стручинская татьяна
Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ, проводимая в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет и число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнет много людей, в том числе и дети. А ведь самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города. Для достижения наибольшего эффекта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется в трех направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.
Публикация «Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ, проводимая в ДОУ» размещена в разделах
Обучая воспитанников правилам дорожного движения, педагоги ДОУ используют все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, возникшей на дороге, наблюдения, экскурсии по улицам города, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения, настольные и дидактические игры.
Педагоги стремятся к тому, чтобы из каждой беседы, с каждого игрового занятия дошкольники обязательно выносили определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно поможет сохранить жизнь и здоровье. Кроме этого, полученные знания закрепляются детьми в играх, викторинах, развлечениях, соревнованиях.
В нашем ДОУ игровые занятия по изучению правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города проводятся во всех дошкольных группах: начиная со второй младшей и заканчивая подготовительной группой. При планировании и организации работы в данном направлении воспитатели учитывают требования образовательной программы и возрастные особенности детей. В связи с этим в каждой возрастной группе решаются различные задачи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Во второй младшей группе педагоги знакомят детей с понятиями «улица», «дорога», «светофор», с работой светофора, формируют представления об улице, учат различать виды наземного транспорта. Для этого используются следующие формы и методы:
- Беседа о различных видах наземного транспорта (с использованием иллюстраций);
- Целевые прогулки: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за работой светофора»;
- Дидактическая игра «Собери светофор»;
- Рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;
- Сюжетно-ролевая игра «Мы водители»;
- Чтение стихов о правилах дорожного движения из сборника «Про умных зверюшек»;
- Досуг «Светофор».
В средней группе дети вместе с педагогами уточняют свои знания о назначении светофора, расширяют представления об улице, проезжей части, знакомятся с понятиями «переход», «перекресток», получают элементарные знания о правилах безопасного поведения, закрепляют знания о видах городского транспорта. У детей формируются навыки культурного поведения пассажиров. При этом педагоги средней группы используют:
- Рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;
- Чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор»;
- Рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;
- Дидактическую игру «Транспорт»;
- Целевые прогулки «Наш друг светофор», «Пешеходный переход»;
- Рисование «Грузовой автомобиль»;
- Беседу «Будем вежливы»;
- Просмотр тематических мультфильмов;
- Игры в уголке по правилам дорожного движения;
- Досуг «Внимательный пешеход».
В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «тротуар», «дорожные знаки», продолжают закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения. У старших дошкольников воспитывается культура поведения на улице и в транспорте. В этом возрасте дети знакомятся с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход», «Дети», «Пешеходная зона», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен». Для этого воспитатели используют:
- Целевые прогулки «Улицы моего города», «Дорожные знаки»;
- Рассказ о правилах безопасного перехода улиц;
- Просмотр тематических мультфильмов, театрализованных представлений о правилах дорожного движения;
- Чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;
- Сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;
- Игры на настольном перекрестке, макете городских улиц;
- Рассматривание картин «Улицы города», «Городской транспорт»;
- Рисование на тему «Улицы нашего города»;
- Дидактические игры «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;
- Проведение совместного с родителями досуга «Красный, желтый, зеленый».
В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Закрепляются понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеходная дорожка»; знания: о светофоре, о правилах перехода улицы, о пешеходном переходе, о правилах поведения в общественном транспорте. Расширяются представления об улице, дороге, перекрестке, о назначении и видах дорожных знаков. Воспитанников подготовительной группы знакомят с работой регулировщика. С детьми этого возраста проводятся игры, практические занятия в специально созданном на территории детского сада автогородке. Воспитатели подготовительной группы в своей работе используют следующие формы:
- Рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация;
- Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо-плохо», «Пешеход»;
- Целевые прогулки: «Перекресток», «Наш город»;
- Беседы: «Дорога – не место для игр», «Осторожно – улица!»
- Рисование на тему «Помни правила дорожного движения», «Дорожные знаки»;
- Аппликация «Наш друг светофор»;
- Чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;
- Решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;
- Викторина «Дорожная азбука»;
- Спортивный досуг для детей и родителей «В гостях у светофора»;
- Просмотр тематических мультфильмов;
- Составление рассказов по тематике (по картинам, из собственного опыта);
- Рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;
- Беседа с инспектором ГИБДД.
Воспитатель Давыдова Марина Николаевна, работая в подготовительной группе, вела занятия кружка «Школа пешеходных наук». С примерами её разработок можно познакомиться в приложении. Чтобы определить, как усвоен материал, в конце учебного года проводится мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе.
Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому в ДОУ постоянно организуются консультации, выставки специальной литературы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в методическом кабинете. Кроме того, в детском саду проводится тематическая неделя «Дети и дороги», итогом которой становится определение лучшей группы по ряду критериев:
- Оформление уголка по правилам дорожного движения;
- Активное использование уголка по ПДД детьми группы, организация в нем сюжетно-ролевой игры;
- Разработка мероприятия по изучению детьми правил дорожного движения;
- Результаты оперативного контроля «Работа педагога по формированию у детей знаний по ПДД».
Все вышеперечисленное способствует проявлению творческой активности и инициативы у педагогов ДОУ.
Многим родителям, к сожалению, свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но это неправильно! Ведь у детей основные привычки формируются в раннем возрасте. В
том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача - донести информацию по ПДД не только до детей, но и до их родителей. С этой целью в группах ДОУ организуются консультации для родителей «Знайте правила движенья как таблицу умножения», «Как переходить улицу», «Ребенок и дорога», оформляются папки-передвижки «Будьте внимательны на улице», «Выполняем правила дорожного движения», «Внимание – дети!». «Безопасность наших детей». Во время проведения спортивных досугов по правилам дорожного движения родители принимают активное участие в их организации и проведении : помогают в оформлении помещения, изготавливают необходимые атрибуты, становятся участниками соревнований наравне с детьми.
Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем.