Надежда Повалихина
Проектная деятельность «Помни главное условие — чистота залог -здоровья» с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 3 – 4 года (вторая младшая группа)
Срок реализации: 4 недели.
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: педагоги группы, дети второй младшей группы,
медсестра, повар, прачка, родители.
Актуальность
Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения.
Публикация «Проектная деятельность „Помни главное условие — чистота залог -здоровья“ с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В конечном счете от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержание порядка в окружающей обстановке. Таким образом, актуальность проекта продиктована:
• потребностью формирования культурно-гигиенических навыков, соответствующих возрасту детей;
• необходимостью развития интереса к здоровому образу жизни.
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
1. Формировать представления детей о чистоте и здоровом образе жизни.
2. Расширять знания детей о правилах и предметах личной гигиены.
3. Учить детей соблюдать и поддерживать чистоту не только
в помещении, но и на улице.
4. Создать условия по формированию у младших дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью.
5. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Ожидаемый результат
1. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
2. Повышение знаний о чистоте и опрятности своего внешнего вида.
3. Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты – личной и окружающей среде (внешний вид, личный шкафчик, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория).
4. Умение замечать и устранять имеющиеся недостатки.
Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности)
Работа с детьми
1. Определение темы и формулирование проблемы: «У детей недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки.
2. Составление варианта перспективного планирования.
3. Анализ имеющегося дидактического материала.
4. Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр, игрушек, пособий по теме проекта.
Задачи:
выяснить осведомленность детей по проблеме;
определить направления в работе;
создать перспективное планирование работы;
пополнить предметно-развивающую среду в группе.
Работа с родителями
1. Ознакомление родителей с темой.
2. Нацеливание родителей на поиск информации по проблеме чистоты и здоровья.
3. Обсуждение с детьми просмотренных совместно дома мультфильмов по теме проекта: «Королева Зубная щетка», «Мойдодыр», «Федорино горе». Предложить записать ответы детей, чтобы по окончании проекта самостоятельно определить динамику развития ребенка.
Задачи:
развивать педагогическую инициативу родителей;
вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс в группе;
укреплять детско-родительские взаимосвязи и интересы.
Основной этап (содержание работы по освоению детьми образовательных областей в рамках проекта)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи
• Дать детям представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены и чистоты в доме, на улице, в природе.
• Воспитывать привычки, а затем и потребности в соблюдении чистоты в повседневной жизни, соблюдении правил личной гигиены.
1. Образовательная ситуация на игровой основе «Да здравствует мыло душистое». Познакомить детей со свойствами мыла; закрепить и уточнить знание детей о том, для чего люди используют мыло, воспитывать культурно-гигиенические навыки; обогащать словарный запас (душистое, туалетное, стружка, пена).
2. Разрешение проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация «Что взяла – клади на место» (по стихотворению З. Александровой).
Проблемная ситуация «Кукла грязнуля пришла в гости поиграть с детьми» (ситуация создается после прочтения стихотворения А. Барто «Девочка чумазая).
3. Игры с водой и песком проводятся с подгруппой детей в утренние, вечерние часы, по возможности на прогулке.
Игра «Песочные человечки»
Игра «Кто живет в воде?»
Игра «Мыльные пузырики»
Игра «Считалочка-купалочка»
Игра «Кто разбудил китенка?»
4. Экспериментирование.
Экспериментирование с водой по рассказу Л. Б. Дерягиной «О том, как водичка гулять отправилась»
Экспериментирование: опыт «Лужи-зеркала». Рассказывание отрывка из сказки «Про маленького поросенка Плюха»
5. Дидактические и настольные игры.
Игра «Что за чем идет»
Цель – развивать зрительное внимание, мышление детей.
Игра «Найди непохожий»
Цель – развивать умения сравнивать предметы, находить сходства и различия; формировать связную речь.
Игра «Третий лишний»
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Чего не стало?»
6. Загадки по теме проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи
• Развивать игровую деятельность детей.
• Развивать умение действовать в соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил в игре.
• Дать детям представления об основах безопасности в быту, способах сохранения и укрепления своего здоровья.
• Формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
• Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
1. Сюжетно-ролевые игры
Игра «Семья»
Игровые действия: купание куклы, уборка дома и подготовка к приему гостей, приготовление угощения для гостей, прием гостей (в процессе игры воспитатель обращает внимание детей на необходимость соблюдения правил гигиены).
Игра «Доктор»
Сюжет: вызов доктора на дом – у больного болит живот.
2. Упражнения, направленные на улучшение взаимодействий с окружающими.
Упражнение «Игрушечный магазин»
Цель – способствовать самовыражению детей.
Игра «Покажу, как я люблю»
Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
3. Беседы о правилах безопасности и личной гигиене в туалетной комнате.
Воспитатель задает детям вопросы, а ответы детей формулирует в правила поведения в туалетной комнате, которые впоследствии многократно повторяет вместе с детьми.
Такие беседы проводятся ежедневно, для большего эффекта – индивидуально.
4. Беседы «Почему нельзя есть на улице?», «Грязные руки – хорошо или плохо?»
5. Наблюдение за трудовыми действиями дворника.
6. Уборка в группе, на прогулке.
7. Процессы одевания и раздевания в определенном порядке в режимные моменты (сон, прогулка).
8. Процесс складывания в определенном порядке снятой одежды перед сном.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи
• Формировать потребность пользоваться речью.
• Обогащать словарь посредством введения новых слов.
• Развивать грамматический строй речи.
• Учить проговаривать последовательность действий.
• Учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.
1. Образовательные ситуации на игровой основе «Зубы чистим, полощем рот чище», «Незнайкины вопросы».
2. Ситуативные разговоры о том, почему нельзя есть на улице, о грязных руках – хорошо это или плохо, опасно ли быть неряхой.
3. Тренировка проговаривания последовательности действий при умывании, раздевании, одевании.
4. Игры на координацию речи с движением
Игра «Зубная щетка»
Игра «Умывалочка»
5. Вопросы к беседе по сюжетной картинке «Помоги навести порядок»:
6. Куклы бибабо, персонажи настольного и пальчикового театров, персонажи для работы на фланелеграфе для обыгрывания знакомых сказок.
7. Драматизация отрывков сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Чтение художественной литературы
Задачи
• Расширять литературный опыт детей.
• Искать ответы на вопросы проекта.
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
В. Коростылев «Королева Зубная щетка»
Т. Шорыгина «Муха Грязнуха»
Л. Воронкова «Маша-растеряша
А. Барто «Девочка чумазая»
Л. Белкина «Куда ушли колготки»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
З. Александрова «Что взяла – возьми на место»
Р. Самарец сборник стихов «Хорошие манеры»
И. Муравейка «Я сама»
Ю. Тувим «Письмо к детям по одному очень важному делу»
2. Продуктивная деятельность
Задачи
• Развивать изобразительные и конструктивные навыки, творчество.
• Развивать мелкую моторику.
Рисование красками «Дождик», «Музыка капели», «Мыльные пузыри»
Трафареты с изображением игрушек для рисования карандашами на тему «Моя любимая игрушка»
«Рисование» пальчиками по манке «Песочные и водные человечки», «Дождик», «Травка растет», «Капелька»
Рисунки-раскраски с изображением принадлежностей личной гигиены, бумажных кукол и их одежды для раскрашивания мелками и карандашами.
Раскраски, штриховки.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
• Укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
• Формировать ценностное отношение к здоровью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
• Развивать потребность в активной двигательной деятельности.
1. Физкультурные занятия.
Игровое занятие «К солнышку в гости», сюжетное занятие «На прогулке»
2. Физкультминутки.
3. Подвижные игры.
Игра «Солнышко и дождик»
Игра «Капельки и тучка»
Игра «Мыльные пузыри»
Игра «Раздувайся, мой шар!»
Игра «Птицы»
Игра «Ровным кругом»
4. Настольно-печатные дидактические игры.
Игра-лото «Валеология»
Цель – познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
5. Пальчиковая гимнастика
«Большая стирка»
«Водичка-водичка»
6. Массаж лица «Нос умойся!»
Массаж рук и лица «Умывальная песенка»
7. Оздоровительная гимнастика для глаз.
Гимнастика «Муха»
8. Закаливающие процедуры: воздушные ванны, ванночки для ног, обтирание рукавичками, хождение по соляной дорожке.
Работа с родителями
Задачи
• Развивать педагогическую инициативу родителей.
• Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.
• Привлекать родителей к расширению социального опыта детей.
• Приобщать к совместному творчеству.
• Укреплять детско-родительские отношения, взаимосвязи и интересы.
• Обратить внимание родителей на соблюдение правил гигиены дома членами семьи.
• Повышать компетентность детей и родителей в вопросах здоровья.
1. Материалы консультации по теме «Чистота – залог здоровья»
2. Индивидуальные беседы с родителями:
о важности соблюдения единого режима дома и в детском саду для здоровья;
необходимости занятий утренней гимнастикой;
влиянии закаливания на организм («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья).
Задание родителям: сходить с ребенком в магазин (общественное место) и обратить внимание на расположение продуктов на полках магазина, на порядок в расположении большого количества продуктов, их внешний вид, общую эстетику, также обратить внимание на:
- условия хранения продуктов (они не разбросаны на полу, как игрушки в комнате, у каждого продукта есть свое место, и покупатели могут легко найти нужный продукт);
- внешний вид продуктов (грязные, испачканные продукты никто покупать не будет – это может быть вредным для здоровья).
Дома побеседовать о влиянии «чистых» и «грязных» продуктов на здоровье.
3. Совместная с родителями организация фотовыставки «Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – чистота»
4. Привлечение родителей к изготовлению рисунков, макетов «Мойдодыра»
Итоговый этап
1. Досуг «В гости к кукле Маше»
Цель – закрепление знаний и умений детей о культурно-гигиенических навыках, доставить детям радость.
2. Фотовыставки:
«Да здравствует мыло душистое»
«Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – чистота»
3. Коллекции:
«Страна Мойдодырия»
«Удивительное мыло, необычные расчески»
«Забавные мочалки»
4. Изготовлены игры
5. Оформлена «Книга для почемучек» (правила здорового образа жизни)
Итоговый мониторинг
Цель – проследить результативность проделанной работы.
Способы и формы оценки:
наблюдение за детьми;
анкетирование родителей;
беседы с детьми по вопросам;
В результате нами было выявлено, что большинство детей группы способны самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома.
Самостоятельно соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеют элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Дети умеют замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослого.
Используемая литература
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие» - Воронеж 2015
2. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие» - Воронеж 2915
3. Аджи А. В., Кудимова Н. П. Открытые мероприятия для детей второй младшей группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Воронеж 2014
4. Анферова В. И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет Москва 2012
5. Бабенко Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке
Москва 2015
6. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Санкт-Петербург 2014
7. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки Москва 2013
8. Юрченко О. Игры и сказки для развития речи: «100 и 1 игра для развития ребенка Санкт-Петербург 2011