Надежда Павловская
Профессионально-личностные качества педагога, факторы и условия формирования профессионально — личностных качеств педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионально-личностные качества педагога.
Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического мастерства педагога – это его профессиональная компетентность. Понятие «компетентность» характеризует соединение теоретической и практической готовности педагога к выполнению определенной деятельности.
Независимо от форм деятельности педагога компетентность состоит из двух основных компонентов:
1. Системы знаний, определяющей теоретическую готовность педагога.
2. Личностных качеств педагога.
Публикация «Профессионально-личностные качества педагога, факторы и условия формирования профессионально — личностных качеств педагога» размещена в разделах
Собирательность свойством личности педагога является профессиональная направленность, которая характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним.
Одна из особенностей труда педагога, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппарат. Поэтому к профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.
Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.
Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.
Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.
Успех в деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Педагогические умения :
Гностические умения - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, сте-пень эмоционального благополучия, коллектив в целом.
Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей с целью заимствования методов, приемов образовательной работы.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы.
Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, поделка оборудования для занятий, труда;
выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.).
Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр. Работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Факторы и условия формирования профессионально - личностных качеств педагога
Возрастающие требования общества к качеству образования и профессиональной компетентности педагогов способствуют усилению
внимания к их профессионально-личностному росту, обеспечению условий для конструктивного преодоления педагогами профессиональных затруднений и решения проблем, возникающих в педагогической практике. Современные педагоги призваны стать носителями идей обновления образования на основе сохранения и приумножения его лучших традиций и учета мирового опыта. Успех проводимой модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации.
Особое внимание уделяется в последнее время способности педагога к личностно-профессиональному развитию, что обусловило изменение приоритетов в повышении компетентности. Это направленность на поддержку педагогической деятельности, на личностный и профессиональный рост, на обеспечение условий для самостоятельного решения жизненных и профессиональных проблем.
Названные факторы приобретают все большее значение в плане актуализации развивающего потенциала профессиональной среды конкретного образовательного учреждения. Не менее важным выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая заставляет развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные. Развитие этих качеств существенно влияет на самооценку педагога, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из показателей личностной активности.
Еще один фактор, который можно назвать существенным, — это длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. стаж. Не
всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция, когда человек оказывается во власти стереотипов, консервируется, перестает развиваться. Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с их социальной ролью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становление их личности, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастую способствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту.