Наталия Косилова
Проектная деятельность в детском саду (выступление на педсовете)
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод». Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду (выступление на педсовете)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепоколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как перваяступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускникдетского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ косновной образовательной программе. Современные педагогическиеисследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеряживости, притягательности процесса познания. Увеличивается числодошкольников, нежелающих идти в школу; снизилась положительнаямотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Какже поправитьситуацию? Становление новой системыобразования, ориентированной навхождение в мировое пространство, требует существенных изменений впедагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствованияпедагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открываетновые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболееэффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектированияотносится к современным гуманитарным технологиям, которые являютсяинновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможностьэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческиеспособности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешноадаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новыйуровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнеромдетей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармоничновплетается в образовательный процесс детского сада.
Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?
В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни иозначает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнкомокружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированнойпрактической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективнаятворческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходимисследовательский поиск в различных направлениях, результаты которогообобщаются и объединяются в одно целое.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
2. При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить отрех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектнойдеятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняютдействия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что непротиворечит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существуетпотребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому иподражать ему.
3. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовыватьдействия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается квзрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность сосверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способныдостаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступкисверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результатадеятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
4. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активностьдетей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели исодержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом ивозможности организовать её.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чегонужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктомпроектной деятельности?”, “Вкакойформе будет презентован продукт?” Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходитнесколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носитличностно-ориентированный характер.
5. Работа над проектом
6. Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокогоизучения, составить план познавательной деятельности. Один из способоввведения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :
1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует нетолько развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственныхинтересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний всвободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевогоаппарата.
7. Последовательность работы педагога на данномэтапе:
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересовребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
8. Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя наданном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случаезаключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, какпсихических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет
проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые
проблемы,
использования операций сравнения и сопоставления,
проблемного изложения информации педагогом,
организации опытов и экспериментов.
9. Последовательность работы педагога на данномэтапе:
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части
проекта,
даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поискматериалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
10. Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрываетсятворческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имеливозможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости задостижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своеговыступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своейэмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит. д.).
11. Последовательность работы педагога над проектомна данномэтапе :
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет
книгу, альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании,
обобщает опыт работы).
12. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
Видыпроектов :
1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детскогодизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда детивходят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленныепроблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собираютинформацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в видедетского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческиепроекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
13 Значимы и другие видыпроектов, в том числе:
• комплексные
• межгрупповые
• творческие
• групповые
• индивидуальные
• исследовательские
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно илинесколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например,“Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детейдошкольного возраста к физической культуре”- на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являетсяразвитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяетсязадачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
___завершение
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
1. Выбор темы проекта.
2. Поставить цель проекта.
3. Разработать план продвижения к цели.
4. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
5. Составить план – схему проекта.
6. Заняться сбором и накоплением материала.
7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Организовать и провести презентацию проекта.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!