Светлана Котова
Проектная деятельность в старшей группе «Путешествие в мир посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Путешествие в мир посуды»
для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта : информационно-исследовательский
Разработали и провели: Савенкова Н. П., Котова С. Г.
Сроки проведения проекта : октябрь-декабрь 2014 г.
Актуальность
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „Путешествие в мир посуды“» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У детей появляется стремление больше узнать о предметах, которые их окружают. Пользуясь, каждый день посудой, было выявлено, что дети мало знают о ее многообразии.
Проблема, которую мы собирались решить, из близкого окружения и адекватна возрасту наших детей.
Цель проекта : познавательная деятельность по изучению и расширению представлений о посуде и ее назначении на основе собранного предметного, печатного, игрового материала.
Задачи:
-расширять и уточнять представления детей о видовом разнообразии посуды, уметь классифицировать ее по способу использования, по материалам изготовления;
-закреплять изучение свойств и качество материалов, из которых изготавливают посуду;
-знакомить детей с историей возникновения посуды в России и других странах;
-систематизировать представления о труде гончара, стеклодува, резчика посуды из дерева, художника по росписи;
-формировать навыки праздничной сервировки стола, культуры пользования приборами;
-умение лепить, рисовать и расписывать посуду, используя элементы хохломской, гжельской и городецкой росписи.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты: дети больше узнают о посуде, ее назначении и применении и о том, из чего ее изготавливают, в завершении проекта -создание мини-музея посуды разного вида и назначения, через непосредственную образовательную и самостоятельную деятельность детей.
№ 1: Познание (Окружающий мир) ознакомательное
«Начинаем путешествие в увлекательный мир посуды»
Задачи: познакомить детей с историей посуды, начиная с древних времен, рассказать о ее назначении, познакомить с категориями посуды, из чего ее изготавливают.
Вопрос «Что мы знаем о посуде?» привел детей к общему обсуждению: какая посуда им известна, для чего она нужна и что есть у них дома на кухне. Детям было предложено посмотреть слайды презентации с показом всех видов посуды (керамика, фарфор, стекло, металл, дерево, пластик, картон, начиная с древних времен.
Показ фильма сопровождался настоящими образцами посуды, которые дети смогли увидеть своими глазами.
Дети были приятно удивлены, что посуда так многообразна и делится на категории:
-для приготовления пищи
-для сервировки стола
-для хранения пищи,
а также из чего ее изготавливают:
-глина
-дерево
-стекло
- металл
-пластик
-картон.
Также дети узнали, что слово «посуда» произошло от древнерусского «судъ», обозначающего сосуд, посуда.
В конце занятия были заданы следующие вопросы:
• Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
• Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Хотели бы узнать еще больше?
Вместе с детьми было решено продолжать изучать и расширять представления о посуде и ее назначении. Также было предложено создать мини-музей в процессе исследования посуды разного вида и назначения, через непосредственную образовательную и самостоятельную деятельность детей.
После занятия дети с удовольствием занимались с образцами взрослой посуды, устраивали чаепитие и сервировали стол.
№2 Художественное творчество
Конструирование из бумаги «Салфетница»
Задачи: расширение знаний детей о разнообразии посуды, дать понятие, что салфетница является вспомогательной посудой, необходимой для сервировки стола, развитие творческого воображения, мышления, познавательного интереса.
В ходе занятия детям предлагалось выяснить, является ли известная им салфетница- посудой. Дети бурно обсудили этот вопрос и пришли к выводу, что в ней нельзя готовить пищу и даже там ее хранить. Получили от воспитателя ответ, что салфетница является вспомогательной посудой, необходимой для сервировки стола.
Из бумаги дети сконструировали красивые поделки и поставили их на свои столы.
А за обедом и полдником пользовались салфетницами, сделанными своими руками.
Путем жребия несколько поделок было решено поставить в музей.
№ 3:Познание (Окружающий мир)
«Посуда из глины»
Задачи:
Продолжать расширять представление детей о посуде из глины, о
её назначении, показать характерные особенности глиняной посуды.
Познакомить с гончарным производством, показать разнообразие изделий из глины.
Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду народных мастеров.
Воспитатель предлагает отгадать загадки:
Она бывает глубока,
Она бывает мелка.
Однако это не река. (Тарелка.)
В земле я родился,
В огне закалился.
(Горшок)
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую,
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
(Фарфор)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, о чем говорилось в загадках. (О посуде.)
Далее детям предлагается просмотр слайдов презентации с показом посуды из глины, начиная с древних времен.
Показ презентации сопровождался рассказом о многообразии посуды из глины, а так же из какой глины изготавливают:
-красная
-белая
- глина для фарфора.
Дети познакомились с гончарным производством.
В итоге занятия дети обогатили свои знания о разнообразии керамической посуды : фарфоровая, фаянсовая, терракотовая (из красной глины).
№ 4: Художественное творчество
Рисование «Кувшин»
Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями декоративного искусства, развивать эстетические чувства, учить заполнять всю форму узором, развивать творческое воображение.
Освоив на занятии по лепке из теста изготовление кувшина, детям предложили нарисовать и украсить его декоративным узором.
По трафарету дети самостоятельно обвели кувшин и разрисовали различными узорами. При этом учились заполнять всю форму узором, построенным от центра, путем симметричного наращивания элементов.
В конце занятия закрепили понятие, что кувшин это посуда (сосуд, в который можно наливать жидкость (молоко, компот, кисель и т. д.)
В свободное время дети вырезали свои кувшины по контуру. Им предложили сделать своими руками цветок из нарезанных разноцветных полосок и приклеить с обратной стороны кувшина. Получился оригинальный кувшин с цветочком.
Детям дали поразмышлять над тем, что в кувшин еще можно не только наливать жидкость, но и использовать его как украшение при сервировке стола, если поставить в него живые цветы.
Художественное творчество
№ 5: Лепка из теста «Кувшин»
Задачи:
-закрепить представления детей о кувшине, об особенностях его внешнего вида;
-развивать интерес к новым способам лепки;
-продолжать знакомить детей со свойствами теста (мягкое, податливое, способно принимать любую форму);
-учить детей достигать выразительной передачи формы;
-воспитывать аккуратность в работе с тестом;
-развивать мелкую моторику рук;
-учить детей лепить сосуд путем отгибания теста из шарообразной или цилиндрической формы; обрабатывать внешнюю и внутреннюю поверхность сосуда;
-воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Предварительно прочитали сказку «Лиса и журавль» и обсудили посуду, из которой угощались герои сказки.
Перед занятием рассмотрели иллюстрации различных сосудов округлой и цилиндрической формы. Одновременно выясняли, как делаются те или иные детали и как они прикрепляются к сосудам.
После беседы было показано, как легко сделать из округлой формы сосуд, отгибая тесто. Как в заготовке делать углубление, постепенно расширяя и увеличивая его: углубление делается больше, а стенки сосуда тоньше. Дети были предупреждены, что выгибать тесто нужно осторожно, иначе стенки сосуда станут очень тонкими и сломаются. А ручку для кувшина можно присоединить при помощи воды и кисточки.
В конце занятия дети расставили свои работы на специальной доске, рассматривая и обсуждая свои поделки, пришли к выводу, что, не смотря на сложность работы, у них получились замечательные кувшины.
Кувшины решили подсушить и после расписать под «Гжель».
№6
Художественное творчество (рисование)
«Роспись кувшина под гжель»
Задачи:
-продолжать развивать интерес к искусству народных мастеров, создавать декоративную роспись на посуде кувшинчика;
-закреплять приёмы рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием, приёмом тычка);
- развивать чувство ритма, цвета;
-развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов;
-воспитывать любовь к искусству народных мастеров гжели.
Предварительная работа: Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах, рассматривание гжельских изделий, рассматривание иллюстраций с гжельской росписью. Изготовление кувшинов из соленого теста для росписи.
Оборудование: кувшины изготовленные детьми из соленого теста, клеенки, кисти, баночки с водой, гуашь.
После рассматривания иллюстраций с гжельской росписью, дети приступили к работе.
Методом жребия, выбрали и поставили в музей один из кувшинов.
Остальные работы отнесли на выставку в группе.