ирина федорова
Детская проектная работа «Законы волшебной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа, которая называется «Законы волшебной сказки»
Цель: изучить особенности, законы волшебных сказок
Задачи:
1. Подобрать сказки для проектной работы
2. Проанализировать 5 волшебных сказок
3. Изучить законы волшебной сказки
4. Обработать данные и сделать выводы
Публикация «Детская проектная работа „Законы волшебной сказки“» размещена в разделах
Гипотеза: Существует определенная схема, по которой строится волшебная сказка.
Вот план, по которому я работал :
1. Поиск, подбор в библиотеке волшебных сказок, периодических изданиях и в сети интернет.
2. Выбор 5 волшебных сказок из множества других
3. Оформление таблицы и внесение данных
Теоретическая часть:
У всех у нас есть дома книги. Самые первые наши книги это сказки. Мы их знаем наизусть чуть ли не с рождения. Ещё не умея читать, мы уже рассматривали картинки и всем рассказывали :
Посадил дед репку… или жили - были дед да баба …
Вначале мне захотелось узнать значение слова сказка. В библиотеке нашей школы много толковых словарей. Работая со словарями, я узнал, что:
- «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях» («Большой толковый словарь русского языка», Д. Н. Ушаков).
- «Сказка – повествовательное обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов).
Значит, сказка – это выдуманная история, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, обязательно со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло.
Русские народные сказки делятся на три группы:
• сказки о животных
Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, растения и явления природы.
• бытовые
Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди. Они побеждают благодаря смекалке, смелости и хитрости.
• волшебные
Волшебные сказки - это сказки, где происходят различные чудеса, живут фантастические существа, происходят различные превращения.
5 волшебных сказок стали предметом моего исследования.
Это сказки :
- Иван царевич и Серый волк;
- Сивка-Бурка;
- Сказка о молодильных яблоках и живой воде;
- Царевна-Лягушка;
- Кощей Бессмертный
Волшебные сказки – удивительное явление народного искусства. Волшебная сказка внешне проста и незамысловата, но есть в ней глубинное содержание. Она создает особый волшебный мир, который живет по своим законам. Сказочный мир волшебной сказки населен персонажами, которых нет в реальности.
Особенности, законы волшебной сказки :
1. Особая композиция
2. Сказочные сюжеты
3. Троекратное повторение
4. Положительные и отрицательные герои
5. Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы
6. Чудесные превращения
7. Добро побеждает зло
Сказочные зачины, то есть начало сказок напоминает, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события происходят только чудесным образом.
Например,
Жил-был царь Берендей и три сына
Жил-был старик, и у него было три сына
Жил-был царь, и было у него три сына
В старые годы у одного царя было три сына
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына
В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, кого-либо, например, 3 брата, герою надо выполнить три задачи или герой три раза встречает на своем пути помощника и т. д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т. д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.
В волшебных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Иван царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая и другие. Отрицательные –2 брата, Кощей Бессмертный, 2 девицы и т. д. Образ положительного героя является центральным, весь интерес повествования сосредоточен на его судьбе. Он воплощает народный идеал красоты, нравственной судьбы, доброты, народные представления о справедливости. Они проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Общие отрицательные черты сказочных отрицательных персонажей этих волшебных сказок – это зависть к красоте и богатству, жадность к чужому благосостоянию, в целом их можно назвать несчастными, потому что не умеют радоваться тому, что имеют. Злые всегда дают выход своей злости, а когда строят козни добрым героям, то в полную силу проявляют своё коварство.
В исследуемых мною сказках положительные герои в основном преодолевают три разных препятствия. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы. Это и Жар птица, и конь златогривый, и Синеглазка, и лягушка, и многие другие. По-моему мнению, это связано с тем, что она создает особый волшебный мир, который живет по своим законам. Ведь сказочный мир волшебной сказки населен персонажами, которых нет в реальности.
Какую роль играют в сказке концовки? Они делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни.
Например:
- Жить поживать да добра наживать
- Веселым пирком да за свадебку
- Честным пирком да за свадебку, тут и сказки конец и т. д.
Концовка волшебных сказок нужна еще для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть нас слушателей к действительности. Например: Иван царевич с Василисой Премудрой воротились домой, и жили долго и счастливо до глубокой старости.
Работая над проектом «Законы волшебной сказки», я достиг цели моего исследования и решил поставленные задачи. Моя гипотеза подтвердилась, что существует определенная схема, по которой строится волшебная сказка. Это:
- особая композиция
- сказочные сюжеты
- троекратное повторение
- положительные и отрицательные герои
- сверхъестественные силы, помощники, магические предметы
- чудесные превращения
- добро побеждает зло
Сказка – это не только способ нас развлечь. В сказки наши предки вложили весь свой опыт, знания и мудрость. Все то, что им хотелось сохранить и передать своим детям. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Добрые, весёлые и поучительные они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
Итак, сказка учит :
- отличать добро от зла;
- формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;
- не бояться трудностей и преодолевать их;
- уважать и любить родителей, ценить их за данное нам воспитание.
- любить и защищать свою Родину;
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим потомкам свой жизненный опыт, предостеречь их от бед и ошибок. И, самое главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то ты обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются присказкой : «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». А продуктом моей деятельности стала вот эта таблица, которая помогает понимать все законы волшебных сказок. Спасибо за внимание!