Лариса Михайловна Михайлова
Проектная работа воспитанника подготовительной группы «Я — гончарных дел мастер»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
«Выскатская ООШ»
Тема: «Я-гончарных дел мастер»
Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»
Время выполнения: кратковременный проект
Руководитель:
Михайлова Л. М.
воспитатели
Работу выполнил : Тарасов Руслан
Публикация «Проектная работа воспитанника подготовительной группы „Я — гончарных дел мастер“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воспитанник подготовительной группы
.
Д. Выскатка
2024 год
Содержание
1. Введение….3-5
1. Основная часть…. 5-10
2. Заключение….….10
Список литературы…. 11
Приложение
1. ВВЕДЕНИЕ.
Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её делали руки и фантазия людей. Глиняная игрушка – это особый вид народного творчества. Её лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Обожженные изделия из глины называют керамикой. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои особенности.
Народная игрушка – это теплая игрушка, потому что хранит тепло рук мастера и частичку его души.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Дни напролет сидели женщины за работой у окошек своих домов. Над слободой все время висела дымка от печей, в которых обжигали игрушки, поэтому она и получила свое название – Дымково.
Игрушку делали маленькой, не больше ладошки, чтобы с ней удобно было играть малышу, держать ее в руках, разглядывать. Самыми древними их дымковских игрушек считаются свистульки. Их лепили в виде коней, баранов, уточек к ежегодному празднику «Свистопляски» или «Свистуньи».
Дымковскую игрушку лепят из местной красной глины. Заготавливают ее осенью. Ее нужно было «выморозить», перемесить. Глину раскатывают на «блины» и уже затем из них лепят фигурки. В отличие от других игрушек, которые лепят из единого куска глины, дымковскую лепят из мелких деталей, и соединяют их так, чтобы готовая фигурка смотрелась цельной.
Игрушку сушили на окне, потом обжигали в русской печи, белили мелом, разведенным на коровьем молоке, и только потом ярко раскрашивали.
Из древности пришли два типа дымковских фигурок: животные и «барыни». «Барыни» самые разные: это и няньки с младенцами, и крестьянки с ведрами, и хозяйки с пирогами. Но их всех называют «барыни».
Дымковская игрушка очень яркая и разноцветная. В росписи игрушек используется желтый, красный, голубой цвет. Рисунок кажется очень простым, но каждый элемент орнамента имеет свое значение. Круглые пятна на грудках петухов обозначали солнце, полоски на юбочках «барынь» обозначали дорогу, а точечки – следы человека. Сам образ «барыни» с хлебом в руках или с ляльками – это символ плодородия и достатка в доме.
Несмотря на то, что каждая мастерица использует одни и те же символы, все игрушки неповторимы! Среди них не найти двух одинаковых.
Актуальность моего проекта :
Актуальность темы связана с возрождением традиционных народных промыслов. Я думаю, что своей работой смогу показать насколько увлекательна и интересна может быть работа с глиной, сколько интересной информации можно узнать, изучая свойства и возможности этого материала.
Надеюсь, что моя работа покажет моим сверстникам возможность использования сделанных своими руками игрушек для игр и подарков.
Цель:
Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками.
Гипотеза:
• глиняная игрушка - часть русской культуры, традиций, который мы должны сохранять;
• создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко;
• процесс лепки из глины может освоить каждый;
• работа с глиной развивает фантазию и мелкую моторику пальцев.
Задачи:
1. Собрать информацию о Дымковской народной глиняной игрушке,истории их возникновения.
2. Выяснить, что такое глина.
3. Изучить свойства глины, научиться работать с данным материалом.
4. Понять,как делать глиняную игрушку-свистульку.
5. Применить полученные знания на практике: с помощью родителей изготовить и расписать в Дымковском стиле дымковского петушка.
6. Используя игрушку-свистульку, созданную своими руками, сыграть русскую народную плясовую.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания.
2. Освоение искусства лепки.
3. Развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса.
4. Наличие сформированных навыков самостоятельной работы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
I этап – подготовительный : определение направлений работы;
II этап – исследовательский: поиск и накопление информации о Дымковской народной игрушке, истории ее возникновения; изучение свойств и возможностей глины.
III этап – творческий: самостоятельное изготовление Дымковской игрушки-петушка, роспись свистульки.
IV этап – защита проекта.
2. Основная часть.
2.1. СВОЙСТВА ГЛИНЫ.
Материал для лепки игрушки-свистульки- голубая глина. Родители купили такую глину в магазине. Голубая глина очень эластична, ее легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с глиной доставляет удовольствие и радость.
2.2. СПОСОБЫ ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ ИЗ ГЛИНЫ
1. Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:
-откручивание
-отщипывание
-разрезание прочной нитью
-разрезание и надрезание стекой
-формование.
2. Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?
-раскатать в ладонях
-сплющить
-вдавить
-вытянуть
-согнуть
3. Учимся соединять детали
-прижать
-примазать
-загладить
4. Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе
-дополнение изделия мелкими деталями (налепами)
-процарапывание различными инструментами
-оформление рельефом (оттиском)
«Птичка». «Петушок».
2.3. ЛЕПКА ИГРУШКИ-СВИСТУЛЬКИ.
Свою птичку-свистульку из глины мы лепили методом прищипывания. Это самый простой и доступный метод лепки из глины, который не требует каких-то специальных инструментов. Нужны только наши руки. Единственный инструмент, который нам понадобился-это круглая палочка, с одной стороны подточенная в виде прямоугольной лопатки, с другой стороны просто заостренная конусом. Такую палочку мы сделали из древка от старой кисточки. Палочка нам будет нужна, для того чтобы сделать отверстия, благодаря которым наша птичка стала настоящей певуньей.
Катаем глиняный шарик, раскатываем лепешку, складываем пополам, и птичья основа свистульки готова. Остается вылепить головку. Сверху оттягиваем глину и сгибаем. Вытягиваем плоский клюв, завернув хохолок и приделав гребень – петуха или курочку. На боках свистульки можно сделать дополнительные отверстия – и тогда на ней можно сыграть нехитрую мелодию. Лепим сам свисток в хвосте птички: прорезаем снизу небольшую прямоугольную канавку, вставляем палочку, со срезанным концом, налепляем небольшую пластинку, заглаживаем, убираем палочку, делаем скос в 45% с двух сторон канавки, можно свистеть.
2.4. СУШКА ИЗДЕЛИЯ.
Мы сушили наших петушков при комнатной температуре 10 дней (последние 2-3 дня на батарее). Укрывали полиэтиленом с незначительным доступом воздуха, чтоб не скапливался конденсат и процесс сушки был равномерным для тонких и более плотных частей работы. После того, как изделия наши стали твердыми, сняли полиэтилен.
Первые попытки не увенчались успехом. Но второй и третий, как нам кажется, получились симпатичными. Уже после того как они высохли, я с сестрой раскрасил их яркими красками в ДЫМКОВСКОМ СТИЛЕ!
Приложение
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, в процессе исследования я пришел к следующим выводам:
• глиняная игрушка - часть истории и культуры нашего народа;
• очень важно сохранить глиняную игрушку, как традицию нашего народа;
• процесс создания глиняной игрушки трудный, но интересный и может увлечь каждого.
Особенно лепка глиняной игрушки увлекает маленьких детей. Она одновременно и дарит радость творчества, и развивает.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Гигантская детская энциклопедия/ пер. с англ. В. А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, Д. С. Щигеля и др. - М. : АСТ:Астрель, 2010
2. И. Я. Богуславская. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975
3. Ранние цивилизации. Дж. Чизхолм, Э. Миллард - М. : Росмэн, 1994
4. Интернет сайт https://glina.teploruk.ru/article/osnovy_lepki_iz_gliny.html
5. Русская народная глиняная игрушка. А. И. Поверин - М. Издательство Академии акварели и изящных искусства. 2017