Лилия Аскарова
Проектная работа «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский;
По времени проведения: краткосрочный, недельный;
По характеру контактов: внутри ДОУ;
Участники проекта: дошкольники среднего возраста, родители.
Актуальность темы: Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Родина - Башкортостан» – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая уральская природа, которая его окружает. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Публикация «Проектная работа „Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Природа Башкортостана. Животные, растения
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Символы России для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта: Познакомить детей с символами РБ и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Познание детьми специфики этнокультурного окружения, развитие познавательного интереса к национальной культуре, коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Проблема: формирование этнокультурной компетентности дошкольников:
• наличие представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения;
• сформированности элементов национального самосознания (национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, моральные ценности);
Гипотеза: в ходе реализации проекта дети приобретут знания о своей республике, символике, достопримечательностями начнут проявлять интерес к истории, природе и искусству своей республики, будут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.
Задачи: - способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан, их духовным, материальным ценностям;
- создать условия для ознакомления детей нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Башкортостан;
- воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
План реализации проекта
Понедельник
• Образовательные области по ФГОС: Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
• Образовательная деятельность: Интегрированное занятие по ознакомлению детей с национальной культурой башкирского народа. (Приложение 1)
• Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД:
- Познавательные беседы: «Мы живем в России»; «Мой родной край Башкортостан»
- Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»;
- Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин.
- Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента»;
- Музыка «Процветай, Родина моя!»
Вторник
• Образовательные области по ФГОС: Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
• Образовательная деятельность: Занятие по ФЦКМ «Цвети мой край Башкортостан». Приглашение библиотекаря нашей деревни Ишгариной Гулиры Анасовны
• Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД:
- Беседы: «Флаг Башкортостана»; «Мой родной край»;
- Рассматривание иллюстраций: «национальные блюда башкир»; «Герб Башкортостана»;
- Рисование «Флаг России»;
- Чтение башкирской сказки «Падчерица» А. Платонов;
- п/и: «Белые медведи».
Среда
• Образовательные области по ФГОС: Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
• Образовательная деятельность: Занятие по аппликации «Башкирский флаг»
• Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД:
- Беседы: «Где мы живём?»; «Национальные блюда».
- Лепка «чак-чак»
- Дидактическая игра «Сложи башкирский узор»;
- Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята»;
- Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ?».
Четверг
• Образовательные области по ФГОС: Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
• Образовательная деятельность: Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»
• Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД:
- Беседа: «Что мы знаем о Башкортостане»;
- д/и: «Найди среди гербов разных областей и республик герб Башкортостана», «Сложи флаг России»;
- п/и: «Хитрая лиса»;
- рисование «Башкирский флаг».
Пятница
• Образовательные области по ФГОС: Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
• Образовательная деятельность: рисование – «Башкирский орнамент»;
• Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД:
- Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»;
- п/и: «Белые медведи»;
- дидактическая игра «Орнамент»;
- Беседа: ««Цвети мой край родной»;
- Беседы: «Башкирская пчела».
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Республика Башкортостан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РБ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.
Заключение
Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Список литературы
1. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента». – 2003.
3. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ. 2008.№4. С. -79.
4. Жирякова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 77.
5. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 85.
6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.
7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.