МАРИНА ПЯТАЕВА
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «История книг»
▼ Скачать +Заказ
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида"
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе
Подготовила : Пятаева М. В.
п. Комсомольский
2022г (апрель)
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе „История книг“» размещена в разделах
- История книги. Откуда пришла книга
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
Тип проекта : познавательно-речевой, творческий.
Вид проекта : краткосрочный
Срок реализации: апрель 2022г (11.04-29.04)
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Цель проекта : Формирование у детей представления о роли книги в жизни человека.
Задачи: 1. Познакомить с историей создания книг и профессиях, которые помогают их создавать.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения, совершенствование и расширение связной диалогической речи старших дошкольников;
- развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями;
- развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение;
- Формировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
3. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Ожидаемые результаты: дети продолжают знакомиться с миром книги, узнают как книга проходит путь от дерева до бумаги, кто создает ее дальше (писатель, художник – иллюстратор, редактор, издатель). Ребята рисуют картинки к любимым сказкам, лепят сказочных героев, делают из бумаги – закладки для книг. Знакомятся с большим домом для книг – библиотекой. Учатся беречь книгу.
Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда.
Оформлены выставки книг по следующим темам : «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», «Творчество К. И. Чуковского», «Творчество С. Я. Маршака», составлен перспективный план мероприятий непрерывной образовательной деятельности.
Детям и родителям было рекомендовано:
- перечитать любимые книжки,
- нарисовать любимых героев,
- собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта.
- участие в акции «Подари книге новую жизнь.»
План реализации проекта :
Этапы проекта Деятельность педагога
1. Подготовительный Определение цели и задач, обогащение развивающей среды.
Анкетирование родителей «Хорошая книга – наш друг»
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала
по теме: «Путь от дерева до бумаги»», «Детские писатели»
«Художники – иллюстраторы детских книг», «Библиотека».
-Подбор загадок, пословиц о книге
-Подбор книг по жанрам : детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.
Совместная деятельность с детьми
2. Основной ООД1.«Из прошлого книги»
2.«Как создают книгу»
Беседы: 1.«Моя любимая книга»,
2.«Как появилась первая книга»,
3.«Путешествие в прошлое книги»,
4. «Вторая жизнь использованной бумаги».
Ситуативный разговор
1.«Нужно ли беречь книги?»,
2.«Правила пользования книгой».
Заучивание пословиц, поговорок, загадок о книге.
Просмотр презентаций
1.«Путешествие в прошлое книги».
2.«Откуда книжка к нам пришла».
Опыты : «Свойства бумаги»
Цель: развитие любознательности, мышления детей, умение делать умозаключения.
«Изготовление бумаги» - вторая жизнь.
Чтение художественной литературы
С. Маршак «Книжки про книжки», Р. Сурьянов «Откуда пришла эта книга», И. Лысцов «Как тетрадка в поле родилась», Б. Заходер «Заболела эта книжка», р. н. с. «Иван-царевич и Серый волк», «Финист - Ясный сокол», С. Маршак «Вчера и сегодня».
Физическое развитие
1. Подвижные игры: «Лиса и заяц», «У медведя во бору».
2. Пальчиковые игры: «Книги», «В гостях у сказки», «Наши сказки».
3. Гимнастика для глаз «Муха»
Художественно – эстетическое развитие
1. Рисование: «Моя любимая сказка».
По стихотворению «Чудо – дерево»
Цель: Учить детей отображать в рисунке впечатление от содержания стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево». Совершенствовать умения располагать изображение по всему листу. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности, развивать эстетический вкус, используя нужные цвета.
«Обложка к книге сказок».
2. Ручной труд:
«Изготовление формуляров для игры в библиотеку» 3. Конструированию «Создание книжки-малышки»
Социализация:
1. Дид. игры: «Из какой сказки герой»,
«В гости к сказке», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».
2.«Настольно – печатные игры
«В гостях у сказки», «Что перепутал художник?», «Собери героя сказки и назови его», «Разрезные картинки»
3. Сюжетно – ролевые игры:
«Библиотека» Цель: Формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного отношения к книге.
«Книжкина больница»,
«Книжный магазин» Цель: Развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие любви к книге
4. Театрализованные игры.
3. Заключительный
Итоговый продукт: Участвуют в создании рукописной книги «Любимые сказки».
Альбом: «Свойства бумаги»
Работа с родителями:
1. Анкетирование» «Хорошая книга – наш друг»
2. Рекомендации «Аспекты развития ребенка в процессе совместного чтения.»
3. Статьи в родительский уголок «Папа, мама и я – читающая семья», «Бережем зрение ребенка».
4. Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить книгу»,
«Роль книги в развитии ребенка»
5. Создание совместной книги «Как создают книгу»
Итоги проекта :
Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия способствовали обогащению знаний детей о значении книги в жизни каждого человека.
Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе.
Список литературы:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
Приложение №1
Конспект беседы по познавательному развитию
"Вторая жизнь использованной бумаги".
Цель: 1. Знакомство детей с новым понятием «макулатура», причинами ее сбора.
2. Связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Задачи:
1. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
2. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности
3. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
4. Упражнять в умении делать выводы и обобщения
5. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями
Предварительная работа: Провели акцию "День без бумаги", рассматривание энциклопедий, беседа о значении леса в жизни людей, экскурсия в библиотеку.
Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением леса, конверт с бумагой внутри, схема "Круговорот бумаги в природе", большая коробка, обрезки цветной бумаги для украшения контейнера, клей, кисточка, клеенка, салфетка, фильм "Производство бумаги из макулатуры".
Ход занятия:
Рассматривание иллюстраций с изображением леса.
- Ребята, какую пользу нам приносит лес? В воздухе, которым мы дышим, есть кислород, этот кислород вырабатывают деревья, чем больше леса, тем чище воздух. Поэтому лес считают легким нашей планеты. Если лес будет уничтожен, то исчезнет жизнь на земле.
- У меня в конверте лежит, то от чего погибает каждое второе дерево на земле. Хотите взглянуть? (открываем)
- Да, чтоб изготовить бумагу, на земле каждый день погибают деревья, а ведь деревья – самые долгоживущие растения на земле. Лес - это дом для многих животных, птиц, насекомых, это огромная дружная семья. И чтобы не рубили понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.
- Давайте рассмотрим весь «путь» бумаги от дерева до мусорного ведра. (рассматривание схемы "Круговорот бумаги в природе", показать связь между количеством срубленных деревьев в лесу и количеством производимой бумаги).
Физминутка.
- Раньше существовала традиция сбора ненужной бумаги, которую называют макулатура - это отслужившие свой срок, негодные изделия из бумаги и картона, предназначенные для переработки.
- Макулатуру перерабатывают и изготавливают очень много полезных вещей: строительные материалы, ящички для рассады, туалетную бумагу, упаковку для яиц, тонкую бумагу.
- Чем экономнее мы используем этот материал, тем больше елей и берез остается в лесу.
- Ребята, как можем мы помочь деревьям. Как сберечь деревья от вырубки? (Дети могут предложить свои варианты экономии и вторичного использования бумаги)
- Давайте подарим бумаге вторую жизнь. Для этого мы изготовим красивый "Контейнер для бумаги", туда будем складывать ненужную бумагу: фантики, обрезки цветной бумаги, старые раскраски и другую бумагу и узнаем много ли бумажных отходов нами выбрасывается (изготовление контейнера). Молодцы, получился очень красивый контейнер и теперь мы будем складывать туда всю ненужную бумагу. А что же с ней будет дальше?
- А чтобы, узнать что происходит с отслужившей свой век бумагой, мы посмотрим фильм "Производство бумаги из макулатуры" (просмотр). Вот так бумага приобретает вторую жизнь, а деревья остаются целыми.
Итог:
Принятие коллективного решения возобновить традицию сбора макулатуры. Подумать, сможем ли мы сами самостоятельно изготовить бумагу.
Приложение №2
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности
«Свойства бумаги».
Цель: обобщить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни.
Задачи: 1Формировать и поддерживать интерес детей к миру природы;
2. Обогащать представления о связях между природными явлениями;
3. Научить определять качество бумаги и свойства;
4. Развивать словесно-логическое мышление, воображение и творчество;
5. Воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.
Материалы и оборудование: использование ИКТ; столы для экспериментирования; емкость с водой; деревянные предметы: матрешка, кубик, ложка; книга, разные листы бумаги, конверт с письмом, посылка.
Раздаточный материал: Ножницы; тарелочки с бумагой разных видов, плотности и назначения; посуда для эксперимента с водой, форма для лабораторной работы.
Ход занятия (дети стоят в кругу)
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня хороший день, и чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева. Молодцы! Садитесь на свои места.
1. Сюрпризный момент: Стук в дверь. «Заходит почтальон Печкин и приносит посылку».
Воспитатель: Ребята вам пришла посылка, только я ее не отдам. У вас нет документов.
Воспитатель: Какие?
Воспитатель: ладно, получите, распишитесь.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, от кого посылка и что в ней? Посылка из сказочной страны коротышек, город Цветочный, от Незнайки.
Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные предметы (матрешка, деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем просьба о помощи от Незнайки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (достает и кладёт на стол и дети перечисляют предметы
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает письмо)
«Здравствуйте ребята! Знайка загадал мне загадку: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться и разгадать эту загадку!»
Воспитатель: Поможем Незнайке?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете отгадку? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?
Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?
Воспитатель: Вот об этом мы сегодня поговорим, и поможет нам Профессор Почемучкин.
3. Рассказ о возникновении бумаги
Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.
- Очень давно, люди писали на бересте. Береста – это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен.
-Тогда люди придумали другой способ письма - листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, напечатанные на пергаменте.
- Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.
- Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
4. Просмотр видеоролика «Как делают бумагу».
Воспитатель: Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Давайте посмотрим видео ролик о производстве бумаги. (Просмотр)
Воспитатель: Ребята, теперь вы узнали, почему дерево и бумагу называют родственниками?
Воспитатель: А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага? (на ней писать, рисовать, печатать книги, для упаковки и др.
Воспитатель: Конечно, все это - делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.
5. Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем.
(на экране появляются вопросы)
Воспитатель: Ребята, Профессор Почемучкин задает нам вопросы, какими свойствами обладает бумага.
Воспитатель: Сколько, здесь вопросов?
Воспитатель: Чтобы на них ответить мы с вами отправимся в лабораторию, проводить опыты с бумагой. Для этого нам нужно одеть специальную форму (одеваем).
Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать воспитателя;
2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3. Аккуратно работать с материалом;
4. Выполнять все задания.
Воспитатель: Еще повторим технику безопасности при работе с ножницами.
Воспитатель: Теперь закройте глаза и скажем все вместе: «Раз, два, три в лабораторию заходи»
Воспитатель: Выберите себе рабочее место. (Дети подходят к столам, обращаю внимание на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги)
6. Экспериментальная деятельность
Опыт 1.
Воспитатель: А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, какая бумага мнется? ( дети мнут разную бумагу: картон, салфетка).
Воспитатель: У всех бумага смялась? А всем было легко смять?
Воспитатель: А почему? Как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно?
Воспитатель: Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.
Вывод: Бумага мнется, чем толще бумага, тем она крепче.
Опыт 2.
Воспитатель: Возьмите листы бумаги, ножницы и разрежьте ее.
Воспитатель: Получится ли это у нас?
Вывод: бумагу можно разрезать
Воспитатель: Подойдите ко мне и закройте глаза. Скажем все вместе: «Раз, два, три из лаборатории выходи». Сядем на свои места и подведем итоги наших опытов.
Теперь будим открывать вопросы Профессора Почемучкина.
1. Выставляем значок: «Бумага мнется».
2. «Бумага гнется».
3. «Бумага рвется».
4. «Бумага режется».
5. «Бумага намокает».
6. «Бумага горит».
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Какое доброе дело мы сделали с вами?
- Кому расскажите об этом дома? Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
Приложение №3
Конспект занятия по конструированию
«Создание книжки-малышки»
Задачи: 1. Учить детей делать альбомы и книжки из нескольких листов, складывая бумагу пополам и разрезая ее по линии сгиба.
2. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой (переплет книжки, украшать сделанную поделку аппликацией по сказкам.
3. Развивать зрительно - двигательную координацию.
4. Воспитывать аккуратность, умение применять в работе ранее освоенные навыки.
Материал: листы прямоугольной формы цветной и белой бумаги (для обложки и листов книг, листы белой бумаги прямоугольной формы для гармошки с нанесенными линиями
Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на книги и альбомы, которые лежат на столах. Спрашивает, чем они похожи, чем отличаются друг от друга (похожи тем, что из бумаги, плотного картона, а отличаются размером, цветом, иллюстрациями, содержанием, оформлением, качеством).
Далее воспитатель обращает внимание детей на то, как они сделаны (склеены, сшиты, скреплены скрепками) и говорит о том, что книги и альбомы, изготовленные таким образом не долговечны, т. е. могут быстро порваться и потребовать ремонта. Затем воспитатель заостряет внимание детей на альбомах и книгах, отличающихся от тех, которые только что рассматривали тем, что они более прочные, т. к. сделаны с помощью переплета страниц.
Далее воспитатель предлагает воспитанникам сделать в подарок для детей младшей группы книжки – малышки, используя способ переплета, на страницы которых будут помещены герои известных сказок. Затем показывает последовательность изготовления книги с помощью переплета. (Вначале нужно сложить три белых листа пополам, совмещая углы и стороны уголок к уголку, прогладить ладошкой к себе сгиб. Чтобы получился четкий сгиб, можно провести по линии сгиба ручками ножниц (это будут страницы книги). Также поступить с цветным листком бумаги (обложка будущей книги). Затем разрезать все листы по линиям сгиба. Далее нужно сделать переплет, т. е. сложить гармошкой лист бумаги по нанесенным на него линиям. После в каждый сгиб вложить по одному листу, начиная с нижней части, т. е. первой приклеивается задняя часть обложки (цветной лист, затем шесть белых листов и передняя часть обложки (цветной лист). Далее небольшой полоской обклеивается переплет книжки, чтобы она была еще прочнее.
После того, как сама книжка будет сделана, то на ее страницы можно будет наклеить готовые картинки с героями известных сказок (в любой последовательности, а на обложку название книжки «Сказки».
По окончании работы воспитатель отмечает качество выполненных работ (аккуратность, правильность, умение применять в работе ранее освоенные навыки) и говорит, что после того, как книги хорошо высохнут, то тогда дети смогут подарить их младшим воспитанникам детского сада.