Валентина Тютина
Профилактическая работа в ДОУ для предупреждения преступлений против половой неприкосновенности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
Публикация «Профилактическая работа в ДОУ для предупреждения преступлений против половой неприкосновенности детей» размещена в разделах
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п.
Половая неприкосновенность несовершеннолетних это - недопустимость тлетворного влияния взрослых (посредством развратных действий, насильственных действий сексуального характера и т. д.) на формирующуюся личность.
Уровни профилактики в сфере защиты несовершеннолетних
от преступлений сексуального характера и помощи пострадавшим детям в образовательном учреждении
Работа по созданию системы защиты детей от преступлений сексуального характера и помощи пострадавшим детям в образовательном учреждении должна быть организована с учетом трех уровней профилактики в сфере защиты детства:
- первичная профилактика - предупреждение факторов, способствующих возникновению случаев насилия;
- вторичная - предоставление детям и семьям с детьми с высоким риском насилия помогающих и поддерживающих услуг;
- третичная профилактика - деятельность по оказанию помощи и реабилитации детей (и их семей, пострадавших от жестокого обращения и сексуального насилия.
Деятельность специалистов образовательной организации на этапе первичной профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
- информационно-аналитическая деятельность, направленная на обеспечение процессов планирования, выявления и контроля несовершеннолетних и семей, находящихся в группе риска по фактору возможного возникновения сексуального насилия,
- информационно- просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса: информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, мероприятий для детей, родителей и специалистов о половой неприкосновенности, личных границах, личной безопасности, развитие ответственного родительства и т. д. с привлечением различных субъектов профилактики, социальных партнёров и др.
Деятельность специалистов образовательной организации на этапе вторичной профилактики
Внешняя диагностика и признаки сексуального насилия у несовершеннолетних
В качестве маркеров и индикаторов могут выступать определенные особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
Третичная профилактика.
Основные направления психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия
Существуют три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:
1. Работа с пострадавшим ребенком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний. Часто для ребенка жестокое обращение с ним является настолько травмирующим, что он не в состоянии выразить свои чувства словами. Поэтому в диагностике и реабилитации важно применять элементы игры и творчества: рисование, музицирование и т. п.
2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.
3. Работа с ближайшим социальным окружением ребенка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии.
Работа с родителями должна строиться в зависимости от роли, которую каждый из них играл при совершении насилия над ребенком:
невиновный родитель – не участвовал прямо в насилии, не знал о насилии;
неспособный защитить знал или мог предвидеть, что ребенок подвергается жестокому обращению, но оказался неспособным проявить заботу о безопасности ребенка;
виновный родитель жестоко обращался с ребенком.
Задачи работы с невиновным родителем:
предоставить возможность эмоционально отреагировать на произошедшее;
мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей помощи себе и ребенку.