Щучкина Наталья Владимировна
Проектная работа «Здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 222"
«Здоровый образ жизни»
Работа подготовлена
Воспитателем школы №1230
подготовительной группы №7
Щучкиной Н. В.
Г. Москва
2017 г.
Тип проекта :
1. познавательно-игровой
2. краткосрочный
3. открытый
4. групповой
Участники проекта :
1. Дети группы №7
Публикация «Проектная работа „Здоровый образ жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Воспитатель
3. Родители
Этапы проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Цель проекта :
1. Развитие и укрепление физического и психического здоровья детей, сознательного отношения к здоровью, как к основополагающей ценности у всех участников проекта (детей, воспитателя, родителей)
Задачи проекта :
1. повышение интерес детей к данной теме через разнообразные формы, способы физкультурно-оздоровительной работы
2. продолжение знакомства детей с правилами личной гигиены
3. формирование знаний о главных правилах укрепления здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий
4. совершенствование педагогической компетентности родителей по поставленному вопросу
5. объяснение важности занятия спортом через познавательную деятельность
6. организация совместной культурно- досуговой деятельности (дети, воспитатель, родители)
7. предоставление источников мотивации к ведению здорового образа жизни в рамках и вне проекта
8. воспитание высоконравственного поведения
9. внедрение технологий, основанных на охране здоровья, в образовательный процесс
10. организация среды, направленной на охрану здоровья, для положительного развития физического и психического развития детей.
Подготовительный этап
Обоснование актуальности выбранной темы проекта
Наше дошкольное образовательное учреждение расположено в относительно живописном и экологически чистом месте Москвы, среди даров природы, поэтому одним из основных направлений работы в нем является создание и развитие среды, которая способствует укреплению здоровья детей, их родителей и работников организации.
Ныне очень часто звучат вопросы педагогов, медиков и родителей, связанные с проблемами здоровья детей – поколения будущего нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что все более ухудшается состояние здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области охраны здоровья детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам о здоровье у каждого ребенка укрепляется желание быть физически крепким, вырасти красивым, активным, уметь вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач процесса воспитания и образования на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в работе улучшения здоровья.
Разработка проекта
Образовательная среда по осуществлению развития здоровья детей состоит из следующего:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении
4. Совершенствование системы физического воспитания
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса
6. Использование образовательных технологий сохранения и развития физического и психического здоровья детей
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья
8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий
9. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей
10. Обучение педагогических кадров основам охраны здоровья детей
11. Проведение мониторинга здоровья
Предполагаемые результаты проведения проекта :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы
2. Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы
3. Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ
4. Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей
План работы над проектом :
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам укрепления здоровья
2. Работа с детьми :
А) Упражнения, игры, чтение стихотворений и загадок
Б) Проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье» и т. д.
3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по массажным коврикам с использованием специального оборудования.
4. Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей.
5. Работа с родителями :
А) Выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма
Б) Консультации по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны массажные коврики»
В) Оформление презентации «Здоровый образ жизни», изготовление нестандартного оборудования
Основной этап
Реализация проекта :
Поставленные задачи реализуются через применение образовательных технологий укрепления здоровья, таких как:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру процесса воспитания и образования, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других негативных форм состояния
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Тематические беседы с детьми:
1. «Как можно заботиться о своем здоровье».
2. «Чистота и здоровье».
3. «Полезно – не полезно».
4. «Как надо закаляться».
5. «Личная гигиена».
6. «О здоровой пище»
Ознакомление с литературой:
1. К. Чуковский «Доктор Айболит»
2. Стихотворения о здоровье (С. Волков, А. Гришин, О. Матыцина, Ф. Полак и др.)
3. А. Барто «Девочка чумазая»
4. К. Чуковский «Мойдодыр»
5. З. Александрова «Купание»
6. Г. Зайцев «Дружи с водой»
7. Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Интегрированная образовательная деятельность
Тема и цель:
1.«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: дать знания о значимости зарядки для здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные эмоции
2.«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах
3.«Кукла купается!»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни
4.«Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья
Игровая деятельность
Название игры, цель:
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2.«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3.«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4. Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5.«Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6. Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7.«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8.«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9.«Развитие движения у детей старшего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10.«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
1. Рисование карандашами, фломастерами, мелками
2. Творческая работа в нетрадиционных техниках
3. Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе
4. Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по массажным коврикам
5. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе
Наблюдения и экскурсии:
1. Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
2. Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию
Цель: знакомство со спортивным инвентарем и тренажерами.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
1. Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
2. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
3. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
4. Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
6. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
7. Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
8. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
9. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
Формы организации проектной работы :
1. физкультурные занятия
2. самостоятельная деятельность детей
3. подвижные игры
4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
5. двигательно-оздоровительные физкультминутки
6. физические упражнения после дневного сна
7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
8. физкультурные прогулки (в лес)
9. физкультурные досуги
10. спортивные праздники
11. оздоровительные процедуры и т. д.
Заключительный этап
Проведение итогового собрания с родителями :
1. Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Здоровый образ жизни» моему ребенку?» осуществлялось в форме круглого стола.
2. Родителям воспитанников было рассказано о методах реализации проекта, о каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение прошедшего года, каких результатов добились).
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
1. У детей подготовительной группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по массажным коврикам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно использую тренажеры изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Резко снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта :
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта :
1. У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
3. Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного
оборудования.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику технологии укрепления физического и психического здоровья, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.