегетативно-сосудистых и неврологических симптомов. В тех или иных сочетаниях может незначительно повышаться температура, учащаться ритм сердцебиения, холодеть или, наоборот, потеть ладони, ступни, краснеть лицо, дрожать руки. Может возникнуть тошнота или неотложная необходимость сходить в туалет.
У некоторых детей вышеописанные симптомы могут проявляться при одном лишь представлении о попадании в фобическую ситуацию.
Как правило, маленький ребенок стремится всеми правдами и неправдами избежать попадания в неприятную, страшную для него ситуацию. Иногда с этой целью он вдет длинные, полные хитростей и недомолвок беседы с родителями, иногда прибегает к прямой лжи или проявляет совершенно непонятное для окружающих взрослых упрямство.
1. Перестаньте пугать, даже если раньше, до возникновения страхов, это было основным методом воспитания. Здоровье ребенка – дороже. Особенно недопустимо пугать ребенка тем, что его кому-то отдадут, а также смертью или отъездом навсегда кого-то из членов семьи.
2. Серьезно относитесь ко всем чувствам, которые испытывает ребенок.
Недопустимо высмеивание страхов ребенка. То, что вам кажется чепухой, может быть очень и очень важным для вашего ребенка.
3. Не говорите о страхах ребенка с посторонними людьми в его присутствии. Он может почувствовать себя при этом неловко и еще больше замкнется в себе. В дальнейшем вам будет очень трудно добиться его откровенности («Да, я тебе скажу, а вы потом с тетей Валей будете смеяться!»).
4. Не говорите о страхах ребенка между делом. Проблема слишком серьезна, чтобы ее можно было решить, стирая белье или готовя обед. Выберите время, которое вы можете полностью уделить ребенку, и с полным доверием ко всему, что он сообщит вам, расспросите его. Постарайтесь выяснить следующее : чего или кого именно боится ребенок? Есть у него облик (можно ли его нарисовать? Что этот «кто-то» или «что-то» может сделать? Какие у него привычки? Как он дошел до жизни такой? Чего он (или они) на самом
деле хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить исходящую от него (от них) опасность?
Уже само ваше серьезное и конструктивное отношение к проблеме конкретного страха дочки или сына – мощное психотерапевтическое средство. Мама не смеется. Мама не боится. Мама вместе со мной, и она уверена, что со страхом можно справиться. Вывод: скорее всего мама права.
5. По возможности рисуйте вместе с ребенком все его страхи. Старайтесь найти в получившихся рисунках нестрашное или даже смешное (но помните, что смеяться должен ребенок, а не вы).
6. Ограничьте просмотр ужастиков по телевизору и чтение страшных книжек. Если это невозможно, смотрите их вместе с ребенком, оказывая ему в нужный момент психологическую поддержку.
7. Проанализируйте собственный стиль воспитания. Может быть, вы сами слишком тревожны? Может быть, вам следует самостоятельно или совместно со специалистом поработать с собственной тревогой, которая как в зеркале, отражается в страхах и тревоге ребенка? Нет смысла бороться с отражением – подумайте об этом.
8. Если ребенок перенес какой-то психотравмирующий эпизод или тяжелую болезнь, связанную с болью или длительным пребыванием в больнице, именно после этого у него появились страхи, то обеспечьте ему на некоторое время щадящий режим. Побольше ласкайте ребенка, оказывайте ему знаки внимания, говорите с ним, рассказывайте ему о своей жизни, читайте веселые книжки. Покормите ребенка витаминами, попейте настой успокаивающих трав. Говорить о страхах или перенесенной травме нужно только в том случае, если об этом заговорит сам ребенок. Настойчивые возвращения к этой теме нужно мягко пресекать. Если вы чувствуете действительную потребность ребенка говорить о пережитом, предоставьте ему возможность поговорить со специалистом.