эльмира гереева
Проектная работа «Сказки по экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 3
Паспорт проекта 6
Ожидаемые результаты 7
Этапы реализации проекта 8
План реализации проекта 9
Заключение 13
Рекомендуемая литература 14
Приложение 15
ВВЕДЕНИЕ
Задача раннего формирования экологической воспитанности и культуры поведения к природе, к своему здоровью, у детей дошкольного возраста актуальна и современна. Мы учим своих детей с самого раннего возраста бережно относиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным примером будем демонстрировать правильное поведение и отношение к природе, то будем надеяться, что дети будут экологически грамотными.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Влияние природы на детей велико, а впечатления детские остаются на всю жизнь, поэтому мы на прогулке стараемся обращать их внимание на красоту окружающей среды.
Сформировать у ребенка реалистические представления, знания о ее объектах и явлениях, ввести ребенка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада.
Необходимо всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении, таким образом в непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность.
Взаимосвязь человека с природой это не новая проблема, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также влияния человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Следовательно это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но она сегодня вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Сейчас очень много экологических проблем. И не только в нашем Ботлихском районе, в нашей республике Дагестан, в России, но и во всем мире. Формирование экологического сознания – важнейшая задача нашего дошкольного учреждения в настоящее время. На сегодняшний день вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят и себя и природу, а для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в наших детях. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Актуальность
На современном этапе методика, используемая в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на передачу специальных знаний в области основ экологии. Так же, известно об отсутствии связи между уровнем знаний детей о природе и степенью сформированности сознательного бережного к ней отношения, поэтому необходим творческий поиск новых форм, методов и средств организации процесса экологического воспитания.
Художественная литература, а именно сказка - является одним из связующих средств между знаниями и степенью сформированности сознательного отношения к природе. Специфическая функция сказки — создание эмоционального отношения к отраженным в ней явлениям мира. Переживания, настроения, непосредственно возникающие у детей, представляют собой чувственную основу, на которой строится воспитательное воздействие художественных образов литературы, которые подсознательно вводят ребенка в мир, помогают в формировании нового самосознания. У него формируется новое мировоззрение, новые идеалы. Именно поэтому мы считаем необходимым использовать в экологическом воспитании детей такой жанр художественной литературы как сказка, которая позволила бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, — «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.
Возникает вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот… Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта :«Сказкипо экологии»
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет, родители, воспитатели
Срок реализации проекта : 3 месяца (апрель-май-июнь)
Тип проекта : информационно-творческий
Актуальность темы:
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства. В дошкольном детстве, сказка – лучший друг воспитателя. Рассказывая сказку можно показать все стороны живой природы, рассказать какую пользу приносит человеку окружающий мир.
Цель:
Добиться осознания ребёнком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначального экологического мировоззрения и культуры, и гармоничное развитие личности ребёнка.
Задачи:
1. Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
2. Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки.
3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
4. Углубить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
5. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
6. Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и творческие способности.
7. Способствовать осознанному отношению к природе, а так же отношению к себе как к части природы.
8. Осознание себя как части природы.
Предполагаемые результаты
Осознанное отношение к природе, а так же к себе как к части природы.
Углубленные представления детей о том, что Земля – это наш дом.
Сформируются умения устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Сформируется внимание детей к экологическим проблемам окружающей природы, посредствам сказки.
Углубление и обобщение знаний об окружающем мире.
Проявление гуманного отношения к окружающему миру, животным и растениям.
Расширение кругозора о необходимости бережного отношения к окружающей их природе.
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей, умение делать выводы, анализировать. Научатся проводить эксперименты, опыты
Предполагаемые итоговые продукты проекта :
Выставки рисунков, презентация музыкального мероприятия при участии родителей, детей и педагогов ДОУ, пополнение развивающей среды группы.
Интеграция задач образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие:
активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом;
Познавательное развитие:
сформировать отношение к природе, как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни;
Речевое развитие:
расширить, активизировать и уточнить словарный запас по теме проекта;
сформировать у детей умение логически правильно формулировать предложения, рассказы по предложенному материалу.
Художественно-эстетическое развитие:
достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
Физическое развитие:
повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
улучшение показателей состояния опорно-двигательного аппарата.
этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Определение темы проекта, его цели, задачи и содержание.
- Составление плана работ по реализации проекта;
- Обсуждение тем, проведение консультаций среди специалистов ДОУ;
- Предварительная работа с родителями детей.
- Провести родительское собрание. Познакомить с темой проекта.
-Рассказать о важности и необходимости формирования экологического воспитания уже в дошкольном детстве;
- Обсуждение значимости проекта, средств для его реализации и совместной деятельности участников проекта
- Составить анкеты по теме проекта. Провести анкетирование среди родителей воспитанников;
2 этап – подготовительный
Работа с педагогами :
1. Чтение экологических сказок.
2. Интегрированные занятия.
3. Выставки рисунков и поделок из природного и бросового материала.
4. Экологические беседы.
5. Проведение игр.
6. Чтение художественной литературы.
7. Наблюдения из окна, на прогулке.
8. Сюжетно – ролевые игры.
9. Подготовка сценария к развлечению.
Работа с родителями :
1. Родители вместе с детьми готовят атрибуты и материалы, необходимые для проведения мероприятия.
2. Сбор фотоматериала для презентации.
3. Поиск необходимой детям информации по теме проекта.
4. Составление правил поведения на природе.
5. Сбор природного материала.
6. Экскурсия в лес.
7. Помощь в организации и проведении акции «Берегите природу»
3 этап – заключительный
1. Создание книги: «Правила поведения на природе. Запрещающие знаки».
2. Анализ результатов проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап:
Составить анкеты по теме проекта. Провести анкетирование среди родителей воспитанников;
Провести родительское собрание. Познакомить с темой проекта. Рассказать о важности и необходимости формирования экологического воспитания уже в дошкольном детстве;
Приобщить родителей к сбору природного материала, для пополнения развивающей среды;
Составление плана работ;
Обсуждение тем, проведение консультаций среди специалистов ДОУ;
Анализ анкетирования родителей;
Мониторинг воспитанников: оценивание творческих умений, оценивание экологических знаний;
Анализ мониторингов.
2. Основной – практический этап:
Месяц Неделя Содержание работы
Апрель 2
Провести с детьми беседу: на тему «Человек и
природа». Конкурс чтецов «Воспеваем природу родного края»
Чтение сказки «Почему у земли платье зелёное?».
3 Беседа с детьми на тему: «День Земли».
Подготовка к выставке совместных рисунков детей и родителей «День Земли». Чтение сказки «Маленькие путешественницы».
4 Показ слайдов на тему: «Роль человека в защите окружающей среды от загрязнения». Д/и. «Путешествие по селу».
Подготовка к интегрированному музыкально-экологическому празднику «День Земли».
5 Проведение интегрированного музыкально-экологического праздника «День Земли»
Выставка рисунков.
Май 1 Беседа с детьми на тему: «Человек и вода» (роль воды в жизни человека).
Чтение сказки «Родник»,.разучивание обрядовых песен-вызов дождя, «Тучка, дай мне дождь большой» (авар.)
2 Интегрированное занятие с участием родителей «Путешествие капельки».
Продуктивная деятельность: Аппликация «Природа моего города» (коллективная работа)
3 Показ презентации на тему: «Роль человека в защите водоёмов от загрязнения».
Чтение сказки «Маленькая капелька воды». «Гугуна и царица ветров»(лак.)
4 Познавательно-исследовательская деятельность «Вода и её свойства» Выставка работ детей.
Июнь 1 Беседа с детьми на тему «Правила поведения человека на отдыхе в лоне природы».
Чтение сказки «Катя и божья коровка». Чтение произведений Н. Юсупова о природе.
2 Составление книги-энциклопедии детей совместно с родителями «Правила поведения на природе. Запрещающие знаки».
3 Подготовка к выставке, выставка совместных работ детей и родителей «Мы и природа».
3. Заключительный этап:
Подведение итогов работы, фотовыставка, выставка детских работ. Рефлексивная деятельность участников. Создание книги энциклопедии – «Правила поведения на природе. Запрещающие знаки».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги прогнозируемых знаний, умений и навыков воспитанников после реализации проекта :(ожидаемые)
Воспитанники станут осознанно относится к природе, а так же к себе как к части природы.
У воспитанников углубятся представления детей о том, что Земля – это наш дом.
У воспитанников сформируются умения устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Сформируется внимание детей к экологическим проблемам окружающей природы, посредствам сказки.
У воспитанниковуглубятся и обобщатся знания об окружающем мире.
Воспитанникибудут проявлять гуманное отношение кокружающему миру, животным и растениям.
У воспитанников расширится кругозор о необходимости бережного отношения к окружающей их природе.
У воспитанниковрасширится и активизируется словарный запас.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей, умению делать выводы, анализировать.
Научатся проводить эксперименты, опыты.
Работа над проектом получилась по содержанию познавательной, увлекательной, интересной. Предположительно родители будут активно увлечены ею, с удовольствием отзовутся на все просьбы, помогут в подборе информации, принимать участие в проводимых мероприятиях.
Дети с удовольствием будут использовать в свободной деятельности коллекцию природного материала собранного совместно с родителями, фотоальбомы, книги, созданные совместно с родителями и воспитателями.
Использованная литература
1. Веракса Н. Е. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. М. : Мозаика-синтез, 2013.
2. Маммаева П. Х. Идрисова З. И. ,Гаприндашвилли О. Б. «Формирование экологической личности дошкольника» Махачкала 2013год 133с.
3. Родничок. Программа НИИ им. Тахо-Годи
4. Дети горПРограмма
5. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук. В нетрадиционной изобразительной деятельности. СПб. : КАРО, 2007.
6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». М. : 2005.
7. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки : экология для малышей. М. : ТЦ Сфера, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАГАДКИ
Белые горошки
На зелёной ножке
Я весною встретила
На лесной дорожке (ландыш).
На проталине в лесу
Первыми встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (подснежник).
Над лугом парашютики
Качаются на прутике (одуванчик).
На лесной проталинке –
Колокольчик маленький.
Краску взял себе с небес
И украсил ею лес (подснежник).
Лик пахучий,
А хвост колючий (роза).
Стоят в лугах сестрички,
Золотой у них глазок,
Белые реснички (ромашка).
стихи
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной она одна.
Все:
Что будет делать без нас она?
Анкета для родителей № 1
«Экологическое воспитание детей в ДОУ»
Интересует ли Вас тема опроса?
ДаНет
Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
Да ПримерноНет
Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?
Да Нет
Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?
Да Затрудняюсь ответить Нет
Интересуетесь ли Вы материалами по воспитанию у детей экологической культуры, размещенными на стенде?
Да Иногда Нет
Считаете ли Вы, что в ДОУ необходимо знакомить детей с вопросами экологического воспитания?
Да Затрудняюсь ответить Нет
Знакомы ли Вы с проектной деятельности по экологическому воспитанию, проводимой в ДОУ?
ДаНет
Примете ли Вы участие в мероприятиях по проектной деятельности ДОУ? (фотовыставках, конкурсах и т. д. в рамках экологического образования детей)
Да Иногда Нет
Анкета для родителей №2
«Экологические связи в природе, роль человека в природе»
Учите ли Вы ребенка видеть и чувствовать красоту природы, понимать экологические связи, место и роль человека в природе?
Да Иногда Нет
Знакомите ли Вы ребенка с правилами поведения на природе?
Да Иногда Нет
Нравится ли вашему ребенку искать в окружающем мире что-то новое, интересное, загадочное, увлекательное?
Да Иногда Нет
Бывая в лесу, на лугу, в поле, знакомите ли Вы ребенка:
С разнообразием цветочных растений, их связью со средой обитания;
Растениями, насекомыми, животными, занесенными в Красную книгу.
Нет не обращаю внимания
Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к животным, растениям?
Да
Иногда
Нет
Принимаете ли Вы участие вместе с ребенком в оформлении цветника, посадке деревьев около вашего дома?
Да
Иногда
Нет
Как Вы думаете, повлияет ли на жизнь ребенка в настоящем и будущем его отношение к природе, её обитателям?
Да
Затрудняюсь ответить
Нет
Вам нравятся Ваши отношения с ребёнком?
Да
Затрудняюсь ответить
Нет