Анна Зуева
Проектная деятельность в средней группе «Зимующие птицы»
ПРОЕКТ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Разработали: Зуева А. С.
воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Проектная деятельность в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Актуальность
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 13 опрошенных воспитанников меньше половины группы (5 детей) узнали и назвали правильно (6 птиц : воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, каждый третий смог узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова) а каждый четвертый смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы решили взять проект «Зимующие птицы».
Вид проекта : информационный, познавательный.
Цель проекта : расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта :
Образовательные
• Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
• Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
• Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие
• Развивать познавательные способности детей, учить проявлять
любознательность и самостоятельность.
• Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные
• Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Сроки реализации проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, родители, дети 3-5 лет.
Пластилинография «Зимующие птицы».
Цель: развивать творческие способности воспитанников.
Задачи:
• закрепление знаний об зимующих птицах;
• совершенствование навыков работы с пластилином;
• снятие психоэмоционального напряжения.
Материал: бумажные салфетки, заготовки птицы из картона, пластилин, досочки для лепки, влажная салфетка для рук
Ход работы.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц мы можем встретить зимой на улице? (Снегиря, синицу, воробья, голубя, ворону, сороку) Правильно, молодцы!
Как всех этих птиц можно назвать, одним словом? (Зимующие птицы) Совершенно верно, это зимующие птицы. А, как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Ребята, как вы думаете, какая из этих птиц прилетает к нам только зимой? А сейчас я вам загадаю загадки, попробуйте их отгадать:
Любит семечки и сало,
Любит добрых деток малых.
На кормушку сесть стремится
Черно-желтая (Синица)
***
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель показывает детям изображения птиц.
2. Основная часть.
Сейчас каждый из вас выберет птицу, которая ему больше нравится. Затем вы подберёте нужные цвета. Приступайте к работе!
Физкультминутка «Птички»
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, имитируют движения крыльев.)
Птички песенки поют. (Поют «Чик-чирик».)
Крошки птички собирают, («Клюют» крошки.)
Птички зернышки клюют. («Клюют».)
Пёрышки почистили, (Имитация движений птиц.)
Клювики почистили. (Имитация движений.)
Дальше полетели (Имитация движений.)
И на место сели (Садятся на места.)
Воспитатель: Посмотрите вот какая птичка получилась у меня. Берем пластилин нужного вам цвета, делим его стекой на мелкие кусочки и начинаем размазывать, не выходя за контур, ровным слоем.
3. Заключительная часть.
Итогом занятия становится выставка готовых работ детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все сегодня постарались! Посмотрите, к нам в гости целая стая снегирей и синичек прилетела! Какие же они нарядные, яркие!
Выставка книг «Зимующие птицы».
Труд в природе: «Подкармливание птиц».
Цель:воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
Лото «Знакомство с птицами».
Цель: знакомить детей со множеством птиц. Формирование интеллекта, развитие моторики, памяти, логики и воображения.
Картинки превратят процесс обучения в интересную и увлекательную игру, которой смогут насладиться не только дети, но и взрослые. Игра рекомендована детям старше 3 лет и рассчитана на 2–6 участников.
Лэпбук «Зимующие птицы».
Цель создания лэпбука:закрепление элементарных представлений о птицах Нижегородской области, их образе жизни, характерных признаках (внешний вид, название, повадки, особенности и жилья и интересные факты) связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Беседа «Зимующие птицы».
Цель: расширение знаний и представлений у детей средней группы о зимующих птицах.
Задачи:
• формировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах : о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
• обогащать словарный запас детей; активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы;
• развивать умение видеть красоту природы;
Ход беседы:
Мы сегодня с вами поговорим о зимующих птицах.
А каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
- Верно! Мы с вами познакомимся с некоторыми зимующими птицами.
1 картинка – воробей.
- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)
«Среди важных голубей
Смело скачет воробей.
Он без всякого их спроса
Схватит крошку из под носа,
Лихо крыльями взмахнёт
И довольный упорхнёт!»
- Верно! А вы знаете что-то о воробьях? (Ответы детей)
- Воробей – это городская распространённая птица с небольшим телом, коричнево-серыми перьями и маленьким клювом. Летом питаются воробьи червями, личинками, насекомыми, семенами и плодами растений, рисом и зерном, а зимой – хлебными крошками, семечками из кормушек. Чтобы почистить свои пёрышки, воробьи купаются в лужах или в песке.
2 картинка – голубь.
- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)
«Почту носит голубок,
Небо рассекая.
Он письмо доставит в срок,
Крыльями сверкая.
Прилетят с ним вместе
Родные вести.»
- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)
- Давайте немного с ним познакомимся. (Голубь – это большая городская птица, которая имеет оперение разных цветов (белый, серый, коричневый, чёрный и т. д.). У голубей, которые живут в городе, светло-серые перья с тёмными полосками и тёмно-серая шея с зелёным отливом. Таких городских птиц называют сизыми голубями. Питаются эти птицы семенами, зерном, ягодами, фруктами и семечками. Голуби могут очень высоко и быстро летать на большие расстояния. Они всегда находят дорогу домой.)
3 картинка – синица.
- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)
«Любят шустрые синицы
На просторе порезвиться:
Полетать, повеселиться,
Звонкой песней поделиться.
Ты зерно в кормушку кинь
И услышишь: «Синь-синь-синь!»
- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)
- Синица – это небольшая птичка в яркой одёжке. У неё сильные лапки и короткий клюв. Окрас у синички интересный – животик ярко-жёлтый, с чёрным «галстуком», крылья тёмно-зелёные, а на голове чёрная шапочка. Летом синицы питаются мошками, комарами и другими насекомыми вредителями, принося пользу деревьям и растениям, а зимой они кушают то, чем их покормят люди (несолёное сало, хлебные крошки, семена, семечки). А вообще эти птицы делают очень много запасов на зиму в укромных местах, чтобы не умереть от голода.
4 картинка – снегирь.
- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)
«Много снега навалило –
Снегирю так это мило!
Но, как только снег сойдёт,
Птичка мигом пропадёт…
Не за тридевять земель –
Спрячется в гнездо на ель.»
- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)
- Снегирь – это певчая птица, немного похожая на воробья. У него небольшое тельце, чёрно-серые крылья, красная грудка у самцов, а бурая грудка у самок. Снегири живут в лесах, садах, парках. Зимой эти птички питаются ягодами калины и рябины, семенами, почками, а летом – некоторыми насекомыми. Саму ягоду снегирь не ест, он только проглатывает семечки внутри ягоды, а мякоть выбрасывает. Снегири обычно живут небольшими стайками по 7-10 птиц, а в поисках еды перемещаются с места на место.
5 картинка – сорока.
- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)
«Вездесущая сорока
Черноока, белобока.
Целый день она летала,
Новостей насобирала,
И теперь вовсю стрекочет,
Поделится ими хочет.»
- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)
- Сорока – это шумная крупная птица. Голова, шея и крылья птицы, чёрные с фиолетовым или зелёным отливом, а грудка и бока белые. Именно за белые бока люди называют ту птицу «сорока-белобока». Чёрный хвост сороки длиннее, чем она сама. По земле птичка передвигается прыжками. Сороки живут в небольших лесах, парках, садах и рощах неподалёку от человеческого жилья. Питаются они семенами, зерном, насекомыми, яйцами птиц и мелкими животными, грызунами. Сороки любят всё яркое и блестящее, поэтому тянут всякие мелочи к себе в гнездо.
6 картинка – ворона.
- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)
«Хозяйки города – вороны.
У них, ворон, свои законы.
Решив, что мстят они за дело,
Клюют врагов умело, смело.
Никто из крыс, котов, собак,
Понять не может, что не так.»
- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)
- Ворона – это крупная городская птица с широким клювом. Тело вороны серого цвета, а голова, крылья и хвост – чёрные с металлическим отливом. Встречаются полностью чёрные птицы. Вороны питаются червями, личинками, мышами, лягушками и жуками. Это умная, хитрая и нахальная птица – в поисках пищи она может разорять чужие гнёзда. Вороны умеют подражать человеческому смеху или собачьему лаю, а иногда даже говорить некоторые слова.
7 картинка – дятел.
- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)
«Барабанщика приятель –
Дробь выстукивает дятел.
По стволу стучит, стучит,
На минутку замолчит,
Язычком жучка поймает
И работу продолжает.»
- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)
- Дятел – это небольшая птичка с интересной расцветкой. Оперение у этих птиц бывает пёстрым, чёрно-белым, пятнистым. У дятла тело покрыто чёрными и белыми перьями, длинный клюв и красный хохолок на голове. Дятлы живут в лесах на деревьях. Основное занятие этой птицы – это стучать по дереву, добывая из-под коры насекомых (муравьи, жучки, личинки, которыми и питается дятел. В народе дятла называют «санитаром леса» («доктором леса», а всё из-за того, что он избавляет деревья от вредных насекомых, лечит деревья.
- Предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Птички» :
«Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили?
Пёрышки почистили!
Клювики почистили?
Клювики почистили!
Дальше полетели
И на место сели!»
- Продолжаем нашу беседу.
Дидактическое упражнение «Для чего?»
- Для чего птице клюв? (Ответы детей)
- Для чего птице крылья? (Ответы детей)
- Для чего птице лапки? (Ответы детей)
- Для чего птице пёрышки? (Ответы детей)
- Для чего птице хвост? (Ответы детей)
- О ком мы с вами разговаривали? (Мы разговаривали о зимующих птицах)
- Назовите, с какими птицами мы познакомились. (Ответы детей)
- Хорошо! А как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки)
Аппликация «Птички на кормушке».
Цель. Развивать умение детей выполнять предметную аппликацию по выбору, путем составления целого из фрагментов.
Задачи.
• закрепить понятие «Зимующие птицы»;
• развивать у детей способность создавать образ в аппликации на тему «Зимующие птицы»;
• формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитание любви к природе.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц.
Раздаточный материал: заготовки туловища и головы птицы,
детали крыльев, хвосты различной формы и цвета, клей, кисточка, салфетка.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, зима. На улице стало холодно, перелетные птицы улетели в теплые края. Но не все птицы улетели. Какие птицы остались зимовать? Как называются такие птицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, зимующие птицы. Отгадайте загадки.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют,
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
***
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка
И ещё полоска шарфика. (синица)
Воспитатель. Зимующим птицам очень тяжело найти себе корм, ведь кругом снег. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Какие птицы любят рябину поклевать? Снегири.
А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель. Сегодня к нашей кормушке прилетели синички и снегири. Давайте хорошенько рассмотрим этих птиц. Что у них общего?
Смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья. Все части тела покрыты перьями.
Воспитатель обводит указкой части тела указкой у птиц, привлекает к ответу детей.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем делать аппликацию птички, которая вам больше всего понравилась. Сначала приклеиваем тело птички, затем приклеиваем голову, затем клюв, глаз и хвостик, а в конце крылышки.
Физкультминутка «Птицы».
Мы распахнём пошире дверь и выпустим на волю птиц.
И крыльями взмахнув легко, они взлетают высоко.
Птицы летели, крыльями махали,
На кормушку сели, корм клевали.
Вернувшись с полёта, поют наши друзья,
Что жить без свободы птицам нельзя.
Самостоятельная работа детей.
На столе лежат детали туловища, головы, крыльев и хвоста различной формы и цвета. Дети самостоятельно выбирают место на плакате для своей птицы, приклеивают ее. Дети делают аппликацию, воспитатель помогает, если возникают затруднения. После окончания работы дети рассказывают, какая птичка у них получилась.
Воспитатель. Молодцы, ребята. У вас получились очень красивые птицы, а самое главное они не будут голодать холодной зимой, ведь у них теперь есть кормушка.
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Рассматривание зимующих птиц.
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• А как зовут эту птицу? (Рассматривание картинок с изображением птиц).
• Чем они питаются?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
• Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
Рассказ о птицах по схеме.
Цель: формирование умения детей составлять описательный рассказ о птице по плану – схеме.
Задачи: продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя предложениями из 4 – 5 слов. Продолжать учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением. Продолжать учить использовать в речи прилагательные, противоположные по значению.
Ход:
- Ребята, каких птиц вы знаете? Назовите их. – Я знаю голубя. Я знаю ласточку (ворону, воробья, снегиря, лебедя, петуха, цаплю)
- На какие группы мы делим птиц? – (перелетные, зимующие)
- Почему некоторые птицы улетают на юг? – Некоторые птицы улетают на юг, потому что здесь им не хватает корма. Это перелетные птицы.
- Почему некоторые птицы остаются зимовать рядом с нами? – Этим птицам хватает корма, им помогают перезимовать люди. Люди подкармливают зимующих птиц.
- Чем отличаются птицы от животных? – Птицы летают. У птиц есть крылья. Тело птиц покрыто перьями.
- Ребята, как называется вот эта птица, изображенная на картинке? – Это ворона.
- Какого цвета ворона? – Ворона черная.
- Что есть у вороны? – У вороны есть голова и туловище. На голове есть глаза и клюв. На туловище есть крылья, хвост и лапки.
- Чем покрыто тело вороны? – Тело вороны покрыто черными перьями.
- Как кричит ворона? – Ворона кричит «кар – кар».
- Ворона – зимующая или перелетная птица? – Ворона – зимующая птица.
- Ребята, послушайте, как я расскажу о вороне.
Ворона – это зимующая птица. У вороны есть голова и туловище. На голове есть глаза и клюв. На туловище у вороны есть крылья, хвост и лапки. Тело вороны покрыто черными перьями. Ворона кричит : «Кар – кар». (Выслушиваем рассказы 4 – 5 детей.)
Физминутка.
Птички в гнездышке сидят (приседают)
И на улицу глядят (повороты головы).
Погулять они хотят (кивают головой)
И тихонечко летят (разлетаются, машут руками).
Дидактическая игра «Сравни».
Звери бегают, а птицы … летают.
Скворцы поют, а вороны …кричат.
Воробьи не улетают зимой, а дикие утки … улетают на юг.
У снегиря грудка красная, а у синицы … желтая.
У воробья глаза маленькие, а у совы … большие.
У сороки хвост длинный, а у синички … короткий.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Лебедь … белый, а грач … черный.
У журавля ноги … длинные, а у скворца … короткие.
У соловья клюв … тонкий, а у утки … толстый.
У гуся хвост … короткий, а у сороки … длинный.
У ласточки голова … маленькая, а у журавля … большая.
У скворца грудка … черная, а у ласточки … белая.
У воробья глаза … маленькие, а у совы … большие.
Дидактическое упражнение «Звук «Р».
Воспитатель просит вспомнить, какие звуки произносят ворона (кар – кар, утка (кря – кря, петух (ку – ка – ре – ку, воробей (чик – чирик) с разной силой голоса.
Затем предлагает договорить слова:
Ра – ра – ра – начинается иг … (ра).
Ро – ро – ро – у мальчика вед … (ро).
Ру – ру – ру – продолжаем мы иг … (ру).
Ры – ры – ры – подарили нам ша … (ры).
Ре – ре – ре – стоит дом на го … (ре).
Ри – ри – ри – на ветках снеги … (ри).
Ар – ар – ар – кипит наш само … (вар).
Арь – арь – арь – на стене висит фо … (нарь).
Заключительная часть.
Воспитатель говорит о том, что у всех детей хорошо получилось составить рассказ о вороне, хорошо получилось сравнивать птиц.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Зачем нужна кормушка?
• Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
• Что ест голубь, воробей, синичка?
• Так зачем подкармливать птиц зимой?
Рисование ватными палочками «Синичка на ветке рябины».
Цель: продолжение знакомства детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками.
Образовательные задачи: учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции.
Развивающие задачи: развивать интерес к зимующим птицам развивать мелкую моторику рук, внимание и мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению природы, любовь к пернатым.
Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц на ветках.
Материалы и оборудование: листы бумаги, гуашь, кисточки, баночки с водой, ватные палочки, салфетки (на каждого ребенка); мольберт, иллюстрации с изображением синиц.
ХОД:
Воспитатель: ребята,сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Скажите, пожалуйста, можем ли мы зимой встретить грачей, ласточек, журавлей, соловьев, аистов?
Воспитатель: конечно нет, они улетают в теплые края. А кто мне может рассказать, почему они улетают от нас? А какие птицы остаются с нами зимой и почему? Как назвать одним словом и тех и других? (зимующие и перелетные) Поэтому сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
Каких зимующих птиц вы знаете (дети называют)
А какую птицу мы сегодня будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я.
Всем известная вам птичка,
А зовут меня …. (синичка)
Воспитатель: правильно-это синица. Давайте внимательно рассмотрим синиц, как мы их отличаем от других птиц? (по цвету оперенья, размеру, по голосу и т. д.)
Воспитатель: ребята, сегодня мы будем с вами рисовать большую синицу на ветке, но не обычным способом, а использовать будем ватные палочки вместо кисти.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим изображение большой синицы.
Обратите внимание на строение её тела: круглая черная голова, круглая желтая грудка, шеи практически не видно, маленький треугольный клюв, небольшой хвост.
Воспитатель: А теперь давайте начнём нашу работу. Нам нужно раскрасить нашу синичку, используя ватные палочки.
Палочку возьмем вот так (показывает)
Это трудно? Нет, пустяк.
Гордо, словно королева,
палочка пошла тычком,
застучала каблучком.
Мы рисуем раз, раз,
все получится у нас!
(Палочку ставить вертикально сделать несколько тычков без краски)
По контуру вашего рисунка расположены точки. Ватными палочками располагаем точки равномерно, заполняем ими все пространство рисунка.
Воспитатель: ребята, пока краска сохнет, немного с вами поиграем, хотите?
Физкультминутка:
Раз, два, три, все мы птички, посмотри.
Вот летали птички, птички – невелички.
Все летали и летали, крыльями махали.
На дорожку сели, зернышек поели:
Клю-клю-клю, как я зернышки люблю!
Перышки почистили, чтобы были чище
Вот так, вот так, чтобы были чище.
А теперь мы с вами дорисуем детали (по желанию детей снег, рябинку и т. д.)
А какие удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши синички. Расскажите, какие приемы нетрадиционной техники рисования вы использовали в работе при создании картины (дети рассказывают, делятся впечатлениями).
Воспитатель: из ваших работ мы организуем выставку.
Рисование «Птичий дом».
Задачи: учить рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, треугольной крыши и круга. Правильно передавать величину частей предмета; закреплять приемы закрашивания, правила работы с карандашами; развивать чувство композиции, творческое мышление, воображение; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши.
1. Вводная часть.
Утреннее приветствие «Здравствуй, Небо!»
Здравствуй, Солнце! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Земля! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья! (Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, что же мы будем сегодня рисовать.
Рано утром на заре,
Только встав с постели,
Трель услышал на дворе - птицы прилетели.
II. Основная часть.
- Ребята, скажите, какие вы видели скворечники, где вы их видели?
- Зачем нужны скворечники?
Воспитатель показывает макет скворечника.
- Посмотрите на скворечник. Из каких частей он состоит? (сам скворечник, крыша и леток - отверстие, через которое птицы попадают в скворечник)
- Какой формы скворечник? (прямоугольный)
- Крыша? (треугольная)
- Леток? (круглый)
- Каких размеров части скворечника? (прямоугольная часть самая большая, над ней прямая крыша, она поменьше, на прямоугольной части имеется отверстие – леток)
- А теперь давайте подумаем, как мы будем рисовать скворечник? (сначала нарисуем прямоугольник и закрасим его, затем нарисуем крышу, леток и у нас получится вот такой скворечник).
- Возьмите карандаш. Покажем в воздухе, как будем рисовать скворечник. Не забываем о том, что закрашивать нужно в одну сторону - или сверху вниз или слева на право.
Физкультминутка
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Давайте нарисуем домик для птичек.
- Какого цвета карандаш нам нужно будет взять? (ответы детей)
- Рисовать будем снизу листа вверх. Посмотрите.
Воспитатель показывает на большом листе, дети смотрят.
III. Итог.
- Ребята, посмотрите, к нам прилетела птичка посмотреть, какие вы скворечники нарисовали.
Анализ работ: Молодцы, ребята! Птичке очень понравилось, как вы нарисовали скворечник.
Результаты реализации проекта.
Дети:
1. Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
2. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
3. Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
4. Развивающая среда группы пополнилась : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
5. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
1. Изменение отношения к данной проблеме.
2. Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
3. Участие родителей в выставке «Лучшая кормушка».